Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этапы эволюции социальной работы за рубежом и в России



ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопрос № 1/1

Этапы эволюции социальной работы за рубежом и в России

История социальной работы за рубежом и в России имеет глубокие корни в развитии человеческой цивили­зации. Ее начальный период относится к глубокой древ­ности, к XXV — XXII вв. до н. э., когда в Древнем Египте в храмах осуществлялась ритуальная помощь: бесплат­ная раздача хлеба голодающим. В 1750 г. до н. э. законы вавилонского царя Хаммурапи говорили об организа­ции социальной взаимопомощи среди населения.

В античном мире получает свое развитие идея фи­лантропии. Так, если в XIV —VII вв. до н. э. в Древней Греции эта идея проявила себя в соответствующих граж­данских традициях, то в V! —I вв. до н. э. в Древнем Риме филантропия нашла свое выражение в распределении среди обедневших граждан хлеба, одежды, денег, в устройстве развлечений, что было отражено в знаменитом лозунге «Хлеба и зрелищ!».

В первые десять веков нашей эры с рождением и распространением христианской веры принимаются гражданские и религиозные нормативно-правовые акты по социальным вопросам. Так, в 438 г. был принят ко­декс императора Феодосия, запретивший нищенство в Византии. Для христианского мира большое значение имел Сардукийский поместный собор 347 г. (на границе Западной и Восточной Римских империй), на кото­ром было принято двадцать церковных правил об ока­зании помощи нищим, сиротам, вдовам и странникам. В то же время доминирующее место занимает открытая система призрения, находившая свое выражение в раздаче милостыни, кормлении неимущих и т. п.

С принятием христианства как государственной религии Руси в конце X в. отмечается переход от ар­хаического периода помощи и взаимопомощи у восточ­ных славян к периоду общественной (общинной и церковно-монастырской благотворительности.

В это же время (X —XIII вв.) в странах Западной Европы католи­ческая церковь активно содействует образованию каноникатов (духовных учреждений) и социальной профессионализации деятельности монашеских орде­нов. Так, например, в центре деятельности ордена тринитариев оказывается помощь пленным и их освобож­дение, орден антонитов (или антонинов) устраивает осо­бые госпитали для больных горячечной болезнью («огонь святого Антония»), монашеский орден селькулькринков заботится о незаконнорожденных и больных детях.

Монгольское нашествие не только более чем на два века задержало экономическое и культурное развитие русского государства, но и отразилось на уровне соци­ального призрения. Так, если в странах Западной Ев­ропы в XIII — XV вв. активно шел процесс создания ре­лигиозных братств, оказывавших помощь больным и неимущим (в 1291 г. только в ведении монашеского ордена госпитальеров находилось около сотни боль­ниц), то на Руси в этот период только-только отмечает­ся появление первых закрытых благотворительных заведений (богаделен, приютов).

В XVI —XVII вв. на Западе оформляется государ­ственная система социальной помощи, отмеченная возрастанием роли государства и одновременным сни­жением активности христианской церкви. Так, в 1529 г. в Германии принимается Гамбургский устав о помощи бедным, а в 1682 г. — Указ о мерах государственного призрения. В Англии в 1531 г. принимается закон о помощи бедным, в 1572 г. вводится общенациональный налог для оказания помощи неимущим, а в 1601 г. по­является Закон о благотворительности. Во Франции в 1642 г. организуется благотворительное бюро по при­зрению нищих, а с 1656 г. активно развивается сеть государственных Общих госпиталей. Особое развитие в странах Западной Европы получают работные испра­вительные дома для нищих и больных, ставящие своей целью всемерную изоляцию последних от общества.

Совсем иной пример являет собою в этот период времени Россия. Если в западноевропейских странах отмечается повсеместный переход к системе государственной благотворительности, то в России возникает особый церковно-государственный тип призрения, особенностью которого является паритетное участие I церкви и государства в делах благотворительности. В странах Западной Европы фактически ликвидирует­ся открытая система призрения, в России же длитель­ное время сосуществуют обе системы: закрытая и от­крытая (в частности, легализуется институт нищенства). В XVII в. получает развитие новое для общественного призрения явление — светская частная благотворительность (ярким примером служит подвижническая! деятельность приближенного царя Алексея Михайловича Ф.М. Ртищева, по инициативе которого была организована помощь раненым и пленным).

