Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
экономической системой. Как совершенно справедливо отмечает
Дж. Льюис: /
У него не было никаких иллюзий относительно принципов организации капиталистических отношений или того, что капитализм означал для человеческих ценностей. Они должны быть безжалостно отброшены в сторону, если хоть как-то начинают мешать функционированию свободной от ценностей экономики. В отличие от сентиментальных защитников капитализма Вебер никогда не претендовал на то, чтобы представлять капитализм «хорошим» во всех отношениях. Капитализм был необходим для благосостояния германского государства, и это была именно та ценность, с которой приходилось считаться. Вебер знал, что человечество должно дорого заплатить за это. Он говорил о «расколдованном мире», или мире, освобожденном от иллюзий благодаря капи-• тализму, и соглашался с Зиммелем и Теннисом, что с гуманной точки зрения капитализм заслуживает ненависти. Последствия капиталистического развития приводили его в отчаяние1.
Макс Вебер был одним из основателей Немецкой социологической ассоциации. Его окружали наиболее известные и прогрессивно мыслящие немецкие философы, социологи, историки: Трёльч, Еллинек, Ясперс, Лукач, ставшие впоследствии лидерами научных направлений и школ.
Таким образом, М. Вебер представляет собой одну из тех фигур, которая оказала (и продолжает оказывать) весьма существенное влияние на процесс развития социально-философской и социологической мысли XX столетия, на становление таких отраслей научного знания, как методология гуманитарных дисциплин, социология города, экономическая социология, социология религии, социология музыки. С его именем навсегда связано становление новой научной парадигмы и появление «понимающей социологии» как особой отрасли социологического знания.
Благодаря Веберу социология культуры обрела право называться самостоятельной наукой.
Обращение к культурологической проблематике для М. Вебера было далеко не случайным. Как мыслитель он сформировался под непосредственным воздействием философов-неокантианцев и прежде всего — Генриха Риккерта, которого считал одним из своих духовных наставников.
Существенное влияние оказали на него Г. Зиммель и В. Диль-тей и в определенной степени — О. Конт, который хотя и рассмат-
1 Льюис Дж. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера. — М., 1981. -С. 28-29.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!