Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Начало третьего этапа развития социологии культуры было ознаменовано появлением работ Питирима Александровича Сорокина (1889—1968), которого по праву считают одним из самым крупных мыслителей XX века. В историю мировой общественной мысли он вошел как автор оригинальной концепции общественного развития, создатель знаменитой теории социальной стратификации, моралист, разработавший концепцию морали, базирующейся на идее об альтруистической любви как предпосылке и условии существования нравственности, непримиримый критик тоталитаризма во всех его разновидностях, один из основоположников теории конвергенции, создатель и первый декан социологического факультета знаменитого Гарвардского университета — «кузницы кадров» для американского истеблишмента. К концу жизни он был признан «живым классиком», патриархом социологической науки, к мнению которого по тем или иным вопросам прислушивались не только те, кто принадлежал к научному сообществу, но и политики, бизнесмены, деятели церкви. Работы Сорокина переведены на ряд языков, в том числе на все европейские. Во многих странах мира существуют исследовательские центры, занимающиеся изучением его теоретического наследия, ряд научных организаций, в том числе несколько национальных академий наук, учредили премии имени П.А. Сорокина, которыми награждаются ученые, сделавшие большой вклад в развитие наук об обществе.
Сегодня среди тех, кто занимается философской, социологической, культурантропологической проблематикой, трудно найти че-
ловека, который не был бы знаком с работами П. Сорокина, не обращался к его книгам и статьям. Это прежде всего относится к представителям западной общественной мысли, которые как ученые формировались или под влиянием идей, сформулированных Сорокиным, или в процессе критического осмысления тех теоретических конструкций, которые были им созданы. Учениками Сорокина были Т. Парсонс, Р. Мертон, У. Мур, Ч. Лумис, Э. Шилз, Р. Бар-бер, М. Леей, Док. Хоманс. Его лекции и специальный теоретический семинар в студенческую пору посещали такие известные личности, как Дж. Ф. Кеннеди, А. Шлезингер, которые сохранили самые теплые воспоминания о неординарно мыслящем профессоре русского происхождения.
Таким образом, есть все основания утверждать, что Сорокин оказал существенное влияние на формирование западной социологической мысли начала XX века. Воздействие идей Сорокина прослеживается и в работах современных американских, английских и немецких авторов, многие из которых, не считая себя прямыми продолжателями дела Сорокина, тем не менее демонстрируют те же самые подходы и ту же логику мышления, которые были изложены им в первых публикациях много десятилетий назад.
К сожалению, в России имя Сорокина вплоть до конца 60-х годов было известно только узкому кругу специалистов, которые, если и ссылались в своих работах на его труды, то только тогда, когда речь шла о первом этапе становления социологии в России. В основном это были критические работы, в которых Сорокин как типичный представитель буржуазной социологической мысли не смог в полной мере преодолеть ограниченность контовско-спенсеровского эволюционизма, подкорректированного в соответствии с идеями, выношенными основоположником французской социологической школы Э. Дюркгеймом. Это были заблуждения либерально мыслящего интеллигента, который не понял грандиозность тех перемен, произошедших в России после Великой Октябрьской социалистической революции. В капитальном труде «Социологическая мысль в России (очерки немарксистской социологии последней трети XIX — начала XX века)» (1978) Сорокин отнесен к числу неопозитивистов, полностью разделявших взгляды Е.В. Роберти (де Роберти де Кастро де ла Серда), стоявшего у истоков данного направления социологической мысли1.
1 См.: Социологическая мысль в России / Под ред. Б.А. Чагина. — Л., 1978. — С 346-363.
68 Раздел I. История социологии культуры
Большинство же отечественной читающей и пишущей публики было знакомо с именем Сорокина по известной работе В.И. Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина»1, посвященной анализу его открытого письма, где Сорокин признает банкротство эсеровской доктрины и заявляет о своем выходе из партии социалистов-революционеров, а также об отказе от борьбы с советской властью. Сегодня с работами Сорокина может познакомиться любой российский исследователь. За последние годы опубликовано многое из того, что было написано Сорокиным как в предреволюционный период и в первые годы после революции, так и за время работы в ведущих университетах Запада. Однако в целом наследие Сорокина, особенно те книги, которые были написаны им в Соединенных Штатах Америки на английском языке, пока еще остаются малоизвестными и труднодоступными отечественному читателю. Плохо освещены в биографической литературе и ряд периодов его жизни, в частности 1917—1918 гг., когда Сорокин находился в открытой и непримиримой оппозиции к советской власти, время работы в Петроградском университете, период, когда он возглавлял созданный им Центр по изучению созидательного альтруизма, и др. Тем не менее есть основание утверждать, что возвращение теоретического наследия Сорокина на родину состоялось.
. Теоретическое наследие Сорокина весьма разнообразно и мно-гопланово. Оно включает в себя множество книг, статей, рецензий на работы коллег, обзоров научной литературы, эссе, ряд заметок по наиболее животрепещущим проблемам не только социологии, но и социальной философии, праву, этике, педагогике, истории.
Собрание сочинений Сорокина, выпущенное в свет одним из ведущих бостонских издательств в 70-е годы насчитывает 40 томов и включает в себя практически все самое ценное из того, что было написано им более чем за 50-летнюю научную деятельность. Среди них в первую очередь следует назвать монографии: «Преступление и кара: подвиг и награда (социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали)», «Система социологии», «Война как социальный факт», «Голод как фактор», «Социология революции», «Социальная мобильность», «Общество, культура, личность», «Кризис нашего века», «Человек и общество в эпоху бедствий», «Россия и Соединенные Штаты», «Социокультурная причинность, пространство, время», «Восстановление гуманности», «SOS. Смысл нашего кризиса», «Социальная философия в век кризиса»,
1 См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 37. — С. 188—197.
Глава 3. Завершение процесса конституирования социологии культуры...
«Виды любви и ее сила», «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук», «Американская сексуальная революция», «Власть и нравственность», «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа», «Основные тенденции нашего времени», «Социологические теории современности», автобиографический роман «Дальняя дорога», где Сорокин размышляет о пути, пройденном социологией с середины 30-х годов XIX столетия до конца 60-х годов XX в.