В XVIII в. отмеченные несоответствия в развитии систем социального призрения на Западе и в России фактически исчезли, чему содействовали реформы императора Петра. Последние дали толчок развитию государственной системы социального призрения в рамках единого общеевропейского пространства, зачастую принимая самые варварские формы из-за сохранения в россии феодально-крепостнических порядков.

Существенные изменения в систему социальной помощи в конце XVIII в. внесла Великая Французская революция, впервые поставившая своей целью осво­бождение личности и признание ее «естественных», присущих от рождения прав. Постепенно уходит в прошлое система изоляции неимущих от общества, а каждое из европейских государств вносит свой вклад в дело защиты граждан. Так, в 1884 г. в Германии была введена система государственного социального стра­хования; во Франции в 1871 г. открываются особые благотворительные бюро, ставшие центрами обще­ственной помощи; в Великобритании в 1878 г. была основана Армия спасения; в 1877 г в США создается Американское общество благотворительности.

В России в 1864 г. организуется система земских учреждений, занимавшихся вопросами социального призрения.

Одновременно в XIX — начале XX вв. активизирует­ся общественная и частная благотворительность; дела­ми призрения продолжает также заниматься христиан­ская церковь. Большую роль в социальной помощи на­чинает играть развернувшееся феминистское движение.

Тогда же возникают и социальные учения (социализм, марксизм, анархизм), ставившие своей целью достиже­ние общества всеобщего равенства и блага.

XX век внес значительные новшества в постанов­ку дела социальной помощи. На Западе рубеж XIX -XX вв. являлся переходом к периоду социальной рабо­ты. Формируются две основные модели помощи: «аме­риканская» и «европейская», в основе разделения которых лежит различное соотношение роли государ­ства и общества в системе социального призрения. «Американская» модель характеризуется преобладаю­щим влиянием государства, формирующим и осуще­ствляющим программы социальной помощи и поддержки; «европейская» же модель акцептирует роль по­мощи в рамках коммуны,.то есть городского или сельского самоуправления. В этот период начинается профессиональная подготовка кадров социальных ра­ботников; особое место в социальной работе занимают такие виды помощи, как социально-психологическая реабилитация и адаптация, социокультурная анимация.

Иной пример явил в XX в. Советский Союз [19] 7 — 1991). Новый период в истории отечественной социаль­ной работы, получивший название периода социально­го планирования, охарактеризовался введением единой государственной системы социального обеспечения. Стране Советов удалось ликвидировать безработицу, создать систему пенсионного обеспечения, социально­го страхования, бесплатного медицинского обслужива­ния, льготного санаторно-курортного лечения- В то же время созданная система социального обеспечения базировалась во многом на мифологизированных пред­ставлениях о построении коммунистического общества, игнорировала роль общества в делах социальной помо­щи опыт зарубежных стран. В основе социальной под­держки лежало представление о равном доступе к си­стеме минимальных благ, предоставляемых государ­ством — единственным субъектом помощи.

Новая страница в истории социальной работы была открыта после распада СССР в начале 1990-х гг., когда государство в силу экономических и политических трудностей было вынуждено изменить подход к делу социальной помощи населению и в условиях кризиса на первый план вышла необходимость подготовки кад­ров социальных работников.

Итак, в современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом:

I Архаический период благотворительности (до об­разования в конце III тыс. —первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).

II. Филантропический период (приблизительно до IV —V вв. н. э.).

III. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.}.

IV. Период государственной благотворительности (до рубежа XIX— XX вв.).

V. Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время)

В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом:

I. Архаический период благотворительности (до об­разования Киевского княжества и крещения Руси в IХ-Хвв.).

II. Период общественной (общинной, церковной) бла-готворительности (X —нач. XVI вв.).

III. Период церковно-государственной благотвори­тельности (XVI — XVII вв.).

IV. Период государственной благотворительности (ХVIII нач ХХвв.).

V. Период социального планирования (1917— 1991 гг.).

VI. Период социальной работы ( с 1990-х гг.).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 3891 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...