Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

в современном музееведении как освоение сфер культуры 2 страница



2. Возможно ли музею жить без перемен?

Отметим, что у многих профессиональных музейных работников – директоров музеев, его научных сотрудников стремительные изменения музейного мира вызывают неоднозначную реакцию. Музей, безусловно, должен изменяться, но так ли стремительно и кардинально? Подобные опасения высказываются все чаще. А.А.Будко отмечает: «осознав, что объект деятельности музея может быть нематериальным (например, передача определенных видов информации), не следует впадать в крайность и отрицать значение музейного предмета», иначе происходят «процессы подмены содержания при сохранении формы и использования формы в других целях»[345]. А.А.Будко полагает, что даже специалисту-музееведу подчас непросто отличить разрушительный процесс подмены содержания музея, при сравнительном постоянстве формы, от естественного процесса развития формы музея, при сохранении его содержания. Анализируя проект «Инвентаризация» в музее «Кунсткамера», автор спрашивает: «имеет ли смысл движение одного из старейших музеев мира, обладающего уникальной коллекцией, в сторону трансформации его в выставочную площадку современного искусства, где реализуются идеи мало связанные с его музейным собранием»?[346] Требования быть интересным посетителю справедливы до тех пор, считает автор, пока не происходит размывание представлений о музее, его превращении в придаток образовательного учреждения, становясь «домом культуры» или игровой площадкой[347].

3.Что предпочтительнее – подлинник, не включенный в музейное собрание или копия, представленная как часть «музейного повествования»? Всегда ли место «подлинника» именно в музее?

Действительно, не всегда в музее представлены подлинники. Эта проблема для музея и его посетителя. В музее А.С.Пушкина на Мойке, 12 по стеклом лежат не подлинные письма друзей Пушкина, а хорошо выполненные (на бумаге того времени, пером и прочее)…копии..? подделки…? или это полноценные музейные предметы? Решить этот вопрос однозначно сложно. С точки зрения здравого смысла и объективных требований сохранения культурного наследия это справедливо. С точки зрения подлинности культуры – не совсем. И тем более звонко говорит с нами музейность, когда мы видим, если угодно, подлинный подлинник. Об этом чувстве ярко написал Густав Вааген, когда в 1937г. увидел в Британском музее детали фриза Парфенона («Мраморы Элгина»): «Я никогда, возможно, не чувствовал такой огромной разницы между гипсовым слепком и мраморной скульптурой, как при осмотре этих барельефов Элгина. Пентелийский мрамор, из которого они изваяны, отличается теплым желтоватым оттенком и очень мелкой, но все же отчетливой зернистостью, придающей скульптурам необычайную живость и своеобразное единство. Например, камень, из которого высечена знаменитая лошадиная голова, производит полное впечатление кости, и его резкая, плоская обработка служит источником очарования, о котором гипсовый слепок не дает ни малейшего понятия»[348]. Но насколько более сильным было бы его впечатление, доведись ему увидеть этот мрамор под сияющим солнцем Эллады!

4. Музейность – не значит музей?

Музейность «живет» в окружающем мире, наполненном ее «предчувствием». Это «предчувствие» связано с потребностью человека удержать многообразие культуры в зримых «образах». Повторим еще раз слова Д.С.Лихачева, который писал: «…города, села, сады и парки, реки и озера, рощи и луга имеют четвертое измерение – измерение во времени, открывающееся нам памятью культуры, памятью и прошлом»[349]. И далее: «Дом в трех измерениях, воспринятый в его настоящем, может быть красив или некрасив, весел или мрачен, удобен или неудобен. Все это определяется без особых знаний его истории: посмотрели, зашли и определили. Если зашедший к тому же и архитектор, он сделает то же самое, но точнее, обстоятельнее. Однако целый мир предстанет перед нами, когда мы откроем для себя историю дома, историю местности, историю обитателей, историю произведений, здесь написанных. Зная историю всесторонне, мы воспринимаем окружающее не как застывшее, одномоментно возникшее перед нами, а в его движении к нам. Наша современность предстает перед нами как динамический мир, движущийся к нам из прошлого, обнимающий нас, пробуждающий в нас разнообразные чувства, мысли, умудряющий нас опытом человеческой культуры, возвышающий нас и чем больше мы будем знать о прошлом, среди которого мы живем (ибо прошлое среди нас), тем значительнее, богаче, многоцветнее предстанет перед нашим мысленным взором окружающее»[350].