Однако главным трудом Сорокина является знаменитая книга «Социальная и культурная динамика», вышедшая в свет в конце 30-х годов. В этой книге описан генезис западноевропейской культуры на протяжении двух с половиной тысячелетий и выявлены закономерности ее развития. Именно в ней содержится самое подробное изложение культурологических воззрений Сорокина, дается описание разработанного им метода исследования социокультурных феноменов, проясняется смысл базовых понятий социологии культуры. Именно здесь Сорокин предстает перед читателями как выдающийся исследователь, соединивший в своем лице глубокого и оригинально мыслящего теоретика, обладающего уникальной способностью к интеграции разнородного научного знания, прикладника-социолога, виртуозно владеющего всей совокупностью не только количественных, но и качественных методов, прогнозиста, чьи предположения блистательно подтвердились.
Книга «Социальная и культурная динамика» принадлежит к числу уникальных созданий человеческого гения. По грандиозности замысла, широте охвата проблем, богатству эмпирического материала, скрупулезности и глубине анализа ее можно поставить в один ряд с такими книгами, как «Феноменология духа» Гегеля, «Капитал» К. Маркса, «Трактат по общей социологии» В. Парето.
Однако это вовсе не значит, что проблемой культуры Сорокин занимался только на протяжении весьма короткого периода своей научной деятельности. Как показывает анализ его трудов, культурологическая проблематика находилась в центре его внимания со студенческих лет до последних дней жизни. Уже в своих первых книгах «Преступление и кара: подвиг и награда» и «Брак в старину» он демонстрирует образцы социокультурного подхода к исследованию таких феноменов, как мораль и право. Сорокин напрямую связывает разнообразие существовавших ранее и существующих сегодня форм правовой регуляции и семейно-брачных отношений с типами культуры, созданными различными этносами. Он показывает, как базовая система ценностей определенного народа, возникшая в процессе
Раздел I. История
Глава 3. Завершение процесса конституирования социологии культуры...
его креативной деятельности по освоению природного и социального мира, обусловливает появление тех или иных разновидностей брака, правовых учреждений, обычаев и традиции, которые передаются из поколения в поколение. На конкретных примерах, взятых из жизни зырян, вотяков, мордвы, пермяков, черемисов, донских казаков, он показывает, как возникают обычаи нийоги, левирата, снохачества, как происходит переход от различных форм группового брака к моногамной семье, какую роль в этом процессе играют ценностные установки представителей того или иного этноса.
Подобный метод — метод, согласно которому рассмотрение раз-. нообразных явлений и процессов общественной жизни должно осуществляться в контексте перемен, происходящих в «живом теле» культуры, — Сорокин применял и впоследствии, о чем можно судить не только по его книгам, написанным в 40—50-е годы, но и по последним работам, в частности, по книге «Социологические теории современности», где рассматриваются различные концепции культуры, существующие в западной культурологической литературе.
Использование Сорокиным социокультурного подхода на протяжении всего периода его творческой деятельности было далеко не случайным. Дело в том, что Сорокин еще в 20-е годы определял социологию как «науку о духе, о ценностях, о культуре»1. В силу этого факта все, что он исследовал, преломлялось через призму культуры, вписывалось в культурный контекст.
К пониманию социологии как науки о культуре Сорокин пришел в ходе следующих размышлений.
Если бросить ретроспективный взгляд на историю социологической науки, то обнаруживаются две основные противоположные точки зрения по проблеме предмета социологии, которые взаимоотрицают друг друга. Согласно первой из них, логика развития науки, ведущая ко все более узкой специализации и дифференциации, требует, чтобы каждая часть бесконечно сложного социального мира изучалась отдельно, ибо она достаточно обширна, чтобы стать предметом самостоятельной науки. Попытки же охватить социальный мир разом, во всей его полноте возможны, но в таком случае надо заранее согласиться на ознакомление с ним в весьма общих чертах, довольствуясь крайне абстрактным познанием его. Отсюда делается вывод, что социология представляет собой не что иное, как обобщенное название всей совокупности отдельных наук, изучающих мир общественных явлений.
Сорокин ПА. Система социологии. В 2 т. Т. 1. — М, 1993. — С. 78—79.
Данной точки зрения придерживались О. Конт, Г. Спенсер, отчасти Э. Дюркгейм и другие, не менее известные исследователи. Слова Конта, что социология — это «история без дат и имен», весьма показательны в данном случае. В соответствии с этой точкой зрения у социологии не было и не будет собственного, самостоятельного поля исследования, она становилась своеобразным складом эмпирических обобщений всех других социальных наук. Эти данные подвергаются ею теоретической обработке, в ходе которой она формулировала общие законы функционирования и эволюции социального целого.
Представители второй, противоположной точки зрения, признают социологию в качестве самостоятельной социальной науки, обосновываясь на своеобразии ее объекта, который не изучается другими науками. На этой позиции находятся С. Бугле, Л. Гумплович, В. Парето и др. Типичным представителем этой точки зрения является Г. Зиммель, который считал, что вся «материя социальных явлений уже захвачена другими науками». Здесь социологии делать нечего. Единственное, что ей остается — это разрабатывать «чистые, общие формы взаимодействия» (общения), которые до известной степени не зависимы от эмпирического содержания явлений и материальных процессов, порождающих многие конкретные социальные явления.
Анализируя сильные и слабые стороны обоих толкований предмета социологии, Сорокин приходит к выводу о необходимости их синтеза. От первой точки зрения он берет идею законов функционирования и динамики, абстрактности общей социологии, от второй — идею социологии как самостоятельной обществоведческой дисциплины, изучающей родовые свойства явлений «социального взаимодействия», отдельные виды которого исследуются частными социальными науками. У Г. Спенсера и Е. де Роберти он заимствует идею «надорганической реальности».
Далее Сорокин исследует вопрос об объекте и «точке зрения социологии». По его мнению, последняя состоит в том, что в своих развитых формах «надорганическое» обнаруживается исключительно в сфере взаимодействия индивидов, обладающих сознанием.
