Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приём «потока сознании» в творчестве Дж. Джойса, В. Вульф,У. Фолкнера. Происхождение термина. Смежные с «потоком сознания» термины. Признаки «нотока сознания» как приема



Объединила ответы Кати и Оли)

Поток сознания (англ. Stream о/ consciousness) — приём в литературе ХХ
векапреимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий
душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное
воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления всего
вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса.

Термин «поток сознания» принадлежит американскому философу-идеалисту Уильяму
Джеймсу: сознание это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания,
внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично»
переплетаются («Основания психологии», 1890). «Поток сознания» часто представляет
собой предельную степень, крайнюю форму «внутреннего монолога», в нём объективные
связи с реальной средой нередко трудно восстановимы.

«Поток сознания» создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» свой
опыт в сознании персонажей, что даёт ему прямой интимный доступ в их мысли.
Включает в себя также представление в письменном тексте того, что не является ни чисто
вербальным, ни чисто текстуальным.

Автор же заинтересован в том, чтобы опубликовать воображаемую внутреннюю
жизнь его вымышленных героев для ознакомления читателя, обычно невозможное в
реальной жизни.

Достигается это в основном двумя путями — повествованием и цитированием,
внутренним монологом. При этом часто ощущения, переживания, ассоциации друг друга
перебивают и переплетаются, подобно тому, как это происходит в сновидении, чем часто
по мысли автора и является на самом деле наша жизнь — после пробуждения от сна мы
всё-таки все ещё спим.

Нарративный, повествовательный способ передачи «потока сознания» по большей
части состоит из различного типа предложений, включающих «психологическую
наррацию», повествовательно описывающую эмоционально-психологическое состояние
того или иного действующего лица и свободного косвенного дискурса-косвенных
рассуждений как особой манеры представления мыслей и взглядов вымышленного
персонажа с его позиций путём комбинирования грамматических и прочих особенностей
стиля его прямой речи с особенностями косвенных сообщений автора. Например, не
прямо «Она думала: „Завтра я здесь останусь"», и не косвенно — «Она думала, что она
останется здесь на следующий день», а сочетанием — «Она бы осталась здесь завтра», что
позволяет как бы стоящему вне событий и говорящему от третьего лица автору выразить
точку зрения его героя от первого лица, иногда с добавлением иронии, комментария,
и т. д.

Внутренний монолог же является прямым цитированием молчаливой устной речи
героя, совсем не обязательно взятой в кавычки. Термин «внутренний монолог» часто
ошибочно принимается за синоним термина «поток сознания». Однако полное понимание
данной литературной формы возможно только при достижении состояния «чтения между
строк», то есть «невербального инсайта» в данную поэзию или прозу, что роднит этот
жанр с прочими высокоинтеллектуальными формами искусства.

Примером одной из ранних попыток применения подобного приёма может служить
прерывающийся и повторяющийся внутренний монолог главной героини в последних
частях романа Льва Толстого «Анна Каренина».

В классических произведениях «потока сознания» (романы М. Пруста, В. Вулф, Дж.
Джойса) до предела обострено внимание к субъективному, потайному в психике человека;
нарушение традиционной повествовательной структуры, смещение временных планов
принимают характер формального эксперимента. Центральное произведение «потока





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1734 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...