Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Милость — прощение, снисхождение;
Милование ----благосклонность, любовь.
Впервые тема «милостивой» деятельности и ответственности субъекта за свои поступки появляется у Нестора в «Повести временных лет». По словам Нестора, вся ответственность за бедствия на Руси лежит на ее правителях. Но когда они следуют заветам церкви, происходит расцвет Русской земли. Монахи писали о житье князя Владимира, которого считали идеалом.
Особо стоят в этом ряду «Определения Владимирского Собора 1274г.» —свод канонических текстов, определяющих и регламентирующих деятельность священников, их отношения с нуждающимися, с властью, в нем отражены этические принципы христианского социального служения.
В «Правиле Кирилла, митрополита русского...» раскрыты принципы исполнения обязанностей священника. Кирилл выступает против продажности церковного сана, запрещает брать «принос» от волхвов. При пострижении необходимо испытывать вновь приобщенного. Для этого изучают его биографию, большую роль здесь играют соседи, знающие кандидата с детства, Помимо моральных качеств, таких, как ни сварлив, ни пьяница, кандидат должен быть обучен. В Правилах разъяснены «трудные вопросы», с которыми сталкиваются священники в процессе служения пастве.
В «Святительском поучении новопоставленному священнику» — продолжена тема морального долга и ответственности священника. В частности, говорится о моральных качествах, которые он должен воспитывать в себе: «добронравие», «святительское подобие», «любовь», «трезвение», В тоже время священник должен быть добрым семьянином, ответственен за воспитание своих детей,
Священник не должен брать «приноса», пока покаянием не очистятся грешники. Применительно к ним, а также к пастве «духовным детям» предлагаются определенные меры воздействия, среди которых обучение, «исправление», запреты, епитимий, отлучения. Однако священнику самому необходимо идти к пастве, даже в тех случаях, когда его не зовут
В «Послании Владимирского епископа к местному князю» даны определения тех дел, по которым епископатские суды могут вести дела. Подчеркивается, что князю и боярам в судопроизводство епископатских судов вмешиваться нельзя, поскольку они охраняют интересы людей церкви:
В перечисленных делах милосердия, которые отличаются от канонов Иоанна Златоуста, даны конкретные направления деятельности, которыми, вероятно, занималась церковь в данный период.
В «Поучении духовника исповедующимся» в логике христианской морали призывают добрых христиан следовать делам милосердия: призревать сирот и вдовиц, нищих Для призрения советуют выделять десятину от своих доходов, которую необходимо держать у себя Таким образом, десятина становится средством индивидуального вспомосуществования нуждающимся.
Данный памятник отражает основные направления первых представлений о процессе социальной помощи и поддержки в. период раннего средневековья.
Та же тема милосердия и суда находит отражение и в светской литературе, особую роль здесь играет «Поучение» Владимира Мономаха и «Моление» Даниила Заточника. Так, «Поучение» Владимира Мономаха написано им для своих детей на склоне лет. Оно следует традициям толкования и комментирования Священного Писания Владимир Мономах считает, милосердие несет определенное знание о мире, о человеке, о том пути, которому должен следовать «верующий человек». Истинная социальная позиция предполагает личное участие в судьбе обиженных, а также деятельностную активность в деле христианского самовоспитания. Последнее достигается путем очищения. Причем путь очищения он видит не в монашестве, не в затворничестве, не в голодании, а в малых делах. Среди них — «напоить и накормить нищего», «навестить больного», «покойника проводить».
В своем сочинении Даниил Заточник показывает сущность нищеты, нищенства как явления, негативным образом влияющего на человека вообще и на его отношение с миром. Тем самым он как бы делает князя ответственным за происходящие изменения с нуждающимся. Нищенство изменяет отношения субъекта с миром, «бедный и на родине ненавидим ходит», «бедный заговорит — все на него закричат». Нищета пагубно влияет на близких нуждающегося, она трансформирует отношения, заставляет проявляться низменным чувствам. Князь должен быть подобен «грозе». «Гроза» выступает здесь как принцип «самовластия», «дееспособности», «восстанавливать справедливость и пресекать беззаконие», она несет в себе защиту и поддержку нуждающегося.
Социальная справедливость рассматривается в концепции христианского милосердия не только в смысле правды и неправды, но и в противопоставлении справедливости Бога и несправедливости дьявола. Обижая вдов и сирот, субъект, по сути Дела, восстает против Бога, принимая сторону дьявола, а посему расплата неминуема. Причем «Обида» не обязательно должна иметь материальное, наполнение, она может выражаться и в виде несправедливого обвинения, «клеветы», за которую также следует божественное возмездие.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 469 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!