Социальное взаимодействие от взаимодействий в неорганической и органической сферах, по мнению Сорокина, отличается именно наличием психической деятельности его агентов, которая есть «априорная посылка социальных явлений». В процессе подобного взаимодействия возникает некая «субстанция» того, что известно под терминами «сознание», «дух», «разум» и что, пройдя процедуру объекта-
Раздел I. История
СОЦИОЛОГИИ К1
Глава 3. Завершение процесса конституирования социологии культуры.
вации, дает то, что носит название культуры. Отсюда следует принципиальный вывод о социологии как науке о культуре.
Подобного взгляда на социологию Сорокин придерживался на протяжении всего периода его творческой деятельности. Это дает основание утверждать, что всю свою сознательную жизнь он занимался культурологической проблематикой, хотя далеко не в каждом названии его статей и книг присутствует термин «культура».
Если говорить о вкладе Сорокина в становление и развитие новой отрасли социологического знания, то прежде всего следует сказать о том, что ему принадлежит честь создания первой социологической концепции культуры. Сорокин изначально декларирует свое профессиональное credo. С его точки зрения, есть принципиальные различия в понимании культуры социологов и философов. Последние, по его мнению, не могут нарисовать портрет культуры того или иного общества, соответствующий реальности, не могут описать закономерности ее развития, ибо их знания о культуре аксиологиче-ски окрашены, а метод, которым они получены, суть спекулятивный метод, позволяющий получить тот результат, который в явной или неявной форме задается ценностными установками исследователя.
Социология же, — пишет он, — может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, каков он есть. Всякий нормативизм из социологии как науки должен быть изгнан. Истина должна быть отделена от Добра, Справедливости и т.п. принципов... Поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» •.
О том, как понимал культуру Сорокин, как он представлял путь ее развития, как ему виделось будущее западноевропейской культуры, можно судить по его работам: «Общество, культура, личность», «Кризис нашего века», «Человек и общество в эпоху бедствий», «Социокультурная причинность, пространство, время», «Человек. Цивилизация. Общество». Однако наиболее полно сорокинская концепция культуры изложена в уже упоминавшейся книге «Социальная и культурная динамика», где содержатся не только окончательные выводы, к которым пришел Сорокин, но и излагаются теоретико-методологические предпосылки, на которые он опирался в ходе своих рассуждений.
Если применить логико-смысловой метод к анализу существующих культур, то, считает Сорокин, становится ясным, что все их многообразие можно свести к двум основным разновидностям. Первая разновидность характеризуется тем, что в массовом сознании доминируют мистицизм, идеализм, этернализм (ориентация на вечное), индетерминизм, социологический универсализм. В этом культурном мире существует понятие корпорации, или юридического лица, как первичной реальности, действует этика абсолютных принципов, из века в век совершается небольшое число открытий в естественных науках и небольшое число изобретений, характер общественной жизни статичен, изменения совершаются весьма медленно, в искусстве и живописи доминирует идеациональный стиль, высшим образцом литературы признается Священное Писание, а искупление рассматривается как главный принцип наказания и уголовного права.
Другой разновидности культуры свойственны иные черты. Носители ее ценностей исповедуют принципы реализма, рационализма, эмпиризма, материализма, темпорализма, (ориентация на временное), детерминизма, номинализма, социологического сингуляризма. По мнению Сорокина, представление о том, что корпорация как юридическое лицо есть полезная функция, ей свойственны гедонизм, утилитаризм, эвдемонизм, множество открытий и изобретений, динамичный характер общественной жизни, быстрые темпы изменений, визуальный стиль в живописи, светский реализм в литературе с элементами натурализма и даже секса, чистая или смешанная светская власть, перевоспитание в сочетании с истреблением социально опасных и неисправимых лиц.
Существует еще одна разновидность культуры, базовые ценности которой есть некий симбиоз из некоторых конгруэнтных ценностей культур первого и второго типов.
Культуру первого типа Сорокин назвал идеационалъной, второго — сенсетивной (чувственной), третьего — идеальной (в последних публикациях он называет ее иногда «смешанной», иногда «интегральной»). Три типа культурных систем отличаются друг от друга прежде всего тем, что в них существует различное представление о природе высшей реальности. «Все особенности первой культуры, — пишет Сорокин, — логически следуют из предпосылки, что реальность сверхчувственна; все особенности второй — из убеждения в том, что реальность сенсорна»1. Все особенности третьей — из понимания того, что реальность имеет двойственную природу и может быть познана как с помощью научных методов, так и интуиции,
Откровения. Внутреннего озарения, возникающего в момент прикосновения к абсолюту.
1 Сорокин П.А. Система социологии. — С. 51—52.
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. — М., 2002. — С. 35—37.
По мнению Сорокина, зная главную переменную культуры, мы можем сконструировать широкую сеть ее связей со многими другими переменными, предсказать характер каждой из этих переменных и тем самым свести чрезвычайное многообразие ее черт, качеств, количественных характеристик в единую и всеобъемлющую систему1.
В условиях конкретного общества одновременно все три разновидности культуры существовать не могут, ибо их базовые ценности взаимоисключающи. Если в силу тех или иных обстоятельств складывается такая ситуация, когда в обществе существуют ценности разных культур, то это становится причиной кризиса, который длится до тех пор, пока не определится главенствующий тип культуры. Утверждение Сорокина есть отрицание предыдущего типа культуры, который в свою очередь был отрицанием ему предшествующего.
У Сорокина двойственное отношение к чувственной культуре. Стремясь быть объективным, он подчеркивает определенные ее достижения. Так, например, произведения искусства, созданные в рамках данной культуры, по его мнению, более совершенны в техническом отношении, чем творения, предположим, мастеров античной эпохи или раннего Средневековья. К достижениям данного типа культуры Сорокин относит и то, что искусство описывает жизнь с невиданным до того размахом. Предметом эстетического освоения здесь становятся не только жития святых или героев, а бытие обычных людей во всем его многообразии.
К позитивным моментам существования данного типа культуры он относит и бесконечное многообразие продуктов культурно-творческой деятельности людей, являющихся носителями и создателями чувственной культуры. Смешение стилей, принадлежащих различным историческим эпохам, использование художественных приемов, заимствованных из арсенала Античности и Возрождения, Средневековья и эпохи первоначального накопления капитала начала и конца XX в., приводит к появлению произведений искусства, которые могут удовлетворить самые разнообразные вкусы массового зрителя, читателя и слушателя.
