Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. «Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.
Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви -«десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер — печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.
Выделялись четыре основные категории призреваемых: вдовы, убогие («задушние человецы»), странники (в том числе и странствующие монахи — «кто святая одеяния иноческая свержет») и нищие.Тем же Уставом (996 год – князь Владимир 1) определялась десятина на содержание монастырей и церквей, а также богаделен, больниц и неимущих. Десятина представляет собой особый церковный налог, составлявший десятую часть доходов от хозяйственной деятельности (десятая часть урожая, десятая доля от всякого суда, от торгу часть, от приплода всякого скота на каждый год десятая доля и т. п.). Устав Владимира I предписывал содержать неимущих, убогих и нищих при церквах. Князю Владимиру I (980—1015) приписывается учреждение первых училищ для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих людей; богаделен, странноприимных домов, а также, возможно, и первых больниц. Однако основное место в благотворительности князя занимало все же «нищелюбие». На практике это означало: накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, призреть «хоть единого из малых сих» и вообще так или иначе проявить милосердие. Об этом восторженно свидетельствовал летописец Нестор.
Таким образом, значение крещения Руси, при всех его особенностях, трудно переоценить: ускорилось изживание местных племенных различий; укрепилась великокняжеская власть; распространились нормы византийского права, что стимулировало формирование феодальных отношений, поляризацию отдельных социальных групп. Идея монархической власти, позаимствованная у Византии, быстро вошла в политическое сознание Руси. Русь получила письменность, открылся доступ к ценностям европейской культуры.
Вместе с тем, на начальном этапе идея единоличной власти была неразрывно связана с требованиями ее гуманности и мудрости. Так, например, прославленный политический деятель начала XII в. великий князь Владимир II Мономах в своем поучении создал образ идеального князя, власть которого должна быть нравственной и основываться на соблюдении евангельских заповедей.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 523 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!