Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философы и социологи о цивилизации в культуре, об особенностях их развития в 20 веке (Ницше, Шпенглер и др)



Ницше – противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению все установленные религией предрассудки разума. Наибольший интерес представляет у Ницше понятие морали, вопрос постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше один из первых подверг сомнению истинность как единое основание мира и возможность рационального основания поступков. Согласно Ницше здоровая мораль должна укреплять и прославлять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль есть симптом болезни и разложения. Цель использования морали – расширение своей власти; поэтому человечество инстинктивно использует мораль. Ницше ратует за приход таких свободных умов, которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут задурманены никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного»,«по ту сторону добра и зла» человека Ницше называет «сверхчеловеком»!

Шпенглер – немецкий философ идеалист, представитель философии жизни. Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории», своеобразие мировых культур или мировых эпох, рассматриваемых как неповторимые органические формы. Шпенглер решительно отвергает принятую условную периодизацию истории на Древний мир – Средние века и Новое время. Предлагает другой взгляд на мировую историю – как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих подобно живым организмам периоды зарождения, становления и умирания. Нивелирующее единство исторического процесса Ш. предлагает заменить циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных, самобытных, неповторимых культур! К числу великих культур Шпенглер относит: китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру «майя», а также пробуждающуюся «русско-сибирскую»=))). Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души». Например, в основе античной культуры лежит «апполоновская» душа, западной – фаустовская и т.д.

Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилищации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление: становящееся (культура) и ставшее (цивилизация). Поскольку цивилизация – это кризисная, завершающая стадия развития культуры, для неё свойственны материализм и атеизм, техницизм и урбанизация, склонность к революции.

Ортега-и-Гассет – в центре внимания стояли социальные проблемы. В своих работах «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс» ученый впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на западе в результате кризиса буржуазной демократии, общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений. Складывается система общественных связей, где человек чувствует себя статистом, исполнителем навязанной ему роли, частицей безличного начала – толпы.

Философ критикует данную духовную ситуацию и видит выход в создании новой аристократической элиты, людей, способных выбирать, руководствоваться только непосредственным жизненным порывом (категория, близкая ницшеанской «воле к власти»). Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, ещё не расчлененной любви к мудрости!





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 529 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...