Глава 3. Завершение процесса конституирования социологии культуры.
В то же время чувственная культура, согласно воззрениям Сорокина, несет в себе, говоря образно, вирусы разложения и распада. Чем более она обретает законченные формы, тем более становится ясно, что ее достоинства превращаются в ярко выраженные недостатки. Так, например, стремление к максимальному чувственному воздействию оборачивается тем, что искусство все более стремится к изображению патологий, уродств, социальных аномалий, оказывающих возбуждающее воздействие на эмоциональную сферу человека. Использование приемов и методов, заимствованных у различных культур и художественных стилей, оборачивается эклектикой, разрушением гармонии единства и равновесия.
Стремление к постоянному совершенствованию техники оборачивается формализмом, уходом от тем, волнующих миллионы, превращает искусство в нечто самодовлеющее, доступное только узкому кругу по-, священных, понимающих тот закодированный язык, которым художник разговаривает со своим слушателем, зрителем, читателем. Желание создать как можно более правдоподобное произведение искусства оборачивается тем, что творения, выходящие из-под рук художника, становятся все более и более поверхностными, обманчивыми, иллюзорными.
Однако главный порок чувственной культуры Сорокин видит в том, что ее торжество неразрывно связано с превращением результатов произведений искусства (более широко — культурно-творческой деятельности людей) в товар, предмет купли—продажи.
Кого сейчас, — пишет Сорокин, — кроме маленькой кучки старомодных чудаков интересует искусство, которое не развлекает, не доставляет удовольствия, не возбуждает и не расслабляет, как цирк, как внимание очаровательной девушки, как стакан вина или хорошая еда?! Ведь оно обслуживает рынок, а потому не может игнорировать его запросы, а поскольку большая часть этих запросов вульгарна, то искусство само не может избежать вульгаризации. Вместо того, чтобы поднимать массы до собственного уровня, оно, напротив, опускается до уровня толпы... поэтому оно все более и более отстраняется от культурных и моральных ценностей и постепенно превращается в пустое искусство, эвфимически названное «искусством ради искусства; оно аморально, десакрализовано, асоциально, а еще чаще — безнравственно, антирелигиозно и антисоциально, это всего лишь позолоченная раковина, с которой можно поиграть, позабавиться в минуты расслабления1.
1 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика.
■ С. 40-41.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. ОбШество. — С. 452.
Раздел I. Исто
Глава 3. Завершение процесса конституирования социологии культуры.
В обществе, где властвует чувственная культура, подчеркивает Сорокин, высшими арбитрами, определяющими ценность того или иного произведения искусства, являются коммерсанты.
Эти дельцы, навязывающие свои вкусы публике, влияют тем самым и на ход развития самого искусства. Как бы уважительно мы не относились к честному бизнесмену, мы вправе все же скептически относиться к его способностям, так как чаще все-таки, если и не всегда, он не-совсем компетентен в этих вопросах'.
Коммерциализация искусства, превращение его в товар приводят к тому, что оно утрачивает свои основные функции. Из средства облагораживания человеческого рода, раскрытия смысла бытия, орудия познания искусство в рамках чувственной культуры вырождается, как пишет Сорокин:
в приложение к рекламе кофе, лекарств, бензина, жвачки и тому подобного. Эти суждения нередко высказываются на радио, в газетах, рекламой и телевидением. Однако сомнительны не только художественные ценности текущего момента, но даже величайшие творения мастеров настоящего времени опускаются до уровня этого придатка. Каждый день мы слышим избранные темы Баха и Бетховена, но как приложение к красноречивой рекламе таких товаров, как масло, банковское оборудование, автомобили, крупы, слабительные средства... В результате божественные ценности искусства умирают и во мнении публики. Граница между истинным искусством и чистым развлечением стираются: стандарты истинного искусства исчезают и постепенно замещаются фальшивыми критериями псевдоискусства2.
Так совершается процесс выхолащивания сущности культуры, которая по мере нарастания негативных тенденций превращается в свою противоположность — антикультуру. Сорокин с подлинной тревогой констатирует, что современные соборы лишены истинного религиозного духа, университеты выпускают мало или вообще не выпускают истинно гениальных людей, искусство театра и кино чрезвычайно вульгарно и посредственно. Несмотря на массовое художественное образование, за последнее столетие не появились ни Фидий, ни Бетховен, ни Гёте, ни Шекспир.
Судьба современной чувственной культуры, согласно точке зрения Сорокина, печальна. Внутренне переродившись, утратив гуманистический потенциал, она с неизбежностью должна кануть в Лету. Но это обстоятельство отнюдь не огорчает автора «Социальной и культурной динамики». В этом он видит положительный момент, ибо на смену чувственной культуре должен прийти новый, более прогрессивный тип культуры, который и позволит человеку в его родовом значении подняться на более высокую ступень духовного совершенства.
Однако процесс смены типов культуры далеко не безболезнен. Он сопровождается социальными потрясениями, выбросами неуправляемой социальной энергии, нарастанием напряженности в обществе, утратой индивидами четких ориентиров бытия, распадом одних и возникновением других общественных институтов, перемещением огромных масс' из центра на периферию общественных отношений и, наоборот, утратой многими членами общества своего социального статуса. Все это воспринимается как глубокий общественный кризис. Нечто подобное переживает сегодня современное западное общество. Сорокин особо подчеркивает, что причина этого кризиса скрыта не в несоответствии материального базиса идеологической надстройки, как говорят классики марксизма, не в исчерпанности резерва времени, отпущенного для существования западной цивилизации, как считал Шпенглер и другие исследователи, а в смене типов культуры. Он пишет:
Мы как бы находимся между двумя эпохами: (умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все' еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение — людей будущего1.
Подобные кризисы (их еще можно назвать кризисами смены типов культуры) носят более глубокий, подлинно системный характер, чем какие-либо иные: политические, экономические, социаль-
1 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — С. 453.
2 Там же. С. 452.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — С. 427.
ные, ибо они затрагивают основания самой цивилизации и не могут быть разрешены с помощью мер, предпринимаемых даже на государственном уровне. Исходя из того, что кризисные состояния подобного типа длятся столетиями, Сорокин приходит к неутешительному выводу о том, что в ближайшей перспективе нас ожидают войны и революции, упадок демократических режимов и торжество деспотизма.
