Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древняя Греция. В древнегреческих полисных государствах были заложены основы государственно­го регулирования благотворительности и призрения



Первые греческие города-протогосударства возникли еще в III-II тыс. до н. Э. На юге Балканского полуострова. В VI-V в до нашей эры на первый план среди сотен полисов выдвинулись два наиболее сильных города-государства: Афины и Спарта. Именно под знаком их противоборства развивается история Др. Греции.

в древнегреческих полисных государствах были заложены основы государственно­го регулирования благотворительности и призрения. Уже в героический период (о содержании которо­го можно судить на основании гомеровских текстов «Илиады» и «Одиссеи») в силу религиозных верова­ний было развито гостеприимство, а чужестранцы и нищие считались находящимися под особым покрови­тельством Зевса. Кроме того, предполагалось, что сами боги зачастую странствуют по земле под видом людей. Поэтому прибывшего гостя радушно встречали, пода­вали воду для омовения рук и ног, угощали и только потом спрашивали, кто он, откуда и зачем приехал; при отъезде давали ему хорошие подарки К нищим также проявляли сострадание, давали милостыню, приют, иногда одежду и обувь, пригла­шали к участию в пиршествах. Такие отношения го­степриимства, конечно же, являлись обычаем, перехо­дившим от родителей к детям, и свято соблюдались. Впоследствии в Коринфе и Афинах возникают первые общественные гостиницы для приезжих, существовав­шие на государственный счет особенно в местах об­щественных празднеств или вблизи знаменитых хра­мов (в Олимпии, при храме Афродиты в Книде, при храме Геры в Платеях). Размещение в гостинице не тре­бовало денег, но о собственном пропитании приезжий должен был заботиться сам.

В период формирования Афинского полиса возник­ла разветвленная система прав и обязанностей его граждан. Так, в число обязанностей зажиточных граж­дан входило отправление литургий — своеобразных личных повинностей, состоявших в покрытии издер­жек на государственные предприятия и религиозные празднества. Размер литургии не был заранее опреде­лен и зависел от того, в какой степени отдельные лица пытались приобрести расположение народа и стара­лись превзойти друг друга в роскоши и богатстве.

В число литургий входили:

1) расходы на снаряжение священных посольств на национальных праздниках;

2) снаряжение хоров, куда входили заботы об обуче­нии, наряде и прокормлении хористов

3) расходы на подготовку и содержание участников гимнастических состязаний (с украшением мест соревнований);

4) организация «банкетов», состоявших из угощения членов своей филы (района) и устраивавшихся чаще всего перед выборами на народном собра­нии (своеобразная древнейшая «предвыборная» технология);

5) организация лампадархий (ночных забегов с фа­келами в руках)

6} чрезвычайные литургии (триэрархии), состоявшие в снаряжении и постройке военных кораблей.

И хотя размер литургия зависел от желания бога­того гражданина и не оговаривался заранее, отправ­ление литургий считалось обязанностью граждан. в случае отказа предусматривалась возможность обмена имуществами, когда любой граж­данин полиса на народном собрании мог предложить отказавшемуся обменяться имуществом с обязатель­ством выполнять возложенные на него общественные обязанности.

Тем самым, отправление литургий мож­но рассматривать как своеобразный механизм пере­распределения богатства в пользу нуждающихся сло­ев населения.

В древних Афинах сложилась своеобразная систе­ма социальной помощи, когда часть благотворительных функций брало на себя государство. В число обычных расходов полиса входили:

Расходы на организацию народных празднеств которые включали в себя устройство «зрелищ», выдачу народу денег на их посещение и угощение зрителей.

существовало правило, отмененное впоследствии по инициативе Демосфена, предусматривавшее смертную казнь за любое предложение на народном собрании употребить «зрелищные» деньги на иные цели; а не по их прямо­му предназначению.

Раздача «зрелищных» денег со временем приобрела массовые масштабы. Если при Перикле беднейшие граждане получали по 2 обола в день лишь во время праздников Диониса (когда происходили театральные представления), то уже в IV в. до н. э. как богатые, так и бедные граждане имели право получать по 2 обола в течение трех дней во все большие праз­дники

Выдача социальных пособий. Значительная часть государственных расходов шла ее на выдачу пособий. граждане, изувеченные на войне, содержались за счет государства. Позднее это постановление было распространено на всех неспособных к труду неиму­щих. Размер пособия (1 — 2 обола в день) назначался народным собранием, а права «пенсионеров» опреде­лялись советом собрания. Периодически они были обязаны являться в совет для освидетельствования, под угрозой лишения пенсии.

Сыновья воинов, убитых на войне, также воспитывались за государственный счет до своего совершеннолетия, я затем получали от государства полное воо­ружение. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде даровой раздачи хлеба, закупленного казной. Имеются ее сведения о том, что в IV в. до н. э. Афинское государство выделяло бедным.девушкам-гражданкам средства для приданого — своего рода помощь неимущим гражданам в условиях усиливавшегося имуще­ственного расслоения.

Отправка граждан в путешествия. Это практиковалось, например, в правление афинского стратега Перикла, который отправлял сограждан путешествовать за казенный счет, чтобы путешественник хоть чему-нибудь научились в заморских краях и высвободить город от ничего не делающей беспечной толпы, и в то же время помочь беднякам.

Таким образом, в Афинском полисе оформляется Своеобразная система государственных и общественных обязанностей по призрению и благотворительности, призванная поддержать неимущих и обедневших сограждан и обеспечить социальный мир и равновесие. Это было мерой государства, призванной предупредить возможные народные волнения. Объектами же социальной помощи могли быть только граждане полиса, метеки, а тем более рабы, на какую-то поддержку рассчитывать не могли.

Благотворительная деятельность государства не всеми воспринималась как положительная. Греческий философ и ученый Аристотель указывал, что она толь­ко развращает народ, а стремление быть милостивым оборачивается для демоса злом. Он писал,- «А что каса­ется жертв и святилищ, празднеств и священных уча­стков, то народ, поняв, что невозможно каждому бед­ному человеку самому приносить жертвы, устраивать празднества, храмы и украшать и возвеличивать город, в котором живет, признал, как достигнуть этого. Вот поэтому государство совершает на общественный счет жертвоприношения в большом числе, а народ и пиру­ет, и получает по жребию мясо жертвенных животных, народ же строит специально сам для себя многочис­ленные палестры (гимнастические школы], раздевальни, бани. И больше пользуется ими чернь, чем зажи­точное население»,

Спарта. В

В Спарте же складывается образец аристократи­ческого военно-лагерного государства, которое ради по­давления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности, пытаясь сохранить «равенство» среди самых спартиатов (потомков дорийских завоевате­лей). Последнее, например, поддерживалось традици­ей «общественных столов», носивших военный харак­тер. В них были обязаны участвовать все мужчины, до­стигшие двадцати лет, а каждый спартиат был обязан делать ежемесячно взнос в пользу стола пищевыми припасами и деньгами. Кто не мог внести данный взнос, тот лишался политических прав и становился илотом.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 970 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...