Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История Древнего Китая



выделялись три крупные группы: I) «благородные» (привилегированная аристократия; 2) «простонародье» (свободные крестьяне-общинники); 3} «подлые люди» (рабы, крепостные, оброчные невольники, слуги).

В истории древнейшего Китая отмечается противопоставление и борьба двух философско-правовых: конфуцианство и легизма

В VI в. до н. э. возникает учение Конфуция, основной идеей которого было создание гармонии как главного условия вселенского порядка, равновесия в мире и, следовательно, счастья людей: Такая гармония подразумевала 1) гармонию; между людьми и природой и 2) гармонию между людь­ми, которая должна была соответствовать «естествен--ному порядку, то есть добродетели и морали.

Средством поддержания справедливого порядка Конфуций называл не закон, а соблюдение традиций и моральных основ («ли»), закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении меры во всем, что должно побуждать человека к уступ­кам и компромиссам. Главным условием гармонии становилась (сыновняя любовь и почита­ние старших), а также наставление Конфуция: «Любить родителей и родственников преимущественно перед другими, всячески оказывать почтение престарелым, проявлять сострадание к калечным и милосердие к детям».

В V— III вв. до н. э. усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот период Шан Яном создается легистское учение об управлении на­родом и государством, отстаивавшее абсолютную власть правителя В основе легистского учения лежало убеждение в бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказа­ний («фа»), в обязательности «превентивных» мер и коллективной ответственности, при отсутствии какой-либо связи меры наказания с тяжестью проступка. Конфуцианские идеи попытались вытравить силой. Так, в 213г.дон. э. Император Цинь Шнхуанди прика­зал сжечь все конфуцианские книги и казнить 400 ученых.

Впоследствии (в III в. до н. э. — III в. н. э.) происхо­дит слияние легизма и конфуцианства в новое уче­ние — ортодоксальное ханьсхое конфуцианство. В ос­нове его лежала тщательная регламентация поведения людей в обществе и семье с помощью жестких мораль­ных норм «ли», мораль задавала стереотип поведения, право с помощью наказания запрещало от него уклоняться. Основной тезис: «Там, где недостает "ли", следует применять "фа", или то, что наказуемо по "фа", не может быть дозволено по "ли", то, что позволено по "ли", не может быть наказуемо по "фа"».

Содержание правовых положений предусматривало и смягчающие вину обстоятельства: от телесных наказаний освобождались дети млад­ше восьми и старики старше семидесяти лет. От нака­заний освобождались и родственники (дети, жены, близкие), укрывавшие преступника.

Таким образом, в основе правовых документов древнейших государств лежали традиции и обычаи, а нормы обыденной морали базировались на идеях почитания и уважительного отношения к старикам и (родителям, на милосердии к детям и калекам. Регла­ментация семейно-брачных отношений регулировала проблемы наследования имущества и определяла место женщины в обществе.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 480 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...