5. Музейность – везде?

Для иллюстрации этого положения приведем следующий пример, касающийся отношения музея и храма. Любые вопросы в рамках проблематики «музей и церковь» практически всегда обречены быть остро полемичными, подчас непримиримыми, или, по крайней мере, дискуссионными. Возможность демонстрации в музее культового искусства, и, что еще более важно – его интерпретации активно обсуждается в последние двадцать лет. Действительно, как представить в художественном музее икону, чем она становится - частью музейного пространства или остается молельным образом? Последнее, пожалуй, невозможно, первое – отчасти кощунственно. Еще более острой становится полемика, когда в проблеме предлог «и» превращается в дефис и дискуссии разворачиваются вокруг «музеев-храмов». Подробно сложность противостояния обозначена в работе М.Е.Каулен[351].

Но есть особое пространство – между Храмом и Музеем, которое, будучи и тем, и другим, ни тем ни другим не является. Это Храмы, но на них не обращает свой взор церковь, это подлинные музеи под открытым небом, но, по понятным причинам, музея как учреждения там нет и, скорее всего, быть не может. Речь идет о почти разрушенных храмах. Такие памятники есть практически в каждом уголке России. Ленинградская область - не исключение. Десятки Храмов-руин разбросаны здесь на границе музейности и мемориальности. Таковы, например, руины каменной Троицкой церкви, находящиеся практически на границе Волосовского и Гатчинского районов Ленинградской области в деревне Пятая Гора. Церковь была построена в 1827-1829 гг. и располагалась недалеко от господского дома, который в начале XIX века принадлежал Ф.М.Брискону. Дом был деревянные и не сохранился совершенно – остались лишь совсем небольшие фрагменты каменного основания. Частично сохранились так же столбы, украшавшие въездные ворота. Замечательно расположение храма: на высоком холме над полем. Храм так «вписан» в окружающее пространство, что воспринимать его только как руины невозможно, это настоящий музейон. Не случайно краевед А.А.Семочкин, много лет возглавлявший музей-усадьбу «Рождествено» писал об этом храме: «Эти белокаменные руины с колоннадой так пронзительно напоминают антик, что в какой-то миг все переворачивается в сознании и четко ощущаешь себя пилигримом перед Храмом Посейдона на каком-нибудь острове Лемнос»[352]. Если так, то по сути, руины Троицкой церкви могли бы стать музеем, как стали музеями античные храмы и виллы. Но значимость этого храма невелика, его место в истории культуры не столь масштабно, а, стало быть, о музее нет и речи. Но от этого ощущение мемориальности не становится меньше, и музейность говорит в этом храме на одном из своих языков.

Сложно однозначно сказать, что же сегодня является стержнем музейности. Предмет? Уже не только – нематериальное наследие так же заявило свои права на необходимость музеефикации. Идеи вокруг предмета? Идея опасная – идеи имеют свойство отрываться от предмета (материального). Просто идея? Тогда это уже не музей.

Так что же, музейность везде? Стоит только оглянуться вокруг? Пожалуй, сегодня так оно и есть. Не означает ли это конец музея, ведь если музей везде, значит, его уже нет? Не будем отвечать на этот вопрос, пусть на него ответит время.

Сегодня же, безусловно, музей востребован и актуален. Он собирает то, что имеет смысл для живущих сегодня и завтра. И чем длиннее век музеев, тем больше он старается сохранить. Побывав храмом, кабинетом ученого, школой и клубом, пережив периоды восхищений и презрения, сегодня он доказал свое право существовать в культуре. Но, доказывая это право, музей отвечал на все «вызовы» культуры и невероятно усложнил свой мир. Пожалуй, сегодня музей – это выражение интереса к вещи, интереса к общению, интереса к миру вообще.

