Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Hochklassik 90-е



Важно выделить 1794 год - время сближения Гете и Шиллера, до этого они почти не общались, а развивая свои эстетические концепции независимо друг от друга, но встретившись, обнаружили сходство во взглядах, которое и послужило их сближению.

Утверждается идея действенной активной роли искусства. > Принцип высокой идейности Веймарского классицизма, понимаемой как выражение передовых просветительских идей в их наиболее обобщенной форме. Процесс отрицания принципов штюрмеров уступает процессу их переосмысления. Обнаруживается стремление к синтезу чувства и разума, к диалектически всестороннему охвату природы и человеческой деятельности. > новые тенденции и особенности художественного метода. Стремление к большим обобщениям, созданию образов всемирно-исторического диапазона (Шиллер).

Выпускают журналы - Шиллер «Оры» (1795-1797), Гете «Пропилеи» (1798-1800), - обращенные к литературной элите, которые с трудом находили подписчиков и быстро прекратили свое существование.

Гете усиленно занимается вопросами морфологии растений и животных. Занятие естественными науками уберегает его от излишнего идеализма а его влияние на Шиллера возбуждает стремление к познанию в последнем.

Если в период «Бури и Натиска» Гете утверждал необходимость непосредственного единства искусства и природы. то теперь он их резко отграничивает. Художественное произведение - не копия природы, он стоит над природой. Художник, проникая в глубь вещей стремится к художественной правде. Она становится ведущим принципом эстетики Гете. А подлинный зритель должен чувствовать потребность возвысится до художника.

Диалектика Гете (Аникст): искусство должно подняться над природой, чтобы постигнуть высшую художественную правду жизни, но пройдя этот этап, искусство возвращается к жизни; оно настолько обогащает человека духовно, что помогает ему начать жить по-новому.

Художественное творчество (Пинский): Если в первый период ему свойственна была абстрактная поэтизация жизни, то во втором - классицизм Гете выступает как земное, чувственное начало, появляется недоверие к высоким фразам. Появляются языческие мотивы и сатирические тенденции. Если в первый период мысль Гете была устремлена к будущему, то теперь в нем развился вкус к настоящему, к жизни обывателя. Пишет антиреволюционные драмы, «Рейнеке-Лис» (1793) - сатирический буржуазный эпос, «Герман и Доротея» - буржуазная идиллия, а также «Годы учения Вильгельма Мейстера».

Шиллер:

«Письма об эстетическом воспитании» (1793-95) Шиллера - попытка осмыслить роль искусства и прекрасного вообще в свете новейшего исторического опыта (Французская революция). Видит возможность решения политической проблемы эстетическим путем, т. к. «путь к свободе ведет только через красоту». Ш. исходит из метафизических представлений о человеческой природе, разуме и моральном долге. Народ и век еще не созрели для достижения высоких гуманистических идеалов. Искусство - орудие воспитания народа.

Опираясь на учение Канта, Шиллер утверждает, что в истинно прекрасном произведении все должно зависеть от формы и ничего от содержания, т. к. «только форма действует на человека в целом. Содержание же - лишь на отдельные силы».

Но его цель - доказать единственность пути эстетики для достижения политической свободы сама по себе знаменовала признание высокой общественной и исторической роли общественного воспитания. Таким образом, его главная философская задача противоречила принципу незаинтересованноти искусства. Труд завешается иллюзорной попыткой утвердить некое «царство эстетической видимости» - достояние духа немногих избранных и прообраз идеального общественного порядка, реальный путь осуществлениякоторого Шиллеру неведом.

Помимо изложения эстетической теории Ш. в данной работе обращается к ряду морально-философских и общественных пробем века. Он противопоставляет современному европейскому обществу древнегреческое.