Согласно воззрениям Сорокина, задачи социолога, ставящего перед собой цель изучить ту или иную культуру, состоят в том, чтобы:
а) выяснить, действительно ли конгломерат артефактов, попавших в
его поле зрения, представляет собой целостность или не представляет;
б) при установлении факта целостности определить ее тип;
в) при наличии логико-смысловой интеграции определить ее
базовый принцип, «главную идею, которая пронизывает все логиче
ски связанные элементы данной культуры»;
г) описать динамику ее развития;
д) дать прогноз, исходя из закона флуктуации культуры.
Такова (в самых общих чертах) социологическая концепция
культуры Питирима Сорокина. Ее достоинство состоит прежде всего в том, что она не представляет собой результат спекулятивных, умозрительных рассуждений. Свои выводы Сорокин базирует на статистическом и социологическом материале, на анализе реальных явлений и процессов, протекающих в сфере культуры.
Сорокин первым из представителей социологической мысли начал применять при исследовании феномена культуры не только качественные, но и количественные методы, доказав тем самым, что расхожий тезис о гармонии, которую невозможно проверить алгеброй, не состоятелен по своей сути.
В отличие от своих предшественников, он совокупную культуру общества рассматривает не как единое целое, а как конгломерат огромного множества различных культурных систем, процесс взаимодействия которых весьма сложен и противоречив. Тем самым он отходит от основополагающих принципов теории «локальных цивилизаций», непоследовательность которой для Сорокина очевидна. Выдвинув и обосновав идею о культурных суперсистемах, он, без сомнения, сделал шаг вперед в изучении такого сложного социального феномена, как культура.
Однако Сорокин не только разработал социологическую концепцию культуры, не только предложил новый метод ее познания, который определил как единство логико-смыслового и причинно-функционального методов, не только сформулировал перечень за-
Глава 3. Завершение процесса конституирования социологии культуры...
дач, стоящих перед социологами культуры. Он дал описание алгоритма научного поиска, определил, что необходимо рассматривать в процессе социологического исследования культуры и какие методические приемы необходимо применять при этом. С его точки зрения, социолог культуры должен исходить из того, что каждая «интегрированная» культура обладает собственной ментальностыо, собственной системой истины и знания, имеет собственную философию и мировоззрение, особый тип религии и образцы «святости», свое собственное представление о правильном и неправильном, особые формы искусства и литературы, нравы, законы, правила поведения, собственную экономическую и политическую организацию, наконец, специфический тип человеческой личности с особым складом ума и манерами поведения1. Именно на этих моментах и должен акцентировать внимание социолог, если он ставит перед собой задачу дать описание культуры конкретного общества.
Нельзя не сказать и о том, что в ходе изучения механизмов культурной динамики Сорокин сделал немало других ценных наблюдений, зафиксировав ряд вещей, мимо которых проходили другие исследователи. В частности, им было установлено, что изменения в различных областях культуры отнюдь не совершаются синхронно, как это представлялось ранее, более того, их связь с экономическим базисом является не прямой, а многократно опосредованной, чем и объясняются факты взлета культуры в периоды экономической стагнации, которые казались необъяснимыми его предшественникам. Он обнаружил существование двойных и тройных ритмов в развитии культуры, замедления и ускорения темпов социокультурных изменений. Принципиальное значение имеют и выводы Сорокина о том, что:
а) культура играет доминирующую роль в развитии человечества;
б) социальные и культурные явления необходимо интерпрети
ровать «как различные части одного и того же неделимого социо
культурного мира»2.
Таким образом, П.А. Сорокина с полным основанием можно рассматривать как человека, который поставил точку в длительной дискуссии о праве социологии культуры, называться отдельной отраслью социологического знания. После появления его работ уже никто не высказывал сомнений относительно права социологов исследовать феномен культуры, никто не решался демонстрировать
'См.: Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. — С. 45. 2 Там же.
Глава 3. Завершение процесса конституирования социологии культуры.
публично скептическое отношение к эвристическим возможностям социологии как науки. Более того, многие из тех, кто в недавнем прошлом специализировался в области философии, экономики, права, искусствознания, литературоведения и т.д., в частности, Т. Парсонс, Э. Гидденс и другие мыслители, под влиянием идей Сорокина занялись культурологической проблематикой.
Быстрое развитие социологии культуры было прервано Второй мировой войной. В период с 1939 по 1945 г. на Западе не было издано ни одной крупной монографии, где бы в социологическом ключе рассматривался феномен культуры кроме четвертого тома «Социальной и культурной динамики» Сорокина, который вышел в свет в самом начале 1941 года. В условиях военного времени заниматься проблемами динамики культуры, сравнительным анализом различных культурных миров, типологией культур и т.д. было весьма трудно из-за разрыва научных связей, прекращения обмена материалами между представителями научного сообщества, являющихся гражданами воюющих стран, широкого распространения шовинистических и националистических настроений в самых разных слоях общества, возникновения атмосферы всеобщей подозрительности и нетерпимости к любым проявлениям толерантности и гуманизма. Сыграло свою роль и то, что руководство государств антигитлеровской коалиции, как и руководство «тысячелетнего рейха», фашистской Италии, милитаристской Японии и других «государств оси» нуждались прежде всего не в теоретических, а в прикладных исследованиях, позволяющих добиваться максимальной эффективности в пропаганде и контрпропаганде, в выявлении лиц, имеющих иные политические ориентации, чем официально одобряемые, в поддержании духа оптимизма и бодрости у граждан воюющих стран. Все это привело к сворачиванию широкомасштабных исследований в области социологии культуры на достаточно длительный срок. Другим следствием стало изменение вектора научного поиска социологов культуры, отказ от разработки тех тем, которыми занимались их предшественники.
Таким образом, Вторая мировая война стала тем водоразделом, который отделил этап окончательного превращения социологии культуры в отдельную отрасль социологического знания от современного этапа, начало которого приходится на середину 50-х годов, когда на Западе возвратился интерес к культурологической проблематике и было возобновлено проведение социологических исследований культуры как особого феномена, не имеющего аналогов среди явлений социального мира.