Источник этого интереса – особое отношение к миру, культуре, окружающей действительности. Изучить его, значит понять не только механизм появления музея, но одну из важнейших сторон существования человека. В эпоху формирования нового мирового информационного пространства, когда человечество активно осваивает «принципиально новые формы связей без личного присутствия индивида в режиме диалога»[353] эта задача становится еще более актуальной.

В силу того, что предлагаемая работа – один из первых шагов на пути постижения музейности, в ней, пожалуй, больше вопросов, чем ответов, а потому, начав со слов И.Гете, его же словами и завершим: «кто ищет, тому назначено блуждать».

Список литературы.

1. Адамс М. Роль музеев в распространении знаний/ М.Адамс// Museum.- 1984.- №141.- с.21-27.

2. Алексеева Н.А. Обзор публикаций Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея// Художественный музей в образовательном процессе.- СПб.: Специальная литература, 1998.- с. 285-313.

3. Ананьев В. Музеология в начале III тысячелетия// Музей.- №10.- 2010.

4. Ариарский М.А. Музей как институт вовлечения человека в мир культуры// Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сб. научных трудов. Вып. 5. Педагогика и культурология музейной деятельности.- СПб., 1999.- с.153-163.

5. Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. Диссертация на соискание степени доктора культурологии.- СПб., 2000.

6. Ариарский М.А. Прикладная культурология.- СПб.: ЭГО, 2001.

7. Артемов Е.Г. Социальные функции современного музея исторического профиля// Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI вв. Труды ГИМ Вып.127.- М., 2001.- с.99-105.

8. Артемов Е.Г. Десять лет без права на ошибку// Воспитание патриотизма, гражданственности и политической культуры средствами музейной коммуникации. Материалы всероссийской научно-практической конференции (к 10-летию Детского исторического музея). 12-14 апреля 2004 года.- СПб., 2004.- с.4-11.

9. Ахмас К. Музей в эпоху трансмодерна// Музеология-музееведение в XXI веке. Проблемы изучения и преподавания. Материалы Международной научной конференции.- СПб., 2009

10. Балакирев А.С. Музей исторического профиля: пути самоопределения// Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI вв. Труды ГИМ Вып.127.- М., 2001.- с. 49-75.

11. Балакирев А.С. Историческая экспозиция и гуманитарное знание// Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. По материалам «круглого стола», состоявшегося 18 мая 2001 г. в г.Орле.- М., 2002.- с. 154-170.

12. Беззубова О.В. Некоторые аспекты теоретического осмысления музея как феномена культуры// Триумф музея?.- СПб., 2005.

13. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век.- М: Изд-во политической литературы, 1991.

14. Блауберг И.В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.- М., 1973.

15. Бойко А.Г. Визуализация культуры и педагогическая деятельность художественного музея в XXI веке// Образовательная деятельность художественного музея. Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. Выпуск VII.- СПб., 2002.- с.16-17.

16. Бойко А.Г. Музейно-педагогическая подпрограмма Программы развития районной образовательной системы. Условия реализации и оценка эффективности// Музейная педагогика в школе. Выпуск III.- СПб, 2002.- с.174-191.

17. Бойко А.Г. Экология пространства и педагогическая деятельность в современном музее// Воспитание патриотизма, гражданственности и политической культуры средствами музейной коммуникации. Материалы всероссийской научно-практической конференции (к 10-летию Детского исторического музея). 12-14 апреля 2004 года.- СПб., 2004.- с.25-29.

18. Большаков В.П. Принципы развития современного понимания культуры// Фундаментальные проблемы культурологии. Том 1. Теория культуры.- СП.: Алетейя, 2008

19. Бонами З.А. Музей и проблема трансляции культурно-исторических кодов// Музейное дело и охрана памятников: обзорная информация. Музей и образование.- М., 1989.- с. 22-25.