Итак, краткое изложение теории «эстетического воспитания человека»: для того, чтоб художнику уберечься от порочности своего времени, он должен презреть суждения этого мира. Художник долен стремиться к рождению идеала из союза возможного с необходимым, запечатленного»в игре своей фантазии» > главная идея «царства эстетической видимости»

«Шиллеру свойственно стремление к генерализации художественного образа, отказ не только от бытовизма штюрмеровского периода, но и от изображения всего того, что представляется поэту преходящим, частным, вплоть до отказа от обсуждения политических вопросов. Гете же порицал крайности в идеалистической эстетике Шиллера, не принимал многих его абстрактных спекуляций и побуждал к художественному творчеству, связанному с реальной действительностью». (Тураев)

«О наивной и сентиментальной поэзии» (1795) - одна из первых попыток исторического понимания искусства. Выделяет 2 вида искусства наивное (древнее) и сентиментальное (новое). «Поэт, сказал я, либо сам - природа, либо ищет ее. Первое делает поэта наивным, второе - сентиментальным» « В древних поэтах нас волнует природа, чувственная правда, живая действительность; новые волнуют нас идеями». «Природа дает человеку внутреннее единство, искусство его разделяет и раздваивает, к своей целостности он возвращается через идеал» «Наивный поэт следует лишь простой природе и чувству, ограничиваясь подражанием действительности»,»сентиментальному поэту всегда приходится иметь дело <…> с действительностью, как конечным, и со своей идеей, как бесконечностью» « Возникает вопрос, что больше его привлекает - действительность или идеал, хочет ли он представить действительность, как предмет отрицания или идеал как предмет утверждения. Его изображение может быть сатирическим или <...> элегическим; каждый сентиментальный поэт придерживается одного из этих родов восприятий» Шиллер выделяет 3 аспекта изображения: сатирический, идиллический, элегический. Сатира служит просветительской задаче разоблачения неразумных порядков. «Природа и идеал могут быть предметом печали, если первая изображена утраченной, а второй недостижимым. Они могут быть и предметом радости - если представляются действительностью. Первое создает элегию в более узком, второе - идиллию в более широком смысле» Заметим, что Шиллер рассматривает «строй чувств», а жанровое разделение (привет Тюпе)) Типология, предлагаемая Шиллером, не.приурочена жестко к историческим эпохам. Она отчасти предвосхищает противопоставление романтической и классической поэзии, которое будет заявлено в недалеком будущем теоретиками немецкого романтизма. Эстетический идеал Шиллер видит в синтезе наивной и сентиментальной поэзии, к которому надо стремиться, но который реально не может быть достигнут.

Ш. отходит от метафизически воспринятой им эстетики Канта 80-х годов. Отход от рационализма знаменует собой возвращение к драме в конце 90-х годов. Трилогия «Валленштейн» (1800), «Мария Стюарт» (1801), «Орлеанская дева» (1801), «Мессианская невеста» (1803) «Дмитрий Самозванец» - все они исторические. (Перед этим он писал исторические труды о тридцатилетней войне и падении Нидерландов.) Обращаясь к истории, он находит примеры тому, что «истина продолжает жить в иллюзии» т. е. в искусстве. Пролог к «Валленштейну» Шиллера: только «великий предмет» (das grosse Gegenstand) достоин внимания художника. Т. е. отказ от частного, эмпирического в пользу больших образов. Период смуты в истории дает большие возможности для свободного действия личности, поэтому история благоприятна для трагического действия.

Но влияние Канта все же осталось: максимальная объективность, незаинтересованность т. е. максимальный объективизм - художник должен стать над героем. Художник должен пользоваться материалом, близким читателю, но его художественная обработка должна быть антично-безличной, незаинтересованной. Попыткой применения этого принципа явилась трилогия о Валенштейне. Шиллер стремится погрузиться в судьбы народа и создать патриотическую драму, «Вильгельм Телль» - драма «законного бунта». Образ Телля - как народного героя, героя коллектива, служит тому, что эта драма может называться первой драмой 19 века. (Пинский)

Траициооно считается, что Просвещение в Германии закончилось, как и в Европе, событиями Французской Революции. ВК с его попыткой противопоставления социально-политического потрясениям идею художественного воспитания стал этапом завершения Просвещения. К началу 19 века Г. И Ш. постепенно выходят за границы просветительского метода, в некоторых аспектах сближаясь с романтизмом.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 350 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...