Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ривал общество как результат естественно-исторического развития1, тем не менее неоднократно высказывался о том, что «идеи управляют и переворачивают мир»2, и считал, что раскрытие культурных закономерностей функционирования и развития общества принадлежит к числу главных задач социологии.
Следует назвать еще одно обстоятельство, подвигнувшее Вебера обратиться к исследованиям феномена культуры. Как и В. Парето, он считал социологию наукой, изучающей социальное поведение человека, которое детерминируется, по его представлениям, прежде всего суммой верований и ценностей, которые, как он неоднократно подчеркивал в своих работах, в первую очередь и следует брать в расчет при анализе процессов, протекающих в обществе.
Перу Вебера принадлежит множество работ по социологии культуры, в том числе такие широко известные, как «Социология религии», «Рациональные и социологические основание музыки», «Социальные причины падения античной культуры». В этих работах Макс Вебер предстает перед нами как выдающийся представитель нового поколения социологов, пришедших на смену поколению О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, критически переосмысливших достижения своих предшественников на социологическом поприще, давших новый импульс процессу развития социологии как науки.
С точки зрения Вебера, социология должна ставить во главу угла не общество, а индивида, режиссера и одновременно исполнителя драмы жизни, написанной им самим. Именно к нему, как к архимедовой точке опоры, и необходимо апеллировать, решая проблему поиска социальной реальности.
Согласно воззрениям Макса Вебера, то, что побуждает индивида к социально значимой деятельности, не может быть определено ни в «материалистических», ни в «идеалистических» понятиях, ибо речь идет о смыслообразующих принципах деятельности каждого человека, который не может принимать решения, не вкладывая в свои действия вполне определенный смысл, понятный как ему, так и тем, к кому эти действия так или иначе обращены. Однако смыслообра-зующие принципы деятельности есть не что иное, как смыслообра-зующие принципы культуры, ибо прояснение смысла есть всегда акт отнесения эмпирической реальности к некоей ценности, а она есть
1 Согласно представлениям О. Конта, социология, будучи позитивной, а не спе
кулятивной наукой, находится на вершине пирамиды наук, следуя за астроно
мией, физикой, химией, биологией.
2 Конт О. Курс позитивной философии // Родоначальники позитивизма. —
СПб., 1912. - С. 19.
не что иное, как элемент мира культуры. Отсюда логически следует
вывод о том, что исследование мира культуры представляет собой
центральную задачу, которую призвана решать социология как наука.
Это был принципиально иной взгляд на социологию, чем тот, кото-
. рый высказывали О. Конт, интерпретировавший социологию как науку
о человечестве, или, например, Э. Дюркгейм, считавший социологию
наукой о социальных фактах, которые он рассматривал как вещи.
Переосмыслив сложившееся в середине XIX столетия представление о социологии как на^ке об обществе, Макс Вебер, по сути, «ввел социологию в русло наук о культуре»'. Не будет преувеличением сказать, что он заложил основы культурологического понимания социальной реальности, что позволило социологии выйти из того методологического тупика, в котором она оказалась в начале XX века.
Если говорить о том вкладе, который внес Макс Вебер в социологию культуры, то прежде всего надо отметить, что он дал новую трактовку культуры. У М. Вебера культура превращается в основной фактор, детерминирующий всю общественную жизнь, обусловливающий специфичность проявления экономических, политических, нравственных отношений. Эта идея красной нитью проходит через все его работы, но наиболее полно и обстоятельно она изложена в его трудах, посвященных исследованию проблем религии, которая, с точки зрения Вебера, является одной из важнейших культурных форм.
К мысли о том, что тип социальной системы самым непосредственным образом зависит от социокультурных факторов, прежде всего от типа религии и тех этических установок, которые она провозглашает, Вебер пришел в результате анализа современного ему капиталистического общества. Исходной точкой рассуждений стало понимание уникальности той социально-экономической и политической системы, которая сложилась в Западной Европе на рубеже XV—XVII вв. Подчеркивая этот момент, Вебер в «Предварительных замечаниях» к своей известной книге «Протестантская этика и дух капитализма» пишет: Современный человек, дитя европейской культуры, неизбежно и с полным основанием рассматривает универсально-исторические проблемы с вполне определенной точки зрения. Его интересует, прежде всего, следующий вопрос: какое сцепление обстоятельств привело к тому, что именно на Западе, и только
1 Давыдов Ю.Н. Указ. соч. С. 20.