20. Будко А.А. Современный музей: ценности постоянные и временные// В поисках музейного образа. Материалы научной конференции.- СПб., 2007.-

21. Будылин И.П. Восприятие музея: интересы посетителей// Мир музея.- 2004.- №4.- с.20-23.

22. Булдаков В.П. Современная историографическая ситуация и музейные экспозиции: виртуальное и/или реальное// Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. По материалам «круглого стола», состоявшегося 18 мая 2001 г. В г.Орле.- М., 2002.- с.107-114.

23. Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал музеев.- СПб, 1998.

24. Бутиков Г.П. Ариарский М.А. Сохранение и обогащение национально-культурных традиций россиян// Педагогика, 1998.- №7.- с.54-62.

25. Валицкая А.П. От слова к событию: музей в образовательном пространстве культуры// Художественный музей в образовательном процессе. Научно-практическая конференция. Тезисы выступлений.- СПб: СпецЛит., 1998.- с.16-18.

26. Валицкая А.П. Музей в пространстве культуры// Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сб. научных трудов. Вып. 5. Педагогика и культурология музейной деятельности.- СПб., 1999.- с.30-34.

27. Ванслова Е.Г. Музей и культура// Новая Российская классическая гимназия. Вып.1.- М., 1992.- с.11-16.

28. Ванслова Е.Г. Гнедовский М.Б. Дукельский Ю.В. и др. Социальные функции музея: споры о будущем. Материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры. Сборник научных трудов НИИ культуры.- М., 1989.

29. Волькович А.Ю. Модель музейной коммуникации в концепции зарубежных музееведов// Музей в современной культуре. Сборник научных трудов. Том 147.- СПб.: СПбГАК, 1997.- с. 69-73.

30. Волькович А.Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система. Диссертация на соискание степени канд. культурологических наук.- СПб., 1999.

31. Ганина Т.В. Гребенкина Л.К. Использование музейной педагогики в образовательно-воспитательном пространстве вуза// Музей и его партнеры. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Выпуск 5.- М.: АПРИКТ, 2004.- с.161-165.

32. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий// Музей и современность. Сб. научных трудов НИИ культуры.- М.. 1986.

33. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации (на материале музееведческой литературы капиталистических стран)// Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сборник научных трудов.- М., 1989.- с.16-34.

34. Гнедовский М.Б. Музей и образование (проектная концепция): Музей в системе непрерывного образования// Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация: Информкультура. Вып.1.- М., 1990.- с.21-25.

35. Гнедовский М.Б. Проектирование прошлого и музей будущего: метаморфозы проектного подхода в музейном деле// Социальное проектирование: прорыв к реальности. Сб научных трудов НИИ культуры.- М., 1990.- с. 85-100.

36. Гнедовский М.Б. Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования// Музейное дело: музей – культура – общество. Сборник научных трудов.- М., 1992.- с.6-18.

37. Гнедовский М.Б. Сибирские музейные игры// Русская культура вне границ. Выпуск 1.- М., 1998.- с.42-50.

38. Голышев А.И. Музей-заповедник как центр культурно-просветительского движения за сохранение и обогащение духовного наследия. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук.- Л., 1990.

39. Государственный Русский Музей. Отчет. 1993-1997.- СПб.: Palace editions, 1998.

40. Государственный Русский Музей. Отчет. 1998.- СПб: Palace editions, 1999.

41. Гранквист Э. Возврат к основам// Museum.- 1996.-№4.-с.14-18.

42. Грегорова А. К основным проблемам музееведения// Музееведение. Музеи мира. Сб. научных трудов НИИ культуры- М., 1991.- с.27-38.

43. Григорян Г.Г. Национальный музей и национальная идея (из опыта технических музеев)// Современная историография и проблемы содержания исторических экспозиций музеев. По материалам «круглого стола», состоявшегося 18 мая 2001 г. В г.Орле.- М., 2002.- с.27-32.

44. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века.- СПб.: СПбГУКИ, 2004.

45. Грицкевич В.П. История музейного дела конца XVIII- начала XX вв.- СПб.: СПбГУКИ, 2007.

