Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Система социально-гуманитарных наук начинает складываться в эпоху индустриализма. Как и другие науки, они имели свои истоки еще в древности, в накапливаемых знаниях о человеке, различных способах социального поведения, условиях воспроизводства тех или иных социальных общностей. Но в строгом смысле слова социальные и гуманитарные науки формировались в XIX в., когда в культуре техногенной цивилизации отчетливо оформилось отношение к различным человеческим качествам и к социальным феноменам как к объектам управления и преобразования. Именно в эпоху индустриализма объектно-предметное отношение к человеку и человеческим общностям становится доминирующим в техногенной культуре.
Целью социально-гуманитарных наук провозглашается не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании.
Основные этапы:
1. XVI – н. XVII вв. — познавательный идеал научности как дедуктивно построенная математическая система. Эталон, образец теории – геометрия Евклида. Этому образцу пытались подчинить и гуманитарное познание.
2. XVII – к. XIX вв. — эталон научности – классическая механика –> разделение всех знаний на теоретический и эмпирический уровень (познавательный идеал – «метод принципов» Ньютона).
Господство механики и математики было обусловлено зрелостью этих отраслей знания и успешным их развитием. Следствием данного факта является стремление на основе законов механики познать все явления и процессы действительности, в том числе социальные. Таким образом, в гуманитарные науки постепенно проникали математические методы познания.
3. к. XIX – н. XX в. — становится очевидным, что социально-гуманитарные науки должны иметь свой собственный методологический фундамент. Этот тезис особенно активно отстаивали два философских направления: философия жизни и баденская школа неокантианства.
«Философия жизни» – это направление, сложившееся в последней трети XIX в., ее представителями были Дильтей, Ницше, Зиммель, Шпенглер и др. Эта школа возникла как реакция на кризис механистического естествознания. Представители школы «философии жизни» обратились к жизни, как первичной реальности, целостному органическому процессу. Само понятие жизни они считали многозначным и неопределенным, что дает простор для различных трактовок. Однако во всех трактовках жизнь представляет собой целостный процесс непрерывного творческого становления, развития, противостоящий механическим неорганическим образованиям, всему определенному, застывшему и «ставшему».
Представители баденской школы неокантианства Виндельбанд и Риккерт считали, что "науки о духе" и естественные науки прежде всего различаются по методу: “науки о духе” описывают неповторимые, индивидуальные события, процессы, ситуации, а естественные, — абстрагируясь от несущественного, индивидуального, выявляют общее, регулярное, закономерное в изучаемых явлениях.
Научному познанию и его приемам противопоставляются внеинтеллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения (иррациональные в своей основе) жизненной реальности – интуиция, понимание и др. Наиболее адекватным способом выражения жизни считаются произведения искусства, поэзия, музыка, вчувствование, одним словом, культура.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 517 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!