Глава 2. Конституирование социологии культуры как особой гуманитарной науки... 53
здесь, возникли такие явления культуры, которые развивались... в направлении, получившем универсальное значение1.
Вебер обращает внимание на то, что только на Западе существует наука в виде рационально построенного знания, базирующегося на эксперименте и математических расчетах, что только здесь были созданы контрапункт и аккордово-гармоническая система музыкального языка, что только здесь арка и купол, известные на Востоке с незапамятных времен, стали основой стиля, включающего в себя декоративный элемент, скульптуру и живопись. Он показывает, что только Западу известна профессиональная научная деятельность, что только здесь сформировались сословное государство и, наконец, своеобразная система политических институтов, включающая в себя «парламенты с их периодически избираемыми «народными представителями», с их демагогией и господством партийных лидеров в качестве ответственных перед парламентом министров»2.
Своеобразным продуктом Запада является, считает Вебер, и современный капитализм. Хотя стремление к предпринимательству и наживе демонстрируют разнообразные группы населения в различных странах, однако только в условиях западной цивилизации сформировалось определенное отношение к богатству как свидетельству богоизбранности, как воздаянию за, беспорочную жизнь. Алчность человека, имеющего состояние и стремящегося его приумножить, здесь уравновешивается, как пишет Вебер, «рациональным регламентированием», когда индивид идет на сознательное ограничение своих желаний, исходя из совершенно иных мотивов, чем мотив получения максимальной прибыли.
Все это является свидетельством того, что жизнь современного капиталистического общества построена на принципе рациональности, который определяет поведение как отдельной личности, так и социальных общностей.
Однако здесь возникает вопрос: почему принцип рациональности стал базисным? Вебер считает, что все зависит от способности и предрасположенности людей к определенным видам «практически-рационального жизненного поведения», которое, в свою очередь, определяется этическими установками, существующими в той или иной религии. Исходя из того, что современный капитализм
1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранное.
М., 1997. - С. 44.
2 Там же. С. 47.
зарождался и получил максимальное развитие прежде всего в протестантских странах, Вебер делает вывод о том, что протестантская религия выступает главным фактором, обусловившим появление и развитие нынешнего капиталистического общества.
Почему же именно протестантизм, а не другое религиозное вероучение?
По мнению Вебера, это связано прежде всего с тем, что идеологи протестантизма переосмыслили роль мирского будничного труда. Если в соответствии с догматами католицизма труд представляет собой наказание за грехи (отсюда максима — «В поте труда своего будешь ты добывать хлеб свой»), то согласно учению Лютера выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека. Труд толкуется протестантами как род молитвы, устанавливающей непосредственную связь между Богом и человеком. Именно отсюда вытекает представление о религиозном значении простого будничного труда, который наполняется сакральным смыслом, ибо, реализуя свое призвание, человек совершает деяние, угодное Богу. Следовательно, успехи в делах являются доказательством благоволения верховного существа, свидетельством богоизбранности того или иного индивида.
М. Вебер подчеркивает, что значение данного понимания труда для формирования современного капиталистического общества трудно переоценить.
Не подлежит никакому сомнению, — пишет он, — что такого рода классификация мирской профессиональной деятельности — одна из самых важных идей, созданных Реформацией... чревата самыми серьезными последствиями... Как далека эта концепция от глубокой ненависти, с которой созерцательно настроенный Паскаль отвергал всякую положительную оценку мирской деятельности, будучи глубоко убежденным в том, что в основе ее может лежать лишь суетность или лукавство! И еще более чужда она тому утилитарному приспособлению к миру, которое характеризует пробабилизм иезуитов1.
Если бы эта идея не стала установкой массового сознания, то
0 капитализме в том виде, в каком мы имеем его сегодня, не мог
ло бы быть речи. В то же время он отмечает, что Реформация ни
когда не ставила целью создание новой i:o своим качествам соци
альной системы. Лютер и Кальвин, не говоря уже о менее круп-
1 Вебер М. Указ. соч. С. 98.