3.2. Постановка и решение К. Манхеймом проблем предмета социологии культуры, ее «проблемного поля» и метода
Финальную точку в многолетней дискуссии о праве социологии культуры претендовать на статус самостоятельной науки, поставил Карл Манхейм (1893—1947), который вошел в историю науки как один из выдающихся мыслителей XX в., стоявший у истоков социологии политики и социологии молодежи, "автор знаменитой книги «Идеология и утопия» — научного бестселлера Новейшего времени, равнозначного по силе воздействия на умы читающей аудитории таким книгам, как «Одномерный человек» Г. Маркузе или «Революция надежды» Э. Фромма.
Карл Манхейм заинтересовался проблемами культуры еще в студенческом возрасте. Особенно интенсивно культурологической проблематикой он занимался в «немецкий» период своей научной деятельности. С 1925 г. К. Манхейм находился в оппозиции к фашистскому режиму, установившемуся в Германии, поэтому вынужден был эмигрировать в Англию. Именно в этот период были написаны его основные работы, принесшие ему заслуженную славу одного из основоположников современной социологии культуры. Среди них следует назвать книги: «Эссе о социологии культуры», «О специфике культурно-социологического познания», «Социологическая теория культуры в ее познаваемости», «Конкуренция как феномен культуры».
В «английский» и «французский» периоды своей деятельности Манхейм также занимался проблемами социологии культуры. Его «социология знания» — это культурологическая методология с широкой областью применения и далеко не исчерпанным эвристическим потенциалом. Рассматривая процесс становления мышления, выясняя корни мифологического сознания, описывая условия возникновения социальных утопий, немецкий ученый раскрывает генезис культуры как особого феномена. Как показывает знакомство с трудами Ман-хейма, «социология духа» возникла как результат развития тех идей, которые были изложены Манхеймом в «Идеологии и утопии». Три эссе о социологии культуры, написанные Манхеймом, продолжают и дополняют его главный труд, где культурологическая проблематика была только намечена.
^цтллиши куЛЬТурЫ
Таким образом, есть основания утверждать, что Манхейм всю свою сознательную жизнь посвятил исследованию феномена культуры, который относится к числу самых сложных и не до конца осмысленных явлений, возникающих в процессе освоения человеком как родовым существом природного и социального мира.
Предваряя изложение взглядов Манхейма на социологию культуры, ее предмет, метод и место в системе гуманитарного знания, следует подчеркнуть, что его представления о социологии культуры и ее специфике весьма существенно отличаются от представлений о предмете и методе социологии культуры, которые присутствуют в трудах его предшественников, в частности А. Вебера, что объясняется прежде всего различием тех теоретико-методологических оснований, на которые он опирался в своей исследовательской деятельности. Если А. Вебер испытал на себе влияние прежде всего идей основоположников «философии жизни» и «философской антропологии», то К. Манхейм формировался как ученый в кругу неомарксистов, наиболее крупным из которых был Дьёрдь Лукач. Впоследствии на формирование его мировоззрения и научной позиции существенное влияние оказали Генрих Риккерт, Георг Зиммель, Эдмунд Гуссерль, Макс Вебер и Макс Шелер. Именно к их работам чаще всего обращается Манхейм в тех случаях, когда необходимо подкрепить собственную позицию ссылкой на авторитет.
В трактовке Манхейма социология культуры представляет науку, на которую возлагается миссия интеграции гуманитарного знания, которую не может в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств сегодня выполнять философия, изначально претендовавшая на эту роль. Ее основная задача заключается в раскрытии закономерностей интеллектуальной деятельности, в описании генезиса форм, в которых находит свое выражение мыслящий разум, поиск ответов на следующие вопросы: Как возникают идеи? Как рождаются те или иные представления в сознании конкретных субъектов исторической деятельности? Как происходит формирование самосознания отдельных индивидов и человека как родового существа? Как возникают утопии? Как происходит становление идеологий? Поскольку общество является общим полем взаимодействия, формирования идей и коммуникации, «социология духа» (социология культуры) «представляет собой исследование духовных функций в контексте практической деятельности»1.
1 Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное. Социология культуры. — М., 2000. — С. 26.
Глава 3. Завершение процесса конституирования социологии культуры.
Она исследует вопросы включенности произведений культуры в жизнь общества1, а не само общество и «изменения социализирующейся жизни»2.
К подобному пониманию социологии культуры Манхейм пришел в ходе обстоятельного анализа ситуации, сложившейся в области гуманитарных наук в начале XX века.
Свои рассуждения он начинает с констатации того факта, что философия в ее классическом варианте исчерпала свои возможности и сегодня не может выполнять миссию, которую она выполняла на протяжении столетий. Достигнув вершины в своем развитии в философии немецкого классического идеализма и прежде всего в «Феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегеля, она постепенно сдала свои позиции, о чем можно судить по тому скептическому отношению к философии, которое получило широкое распространение среди мыслящих европейских интеллектуалов после выхода на историческую сцену позитивизма и принятия ученым сообществом тезиса о том, что наука должна продуцировать аксиологиче-ски нейтральное знание.
Сегодня философия превратилась в отрасль знания, родственную множеству частных наук, и не способна более выполнять роль центра, вокруг которого группируются науки, занимающиеся исследованиями локальных проблем и решением частных вопросов.
Точно так же ограничена в своих возможностях и социология в ее позитивистском варианте. Хотя позитивистский способ мышления утвердился в общественных науках, но сегодня очевидно, что эвристический потенциал позитивизма исчерпан и данная научная парадигма не может более использоваться в качестве основной тогда, когда мы ставим перед собой цель раскрыть сущность и динамику исторического процесса. С помощью «лобовой атаки» (выражение Манхейма), которую предлагает позитивизм, невозможно понять смысл происходящего, ибо для понимания значений тех или иных событий их необходимо рассматривать в социально-историческом контексте. Нельзя понять и процесс зарождения идей самого разнообразного плана, который может быть «схвачен» только при применении иных, чем в позитивизме, методологических подходов и принципов.
1 Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное. Социоло
гия культуры. — М., 2000. — С. 22.
2 Манхейм К. О специфике культурно-исторического познания // Манхейм К.
