Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество Г. Аполлинера. «Симультанная» техника и ее значение в поэме «Зона». Жанр идеограммы. Происхождение термина «сюрреализм»



Гийом Аполлинер (Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий) (1980-1918 гг) – французской поэт. Мать - польская дворянка. Отец – итальянский офицер. Родился и провёл детство в Риме, в 1899 году переехал в Париж.

В 1910-е гг был публицистом, писал о кубизме. Дружил с Пикассо, Пикабией, Дягилевым, Кокто.

Находясь на фронте, в 1916 г. Аполлинер был ранен в голову осколком снаряда, перенёс трепанацию черепа. Осенью 1918 Аполлинер, ослабленный операцией, умер от испанского гриппа во время его эпидемии.

Нарочитый эпатаж. Имморализм. Раннее творчество Аполлинера опиралось на традиции французского фольклора, поэзию Франсуа Вийона и лирику эпохи Возрождения, творчество французских романтиков, а также поэтов рубежа веков - Верлена, Рембо, Малларме. В дальнейшем традиционность все больше вытесняется поэтическими новациями.

В 1913 Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «Алкоголи» (Alcools) (куда вошли поэма «Зона» и «Мост Мирабо»). Современники обратили внимание на новаторский характер сборника (отсутствие пунктуации, перепады тона, барочные образы).

Размышляя о задачах искусства, Аполлинер декларировал в качестве основного принципа обновления форм – синтез литературы, живописи, театра. Миссию поэта и художника Аполлинер видел в спонтанности обновления. Его стихи «Каллиграммы» (1917) – образец слияния слова и визуального образа, «звучащей» и «визуальной поэзии».

Поэма «Зона» основана на принципе симультанности, сводящей в единое целое моментное время и длительность. Симультанная техника (от симультан – одновременно) – приём монтажа, соположение двух не сложенных объектов, накинутые друг на друга образы. В сплошном потоке рядом возникают события, происходившие в разное время и в разных местах. Для Аполлинера такая концентрация времени и пространства - способ создания широкой панорамы города и Вселенной. Поэт собирает на своем пути все приметы новой реальности: автомобили, самолеты, рекламу и, конечно, Эйфелеву башню - это символ технического прогресса, и одновременно подчеркивает фрагментарность поэтического повествования: "Ты идешь по Парижу", "А вот ты в заезде на окраине Праги... "," Вот ты в Марселе... "," Вот ты в Амстердаме... "- именно так к стихотворению вводятся различные" эпизоды ".

"Зона", будучи гимном Эйфелевой башне, большому городу и - одновременно - признанием одиночества человека в нем.

Во французском языке слово "зона" имеет дополнительное значение - так называются городские окраины, которые кольцом окружают центральную часть Парижа. Парижская "зона" выступает как воплощение нового индустриального города, новой жизни вообще. Свои чувства и переживания Аполлинер изображает на фоне панорамы общественной жизни современной Европы.

"Зона" написана как свободный, иногда ироничный диалог поэта с самим собой, сюда же вмонтированы, будто кадры кинохроники, важнейшие события его жизни (симульт. техника).

Поэтическая свобода реализуется в стихотворении как на уровне содержания - поэт бросает вызов старому миру, идеалам прошлого, так и на уровне формы - он выражает себя в абсолютно свободном стихе: "Старина надоела нам безгранично / Ты слышишь блеют мосты Пастушка Эйфелева башней / В печенках сидят античная Греция и Рим / Автомобиль и то кажется здесь старому " (" Зона ").

В 1917 году Аполлинер выпустил сборник графических стихов, которые он назвал придуманным им словом «Каллиграммы» (от «каллиграфия» и «идеограмма»).

ИДЕОГРАММА (от греч. idea - идея - образ и...грамма), письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий не звуку речи, а целому слову или морфеме, напр., в древнеегипетской, китайской иероглифике.

Каллиграмма (лирическая идеограмма) – стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в какой-либо рисунок.

Синтез графических и словесных образов.

Аполлинер не первый использовал эту форму, известны более ранние произведения. Новаторство Аполлинера - не в изобретательности предложенных рисунков - они несложные: солнце, мандолина, струйка дыма, голубь, фонтан, ботинок, а в стремлении остаться лирическим поэтом и в экспериментальной форме.

В европейском авангарде начала 20 века Аполлинер был настолько авторитетен и уважаем, что каждое созданное течение пыталось приписать его себе. Но он был как бы над всеми ними и опередил развитие литературы и искусства на несколько десятилетий вперёд.

Постепенно складывается эстетическая программа того искусства, которое Аполлинер определил термином " сюрреализм " (буквально – «надреальность», «сверхреальность»), то есть сильнее, чем реальность. Впервые это слово прозвучало в мае 1917 года. Для Аполлинера "сюрреализм" - прежде всего, способ познания реальности, а не бред или сон, причем познания более глубокого, чем позволяет простое воспроизводство жизни. Бретон «позаимствовал» этот термин у Ап., но в противоположном смысле – нереальное.

7. Дадаизм: генезис, авторы, произведения. История «Кабаре Вольтер».

Dada — фр, деревянная лошадка, слово выбрано наугад на первой случайно открытой странице словаря.