46. Грицкевич В.П. История музейного дела в новейший период (1918-2000).- СПб.: СПбГУКИ, 2009

47. Грусман В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев. Диссертация на соискание ученой степени канд. культурологических наук.- СПб., 2001.

48. Гуральник Ю.У. Каким быть музею будущего? (опыт социологического анализа)// Музееведение. На пути к музею XXI века. Сб. научных трудов.- М., 1989.- с.135-144.

49. Гуральник Ю.У. Сберечь память человечества// Мир библиографии.- 1999.- №5.- с.13-15.

50. Гуральник Ю.У. Музей и его посетители// Музей и его партнеры. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Выпуск 5.- М.: АПРИКТ, 2004.- с.23-27.

51. Гуревич А.Я. Историк конца XX в. в поисках метода// Одиссей. Человек в истории.- М.: Coda, 1996.

52. Гуревич А. Я. Территория историка//Одиссей: Человек в истории: Ремесло историка на исходе XX века. М., 1996.

53. Гуревич П.С. Философия культуры.- М.: Аспект-Пресс, 1995.

54. Гуружапов В.А. Взаимодействие музея и школы в формировании смыслопорождающих систем понимания искусства детьми// Международная акция «Русскому музею – 100 лет». Материалы научно-практической конференции «Художественный музей в образовательном процессе».- СПб: СпецЛит, 1998.- с.35-41.

55. Гусева Г.Б. Сектор музейной педагогики: опыт работы// Образовательная деятельность художественного музея. Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. Выпуск VII.- СПб., 2002.- с.113-119.

56. Дассиу О. Музей и активизация обучения подростков: рассказ учителя// Museum.- 1991.- №2/3.- с.104-105.

57. Даффи Т. Концепция музея мира// Museum ЮНЕСКО.- 1993.- №177.- с.4-8.

58. Дмитриева Е.К. Музей – культура - общество// Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация.- Вып. 5. Музей и образование.- М., 1989.- с.8-24.

59. Доминов М.И. Музей в философии Н.Ф.Федорова// Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Вып. 1. Сборник научных трудов.- СПб., 1995.- с.8-17.

60. Дукельский Ю.В. Музейные коллекции и предметный мир культуры// Некоторые проблемы исследования современной культуры. Сб. научных трудов.- М., 1987.- с.32-38.

61. Дукельский Ю.В. Социальные функции музея: споры о будущем. Материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры// Музееведение. На пути к музею XXI века.- М., 1989.

62. Дукельский Ю.В. Музей и культурно-историческая среда// Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сборник научных трудов.- М., 1989.- с.23-28.

63. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М.. 1997.

64. Еременко Е.Д. Музей и кино. Музеи кино. Учебное пособие.- СПб.:СПбГУКИ, 2004.

65. Жвитиашвили Н.Ю. Детский музей в ГРМ: к постановке проблемы// Художественный музей в образовательном процессе. Тезисы выступлений на научно-практической конференции 30 сентября-2октября 1998 года.- СПб: СпецЛит, 1998.- с.33-35.

66. Закс А.Б. Динамика социальных функций музеев СССР// Музееведение. Музеи мира. Сб. научных трудов НИИ культуры- М., 1991.- с. 51-65.

67. Зиновьева Ю.В. О функциях музея// Музей в современной культуре. Сборник научных трудов.- СПб.: Академия культуры, 1997.- с.259-269.

68. Зиновьева Ю.В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема. Диссертация на соискание степени кандидата культурологических наук.- СПб., 2000.

69. Зобов Р.А. Сугакова Л.И. Гуманитарное становление личности молодого человека// Социальные проблемы молодежи.- СПб.: Изд-во СПб Университета, 1995.- с. 119-131.

70. Зрелова Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- СПб.. 2000.

71. Зязева Л.К. Актуальные нетрадиционные формы музейно-педагогической деятельности в Российском Этнографическом музее// Музей. Традиции. Этничность. XX-XXI век. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея.- СПб-Кишинев, 2002.- с.355-358.