Избранное. Социология культуры. — М., 2000. — С. 252.
^..чдч! ии культуры
Исходя из того, что проблема генезиса форм духовной деятельности родового человека остается актуальной и сегодня, возникает необходимость в науке, которая могла бы решить эту задачу, опираясь не на багаж философии с ее методом рефлексии и не на эмпирический материал, предоставленный позитивистски ориентированной социологией, а на пласт знания, интегративного по своей природе. Такой наукой, по мысли Манхейма, может быть только «социология духа», которая по сути и есть социология культуры.
Согласно представлениям Манхейма, формы социализации в известном смысле можно рассматривать уже как произведения культуры, а произведения культуры, в свою очередь, раз возникнув и обретя статус «в-себе-бытия», также становятся факторами социализации.
Произведения культуры, таким образом, являются функциями общества. В то же время одна из их функций заключается в том, чтобы оказывать социализирующее воздействие на общество. В этом плане, считает Манхейм, они представляют собой предмет социологии как учения об обществе.
Развивая свою мысль о смене базовой ценности, по отношению к которой выстраивается иерархия ценностей частного порядка, Манхейм обращает внимание еще на одно обстоятельство, которое предопределило открытие культуры как особого феномена, обладающего сакральной природой. Он пишет:
Первоначально такое движение предстает как борьба культурных сфер за автономию. После того, как каждая сфера (например, искусство, наука, а также экономическая, политическая, да и вся прочая чисто чувственная жизнь) высвобождается из системы всеобщей связи, в рамках которой эти сферы и получали от лица главной жизненной ценности санкцию на существование и свой специфический смысл, она стремится конституироваться как явление самодовлеющее, как самоценность1. Следствием «открытия культуры» стало переосмысление предметов практически всех гуманитарных наук, в том числе и социологии, которая из науки об обществе или, более точно, науки «о формах социации» (по определению Г. Зиммеля) стала «социологией идей» или, говоря другими словами, социологией культуры.
Немаловажное значение имеет еще одно умозаключение, к которому пришел Манхейм в процессе анализа методологических ос-
1 Манхейм К. О специфике культурно-исторического познания. — С. 236—237.
Глава 3. Завершение процесса конституирования социологии культуры.
нований социологии культуры. С его точки зрения, социологи должны отрешиться от представлений об индивиде как автономной, суверенной единице, обладающей абсолютной свободой воли. Тот, кто опирается на данную персоналистскую установку, неизбежно приходит к ложным выводам, ибо человек является частью-общест-ва, включен в те или иные социальные группы, которые играют ведущую роль в формировании сознания и выработке алгоритмов деятельности личности.
Не менее значим и вывод Манхейма о необходимости рассмотрения культуры и общества не как отдельно развивающихся сфер, а как некоего симбиоза, где обе стороны находятся в неразрывном единстве.
Подобная методологическая установка, по Манхейму, предполагает определенный алгоритм действий любого социолога, который должен следовать ему неукоснительно, если он ставит перед собой цель получить приращение научного знания, а не стремится подкрепить квазинаучными данными идеологемы, внедряемые в массовое сознание. Свой метод исследования социокультурных феноменов Манхейм называл «релятивизмом», однако он неоднократно подчеркивал, что его релятивизм не тождественен тому релятивизму, который господствует в современной социологической науке и который своими корнями уходит в неогегельянство.
Анализируя причины, вызвавшие к жизни социологию культуры, Манхейм приходит к выводу, что ими были:
• кризис культуры;
• исчерпанность эвристического потенциала философского, ис
торического и искусствоведческого методов, традиционно
применявшихся для изучения явлений культуры;
• необходимость осмысления новых феноменов, возникающих
в духовной жизни общества на основе новых парадигм;
• поиск путей выхода культуры западной цивилизации из кри
зисного состояния;
• потребность в создании нового метода изучения истории как
пространства радикального обновления жизни.
Однако вклад Манхейма в становление социологии культуры не ограничивается только тем, что он обосновал ее особый статус и раскрыл суть ее метода. Немецкий исследователь определил круг задач социологии культуры, среди которых главной является задача раскрытия зависимости между меняющимся социальным процессом и разнообразными социальными феноменами, включая и преобладающие ценности. Миссия социологов культуры,
Раздел I. История
по Манхейму, состоит в том, чтобы дать целостное рассмотрение жизни общества и духовных процессов1. Исходя из того, что социология культуры не является философской наукой, не отстаивает принцип всеобщей исторической телеологии, не конструирует замкнутую систему псевдодиалектического развития и в еще меньшей степени намерена предложить морфологическую схему культурных циклов, социологи культуры не ставят перед собой вопросы: В чем сущность культуры? Каковы ее роль и функции? Каково ее внутреннее строение? и т.д. Все эти вопросы правомочны, считает Манхейм, задавать философы культуры, которые и обязаны искать на них четкие, недвусмысленные ответы. Что же касается тех, кто занимается исследованием феномена культуры в социологическом ключе, то их задача заключается в том, чтобы «радикально исследовать действующие в истории социальные силы» и дать ответы на такие вопросы: Что собой представляет субъект культуры? Какова ее динамика? Что приводит к кризису культуры? Какие пути выхода из него? Что собой представляют культуры различных социальных общностей, в том числе молодежи, политиков, ученых, художников, религиозных деятелей? Как происходит формирование различных элит? Каким образом элиты встроены в общество? Как выстраиваются взаимоотношения элит и широкой публики? и т.д.2
Согласно Манхейму, существует еще одна задача, которая изначально стояла и стоит перед социологами культуры. Это задача создания особого метода, позволяющего осуществлять интеграцию всех имеющихся сведений о культуре, накопленных в рамках других отраслей гуманитарного знания. Подобным методом не обладает ни одна из известных наук, хотя эвристические возможности того же исторического или феноменологического метода весьма велики. Более того, даже если бы подобный метод существовал, им невозможно было бы воспользоваться, ибо ни одна научная дисциплина не может с успехом предоставить выработанную ею методику исследования в распоряжение другой дисциплины3.
В круг задач социологии культуры Манхейм включал также критику ложных концепций общества, истории и духа, раскрытие природы социологического анализа, выявление и определение ак-
1 Манхейм К. Эссе о социологии культуры. — С. 26.