Глава 2. Конституирование социологии культуры как особой гуманитарной науки... 55
ных фигурах, не были ни основателями обществ «этической культуры», ни носителями гуманных стремлений и культурных идеалов или сторонниками социальных реформ. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. В нем необходимо искать корни этических целей и практических воздействий их учений. Те и другие были лишь следствием чисто религиозных мотивов.
Культурные влияния Реформации в значительной своей части... были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов последствиями их деятельности, часто очень далекими от того, что проносилось перед их умственным взором, или даже прямо противоположными их подлинным намерениям1.
Иначе говоря, современный капитализм, с точки зрения Вебера, является побочным продуктом Реформации, которая преследовала решение совершенно иных задач, чем превращение феодального общества в капиталистическое. Вебер отмечает, что сегодня преобразовательный потенциал протестантизма практически исчерпан.
Рассматривая вопрос о влиянии этических установок, содержащихся в той или иной религии, на тип хозяйства и систему экономических отношений, Вебер подчеркивает, что религиозная догматика детерминирует не только мотивацию трудовой деятельности, но и тип мировосприятия. Он пишет, что для конфуцианства, например, характерно принятие мира. Для буддизма же, наоборот, характерно активное неприятие реальности. Ислам, христианство, зороастризм принимают мир на условиях его исправления и улучшения. От того, принимается ли мир в определенной мере, зависят образ жизни тех или иных социальных субъектов, их отношение к политике и проблеме насилия. Этим определяется и тип харизматической личности, на который ориентируется абсолютное большинство носителей различных религиозных ценностей. Именно поэтому в Китае, где большинство населения руководствуется в своей практической деятельности установками конфуцианства, обладателем харизмы выступает организующий мир бюрократ, в странах, где распространен буддизм, — странствующий по миру монах-созерцатель, в Индии — упорядочивающий мир маг, в странах ислама — покоряющий мир воин, в христианских государствах — бродячий ремесленник.
Вебер обращает внимание на то, что каждая религия предлагает собственные пути спасения, в соответствии с которыми вычерчива-
1 Вебер М. Указ. соч. С. 97.
Раздел I. Исто
ется линия жизни конкретного эмпирического индивида. Если в протестантизме спасение осуществляется через собственные действия, через благотворительность, заботу о ближних, напряженный труд в соответствии с призванием, то в иудаизме, исламе, католицизме — через посредника, через принадлежность к религиозным институтам, веру, аскезу и молитву. В результате мы имеем совершенно разные алгоритмы деятельности людей, принадлежащих к различным вероисповеданиям, различные типы их бытия.
Итак, тип религии, согласно воззрениям Вебера, оказывается основным фактором, детерминирующим не только установку на высокопроизводительный, интенсивный труд, но в целом образ жизни людей, их менталитет, систему моральных и правовых норм, существующих в том или ином обществе. Не будет большим преувеличением утверждать, что для М. Вебера протестантизм, особенно в его кальвинистском варианте, выступает как способ организации социальной жизни во всех сферах на рациональных началах. Этот тип организации противостоит традиционализму и косности, из чего следует, что вся история капитализма есть по сути борьба между традиционализмом и рационализмом, а не борьба между классами, как это провозглашается в историческом материализме.
Вывод, к которому пришел Вебер, без сомнения, относится к числу неординарных. До него о связи между типом религии и типом экономического механизма, а тем более о влиянии религиозно-этических установок на состояние общественного сознания и поведение индивидов во всех сферах деятельности практически не говорил никто, хотя многие интуитивно чувствовали, что здесь скрыта научная проблема огромной важности. Этой проблемы касались классики марксизма, но они давали иное, отличное от веберовско-го, ее решение.
Говоря о роли Макса Вебера в становлении современной социологии культуры, нельзя не сказать и о том, что, опираясь на основные положения своей концепции, Вебер, по сути, предсказал, как будет идти развитие западной цивилизации в XX веке,, какой облик она приобретет в результате углубления процессов, которые только зарождались в те годы, когда он создавал свои труды. Вебер исходит из того, что тенденция рационализации всех сфер социальной жизни современного капиталистического общества будет нарастать. Более того, он считал, что рационализация — это судьба всего человечества, ибо вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриального развития неизбежно приводит к появлению у них черт, сходных с цивилизацией Запада. Рационализа-
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 445 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!