72. Иванов М.В. Моделирующая функция художественного музея// Художественный музей в образовательном процессе. Тезисы выступлений научно-практической конференции.- СПб: СпецЛит, 1998.- с.36-38.

73. Иконникова С.Н. История культурологических учений. Часть 1. Теоретические проблемы культурологи.- СПб., 2001.

74. Иконникова С.Н. Мировая цивилизация: столкновение или сотрудничество// Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Труды СПбГУКИ. Том 158.- СПб.: СПбГУКИ, 2003.- с.26-33.

75. Иконникова С.Н. «Великолепная мозаика» как прогноз мультикультурализма// Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Сборник статей.- СПб., 2007.- с.66-68.

76. Иксанова И.В. Опыт разработки модели регионального музейного объединения// Музееведение. Вопросы теории и методики. Сборник научных трудов.- М., 1987.- с.121-137.

77. Каган М.С. Мир общения.- М., 1988.

78. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи.- Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1991.

79. Каган М.С. Музей в системе культуры// Вопросы искусствознания.- 1994.- №4.- с.445-460.

80. Каган М.С. Философия культуры.- СПб., 1996.

81. Каган М.С. О понятии «гуманитарная» культура и роли гуманитарности на современном этапе развития человечества// День науки в СПб Гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции 23-24 мая 1996 г.- СПб.: СПбГУП, 1996.- с. 48-100.

82. Каган М.С. Философская теория ценности.- СПб., 1997.

83. Каган М.С. Музей в скрещении энергий образования и воспитания// Произведения искусства в образовательном процессе. Международная научно-практическая конференция. Тезисы докладов.- СПб., 2000.- с.40-44.

84. Кагиа Ф. Коммуникация и музей: интервью с доктором Х.Хелленкемпером// Museum.- №141.- 1984.- с. 8-13.

85. Калинина Т.А. Музей и система образования – партнерские проекты// Музей и его партнеры. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Выпуск 5.- М.: АПРИКТ, 2004.- с.169-170.

86. Калугина Т.П. Истоки экспозиции художественного музея и его культурно-коммуникативная функция// Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб. научных трудов НИИ культуры.- М., 1989.- с.68-83.

87. Калугина Т.П. Музеефикация или мумификация культуры («постмодернистская метафора» музея)// Музей и демократия.- М., 1997.-

88. Калугина Т.П. Место и роль музея в современной культуре// Художественный музей в образовательном процессе. Научно-практическая конференция. Тезисы выступлений.- СПб: СпецЛит, 1998.- с.42-44.

89. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры.- СПб.: Петрополис, 2001.

90. Калякина А.В. Адаптация российских музеев к новым социально-экономическим условиям в 1990-е гг. (на материалах группы ленинских музеев). Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук.- М., 2003.

91. Каменский З.А. Методология историко-философского исследования.- М.: ИФРАН, 2002.

92. Камерон Д.Ф. Музей – храм или форум? // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып.6.-М., 1990.-с.38-49.

93. Карпов Н.В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или «Не возводи свой дом на песке»// Вопросы философии.- №11.- 1995

94. Каулен М.Е. Живой музей и его обитатели (Партнерство в процессе музеефикации среды и нематериального наследия) // Музей и его партнеры. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Выпуск 5.- М.: АПРИКТ, 2004.- с.16-23.

95. Квятковский А.В. Музей как центр приобщения молодежи к общечеловеческим духовным ценностям// Музейное образование. История и современные концепции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 18-18 апреля 2002 года.- СПб., 2004.- с.73-76.

96. Киссель О.М. Музейные посетитель и современные образовательные технологии. Опыт ГРМ// Художественный музей в образовательном процессе. Тезисы выступлений на научно-практической конференции 30 сентября-2октября 1998 года.- СПб: СпецЛит, 1998.- с.46-49.

97. Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей// Декоративное искусство СССР.-№1.- 1985.-с.29-31.

98. Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры// Музееведение. Музеи мира. Сб. научных трудов НИИ культуры- М., 1991.- с.111-141.

99. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики// Художественный музей в образовательном процессе.- СПб.: Специальная литература, 1998.- с. 6-15.

100. Колесникова И.А. Интегративная природа музейной педагогики// Музей и школа: Диалог в образовательном пространстве. Вып.3.- СПб., 1998.- с.36-39.

101. Колтомова Н.В. Please Touch Museum – музей «Дотронься руками»// Музей, школа. Семья. Проблемы музейной педагогики. Труды государственного музея истории СПб. Вып. 1.- СПб., 1996.- с.94-100.

102. Коммуникация в современной науке.- М.: Прогресс, 1976.

103. Кондратьев В.В. Свойства музейного предмета и пути его использования// проблемы использования и сохранности музейных ценностей.- М., 1985.- с.5-12.

104. Кондыков А.С. Гуманистический характер культуры// Музеология как основа единства и культурного разнообразия. Тезисы докладов XXV международного симпозиума совета музеев (ICOM) ЮНЕСКО, международного комитета по музеологии (ICOFOM). Белокуриха – Барнаул, 9-14 сентября 2003 г.- Барнаул, 2003.- с.3-4.

105. Корчагин Е.Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- СПб., 2002.

106. Коссова И.М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий// Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела.- М., 1999.- с.5-14.

107. Коссова И.М. Детские музеи как явление современного российского музейного ландшафта (К вопросу об их перспективе) // Воспитание патриотизма, гражданственности и политической культуры средствами музейной коммуникации. Материалы всероссийской научно-практической конференции (к 10-летию Детского исторического музея). 12-14 апреля 2004 года.- СПб., 2004.- с.20-24.

108. Коссова И.М. Творческая лаборатория «Музейная педагогика» как многолетний перспективный партнерский проект// Музей и его партнеры. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Выпуск 5.- М.: АПРИКТ, 2004.- с.81-87.

109. Костина Ю.В. Степанова К.Б. Современные тенденции развития коммуникации в мемориальном музее космонавтики// Музей и его партнеры. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Выпуск 5.- М.: АПРИКТ, 2004.- с.41-47.

110. Краевский В.В. Методология педагогического исследования.- Самара: СамГПИ, 1994.

111. Крючкова Е.Н. От обучения к сотрудничеству// Музей и его партнеры. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Выпуск 5.- М.: АПРИКТ, 2004.- с.98-104.

112. Кузьмин А.С. Кузьмина Е.Е. О диалектике функций историко-культурного музея (музей как средство межкультурной трансляции и внутрикультурной рефлексии)// Музееведение. Музеи мира. Сб. научных трудов НИИ культуры- М., 1991.- с. 66-71.

113. Культурология. XX век: Словарь.- СПб., 1997.

114. Курашов В.И. Начала философии науки.- М.: Изд-во КД Университет, 2007.

115. Куренышев А.А. К вопросу о методах построения музейных экспозиций: продолжение дискуссии// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство. Труды ГИМ. Выпуск 104.- М., 1999.- с.165-180.

116. Куренышев А.А. К вопросу об отражении категории «время» в экспозиционно-выставочной работе музеев// Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI вв. Труды ГИМ Вып.127.- М., 2001.- с.410-425.

117. Лебедев А.В. Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт// Материальная база сферы культуры. Научно-информационный сбарник/ РГБ НИИ Информ-культура. Вып.1.- М., 1999.- с.19-39.

118. Лещенко А. Проблемы становления музееведческой терминологии на международном уровне// Музей.- №5.- 2009

119. Лисенкова А.А. Социальная коммуникация как фактор развития музыкальной театральной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологи.- СПб., 2003.

120. Логика и методология системных исследований/ Отв. Ред. Л.Н.Сумарокова.- Киев-Одесса: Вища школа, 1977.

121. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек – текст – семиосфера – история.- М.: Языки русской культуры, 1999.

122. Львова Е.Н. Музей и церковь: актуальные направления сотрудничества// Музей и его партнеры. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Выпуск 5.- М.: АПРИКТ, 2004.- с.76-80.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 860 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...