2 См.: Манхейм К. Человек и общество в век преобразования. — С. 87; Манхейм К.
Эссе о социологии культуры. — С. 26.
3 См.: Манхейм К. Эссе о социологии культуры. — С. 26. *
Глава 3. Завершение процесса конституирования социологии культуры... 87
тов социации, присущих процессу передачи и обобщения идей, но вскрывающих их1.
Манхейм не только показал место социологии культуры в структуре гуманитарного знания, раскрыл специфику ее метода и определил круг ее задач, он первым из социологов поставил вопрос о ведущем субъекте культуры. Ему же принадлежит честь создания первой социологической концепции интеллигенции, которая, по его мнению, представляет собой особую социальную группу, обладающую исключительным креативным потенциалом, совокупность, по выражению А. Вебера, «социально свободно парящих интеллектуалов», потенциально способных освободиться от «связанности бытия».
Исследуя природу интеллигенции, ее предназначение и генезис, Манхейм пришел к выводу, что роль интеллигенции в жизни социума исключительно велика. Именно на нее возлагается миссия критической рефлексии, созерцания, осмысления всего происходящего. Никакая другая социальная группа не в состоянии выполнять эти функции хотя бы уже потому, что не располагает значительным досугом и материальными ресурсами, которые позволяют ей заниматься не только добыванием хлеба насущного, но и осуществлять интеллектуальную деятельность, направленную на познание законов развития общества и человека. Значение интеллигенции настолько велико, что любое
социологическое рассмотрение культуры в либеральном обществе должно в каждом случае исходить из положения производителей культуры, т.е. из слоя интеллигенции и ее места внутри общества2.
Если исследователь не выполняет этого требования, то он никогда не сможет понять суть процессов, которые разворачиваются в сфере культуры на том или ином этапе развития общества.
На интеллигенцию историей возлагается, по Манхейму, еще одна ответственная миссия. Именно из ее среды рекрутируются в массовом порядке лица, входящие в элиту общества, которая определяет состояние общественного сознания, стиль жизни, политические, моральные и эстетические установки других социальных слоев. Согласно Манхейму, представители элиты — это носители творческой инициативы и традиций. Если эти небольшие группы
1 Манхейм К. Эссе о социологии культуры. — С. 48—49.
2 Там же. С. 48.
Глава 3. Завершение процесса конституирования социологии культуры. Третий тезис Манхейма звучит так: если предыдущие общественные системы допускали диспропорцию в распределении рациональности и моральных сил, то в современном обществе подобное состояние дисгармонии не может быть длительным, ибо, с одной стороны, в индустриальном обществе все более активизируются те слои и группы, которые до этого времени играли в политической жизни только пассивную роль, а с другой — в нашем обществе возникает феномен, который можно назвать процессом всеобщей взаимозависимости. Он состоит во все более тесном переплетении различных сфер деятельности1. Отсюда напрашивается вывод — если современное общество не сможет обеспечить гармоничное развитие всех своих элементов, то его ждет неминуемый крах. Впрочем, Манхейм считает, что подобный финал вовсе не является обязательным. Он разделяет надежды многих западных авторов на то, что западная цивилизация способна преодолеть те противоречия, о которых шла речь ранее, и предотвратить хаос, порожденный игрой иррациональных сил. Он полагает, что современное общество обладает огромными резервами рационального регулирования социальных процессов и дело только за доброй волей политиков, которые должны осознать свою ответственность перед будущими поколениями за успешное решение этой задачи. Таким образом, вклад Карла Манхейма в становление и развитие социологии культуры неоспорим. Есть все основания утверждать, что без его работ социология культуры еще бы долго занималась самоопределением и пребывала в состоянии неведения относительно своего объекта, предмета, метода и тех задач, которые она призвана решать. После же выхода в свет его трудов говорить о нецелесообразности выделения социологии культуры из структуры гуманитарного и социологического знания, о размытости ее «проблемного поля», об отсутствии особого метода было уже невозможно. |
Манхейм К. Человек и общество в век преобразований. — С. 43. |
Поясняя свою мысль, Манхейм апеллирует к практике сегодняшнего дня. Он обращает внимание на то, что ныне только самые недальновидные испытывают эйфорию по поводу успехов информатизации, которая обернулась совершенно неожиданной стороной. Он пишет о том, что в сверхинформатизированном мире сбой в системе может породить непредсказуемые последствия, что один ложный сигнал, посланный в компьютерную сеть, может привести к выходу из строя всей системы, что авария на атомной станции, являющейся примером воплощенного торжества принципа рациональности, может обернуться трагедией не только лок&чьного, но и мирового масштаба.
Противоречивость современной культуры^ с точки зрения Ман-хейма, проявляется не только в том, что стремление к рациональности рождает иррациональность, но также и в том, что рационализация жизни, возрастание технической мощи не сопровождаются ростом моральной ответственности, повышением уровня духовного развития человека. Немецкий ученый показывает, что в области морали современный человек не столь далеко ушел от своего древнего предка, хотя его техническая вооруженность и способность причинить вред другим, тем, кого он считает своими противниками или врагами, возросли многократно.
Исследуя проблему несбалансированности темпов развития различных сфер общественной жизни, Манхейм формулирует несколько тезисов, в которых подытоживает результаты своих теоретических изысканий.
Первый тезис, провозглашенный Манхеймом, гласит, что если дисгармоничность в развитии физических, психических и духовных сил опасна для индивида, то она, как показывает история, вдвойне опасна для общества, которое не может оставаться стабильным и процветающим тогда, когда развитие техники намного опережает развитие духовной сферы.
Второй тезис Манхейм формулирует следующим образом: рост рациональности, формирование первичных инстинктов и моральности не являются случайными. Эти процессы не могут рассматриваться как дело отдельных индивидов, ибо всецело зависят от поставленных данной общественной системой задач. Говоря другими словами, соотношение рационального и иррационального в обществе, гармония или дисгармония волевых й нравственных начал зависят прежде всего от тех целей, которые данная общественная система ставит перед собой.
Глава 4. Исследования культуры в современной западной социологии
Глава 4. Исследования культуры в современной западной социологии
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1737 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!