Катализатором формирования дадаизма стала Первая мировая война. Опыт варварской бойни, по мнению
дадаистов, подчеркнул бессмысленность существования. Обнажившаяся хрупкость европейской культуры приводит
их к мысли о уничтожении самого человеческого разума и всех его достижений («Необходимо как мо>кно скорее
уничтожить искусство», А.Бертон), которые ответственны за катастрофические события. Поэтому основное
внимание в литературе дадаисты уделяли разложению слова как фундамента европейской цивилизации. Стержнем
публичных выступлений становится чтение фонетической и симультанной поэзии или монотонное воспроизведение
бессвязных звуков. Уничтожение языка как лингвистического феномена распространяется и на язык культуры.
Осмеяние культуры и традиции посредством инверсии акцентов с серьезного и благоговейного на дерзкий и
шутовской, а также провокация зрителя.

С разрушительным, антисоциальным характером дада связана высокая политическая ангажированность
участников движения, разделявших анархические и коммунистические идеи. Дадаизм стал первым международным
авангардистским течением: Швейцария, США, Германия.

Цюрихская группа возникла в 1916 г. Дадизм опирался на синтез искусств, в нем трудно провести границу
между литературой и живописью (многие поэты были художниками). В группу входили Гуго Балль (1886-1927),
Рихард Хюльзенбек, румын Тристан Тцара (1893-1963) и др. Местом их встреч было «Кабаре Вольтер», такое же
издевательское название имел и выпускавшийся дадаистами альманах. На вечерах в «Вольтере» выставки
живописцев соседствовали с чтением поэзии, а танец - шумовой музыкой. Кабаре вызывало негодование цюрихцев,
посему в 1916 г. его закрыли. Лидерство движения перешло к Тцара.

Тцара, начинавший в традиции символистов (Метерлинк, Лафорг), прошедший через влияние Уитмена, Ницше,
Рембо, в своей первой книге «Первое небесное приключение господина Антипирина>> 1916 слово дада вынесено на
её обложку в виде шапки. Аполлинеровская неожиданность у Тцара превращается в фарс. Эта книга обнажает один
из основных принципов дадаизма — приоритет звучащего слова над смыслом. «Мысль рождается во рту» — отмечает
Тцара в «Манифесте любви слабой и любви горькой» (предлагает сочинять стихи при помощи газетных вырезок,
помещая их в шляпу и вынимая наугад). Его фраза из «Манифеста дада 1918 года>н «Дада не означает ничего»-
становится лозунгом движения.

В историю дадаизма цюрихская группа вошла также абстрактными (фонетическими) стихотворениями Балля
(«Караван»). Состоявшие из бессмысленного набора звуков, они напоминали бормотание шамана. Фонетическая
поэзия дада самодостаточна, она не призвана ничего обозначать, за ней нет скрытого смысла. Стихи без слов
(Балль).

Вся деятельность группы была протестом против упадка ценностей, рутины и демагогии, призывом к поиску
нового фундамента творчества. Иррационализм, признание случая основой творческого акта, апология смеха,
сознательная установки анна скандал и провокацию.

В 1915 идентичное движение возникает в Нью-Йорке вокруг художника Марселя Дюшана и художника и
писателя Франсиса Пикабиа. Эти дада были в большей степени ориентированы на реформу пластических искусств,
нежели литературы.

В 1917 дадистская группа формируется в Берлине (братья Херцфельде, Рауль Хаусманн). В так называемое
«Правительство Дада-Берлин» входят художники Иоганнес Баадер, Георг Гросс, хана Хох и др. При нх участии
проходит первая крупная «Первая международная ярмарка Дада».

Берлинский дадаизм отличается пре>кде всего сильной политической ангажированностью. Глубоко перебивая
политический распад страны после войны, берлинцы занимают антипрусские, антибуржуазные и антилиберальные
позиции. «Перед нами может стоять только одна задача: всеми средствами приближать крушение этой цивилизации
эксплуататоров... Всякое безразличие стоит считать контрреволюционным! Мы призываем всех восставать против
мазохистского уважения к ценностям истории, против культуры и искусства» — писали Гросс и Хартфильд. Главные
художественные новации берлинцев стало совершенствование коллажа, заимствованное у кубистов, но
обогащенного техникой фотомонтажа. Хаусманн одним из первых начинает экспериментировать с симультанной
поэзией (параллельное чтение нескольких стихов) и пишет абстрактные стихотворения, составленные из звуков,
звукоподражаний и просто букв (FMSWB 1918), сходным образом построены его коллажи («Синтетический
кинотеатр живописи» 1918), коллажи-объекты («Pyx нашего времени/Механическая голова» 1919).

Парижское дада отличала преимущественно литературная ориентация. Журнал «Литература» печатался
практически без иллюстраций. Группу некоторое время возглавлял Анри Бретон. Также были Филиппо Супо, Поль
Элюар, Луи Арагон. Их визитной карточкой было «автоматнческое письмо». Парижские дадаисты организовали
Фестиваль Дада 1920. После распада парижских дадаистов Бретон выступил в манифестом сюрреализма.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 2804 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...