Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фил-я поз-ма – осн-е этапы фор-я и развития



Во вт пол19в поз-м стан-ся наиб.влияте-м теч-м зап фил. П. объявил един-м источ-м истинного знания конкр-е, частные науки и выступил против ф. как метафиз-и, но за ф. как особую науку. Под метаф. понимали умозр-ю ф. бытия(онтологию,гносеологию)Говорили,что только совок-ть наук дает право гов-ть о мире в целом.Т.о. если ф. научна то она д.распрощаться с попыткой судить о мире в целом. Это реакция на неспособность старой фил-ии решить пробл-ы, связанные с развитием науки. Понятия прежней фил-и (о бытии,сущ-ти,прич-ах), кот. в силу их высокой абстракт-ти не м.б.проверены или разрешены посредством опыта, П объявил ложными и лиш-ми смысла. П предпринял попытку осмысл-я истины на основе точного эксперим-ого знания. 3 этапа в эвол-и поз-ма: 1. Собственно позитивизм (Конт, Миль, Спенсер)2. Эмпириокритицизм (Эрнст Мах, Рихард Авенариус) 3. Неопозитивизм (Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн, Рассел). Осн-ль поз О.Конт его работа: "Курс позитивной Ф" Осн-е идеи - три закона: 1) трех стадий; 2) постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) энциклоп-й закон, класс-я наук. 3 стадии чел-го познания по Конту: 1) теологическая – госп-во религия, объяс-е явл-я действием сверхестеств-х сил. 2) метафизическая – госп-тво фил-и, объясн-е явл-я абстрактными сущ-ми и прич-ми. 3) госп-во позит-х наук, явл-я объяснены научно. Попытка классиф наук. Иерархия наук д.б.выстроена от простого к сложному. мат-ке отводится гл.роль как основе колич-х методов исслед-я. Эмпириокр-м - теория критики опыта. Цель кр-ки - очистить опыт от метафиз. Осн-ли Авенариус и Мах - осн закон познания - экономия мышл-я. Пытались освоб-ть знание от абстракции, от таких понятий как материя, субст-я, необходимость, причинность и др. Призывали не объяснять, а описывать. В итоге эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущ-й. Отрицают объект-е сущ-е и саму возм-сть познания. Неопоз-м Рассел провозгл-л логику сущн-ю Ф. Если подвергнуть анализу кажд. Фил-ю проблему, ок-ся, что это пр-ма логики. Пр-ма создания соверш. языка Н. Принципы логич. поз-ма: 1. Принцип верификации. Критерий истинности – сопост-е с фактами чувствен.опыта. Конт разделяет метафизику и научность по принципу опытной проверки. Т.к. объект-я реал-ть опытным путем не устанав-ма, а все, что мы м. знать отраж-ся в яз.,то поэтому обратились к вопр-м языка.

45 Постпозитивизмом Наз-ся множ-во конц-й,кот. пришли на смену позитивизму. Особ. вним. уделяется рацион-м методам познания. ПОППЕР методология верификации в науке построена на убеждении абсол-ти истины,а это иллюзорное представл-е. Рано или поздно на место старой теории прих-т новая,и старое знание призн-ся заблужд-ем=»задача теории и фил-и науч.позн-я, заключ-ся не в поиске истины,а в проблеме роста знаний. Рост зн-й достиг-ся в процессе рацион-й дискуссии,кот.неизменно выступает критикой сущ-го знания=» наз-е теор. Крит. Рац-зм П. считает,что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к един-ым высказ-ям. Т.к. ни одна теория не м.б.подтвержд. оконч-но,то она по опред-ю имеет гипотет-й хар-р,ее обр-ют не законы,а правдопод-ые утверж-я. Всякая теория ненадежна и подвержена ошибкам. Оконч-но подтвердить теорию нельзя, зато ее м. опровергнуть (фальсифицировать). Теор. фальс-на, если она противоречит опытным данным. Фальс-ая теор. замен-ся новой, на кот.обрушивается град рацион-й критики. Рост науч-го знания м. выразить схемой: исходная пробл. - множ-во временных решений осн. проблемы, исправление обнаруженных ошибок-новая проблема. Науч-й призн-ся конц-я, кот.я поддается сопост-ю с опытными данными=»она в любой момент м.б сфальс-на. В отличие от науки, фил не поддается фальс-и, т.е. не им. науч-го хар-ра. Но, не обладая науч. статусом, она обладает смыслом, без нее не обойтись. Рассел и Витгенштейн пост-ли своей зад-ей постр-е логич. соверш-го языка науки из его элем-ых сост-х частей - прос-х (атомарных) и слож-х, сост-х из прос-х (молекул-ых) сужден-ий-теор. «логич-го атомизма». Эта идея оказ-сь плодотв. для конструир-я искусств-ых формализированных яз-в и разв-я символич-ой логики.

46.Экз-зм.Осн-е напр-я Ф. экз-ма. Экзистенциализм-фил-я сущ-я. Иррационалистическая фил. Наиб.крупн.предст-ли:Хайдеггер,религй(Ясперс, Марсель)атеистический(Сартр,.Камю,Аббаньяно). В Герм э. стал склад-ся после 1 мир войны (обст-ка озлобления и уныния) Нов волна - Франц.времен оккупации и после 2 мир войны. Э. пост-ли вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответств-ти в условиях истор-х катастроф и против-чий. Исход-й пункт фил. Э. - изолир-й, одинокий индивид, все интересы кот.сосред-ны на нем же самом, на его собст-м ненадежном и бренном сущ-и. Экз-е проблемы - это такие пробл, кот.возникают из самого факта сущ чел-ка. Э объявл предметом ф. – бытие. Экзистенция предст-ет собой центр-е ядро чел-го, благодаря чему я выступает не как отдельный мыслящ.индивид и не как мыслящ.всеобщее, а как отдельная неповтор.личность. В обыден.жизни чел.не осознает эк, для этого ему надо ок-ся в пограничной ситуации. Обретая себя как экз, чел-к обретает свободу. Свобода-чел-к сам свободно выбирает свою сущ-ть,становится тем, кем он себя сделает,несет полную ответств-ть за свой выбор. Своб.сос-ет само чел. сущ-е, чел и есть свобода. Своб.понимается как нечто необъяснимое, иррац-е. Характ чертой чел сущ явл-ся то, что он не сам выбирает усл-я св.сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ потусторонняя реальность. Личность и общ-во. Общ-во - всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш индивид-сть, отнимающая у чел его бытие., навязыв лич-и трафаретные вкусы, нравы,взгляды. Хайдеггер. Первично настроение,т.е. форма неразвитого сознания. Априорные формы чел личности явл забота, тревога, страх. Чтобы постичь смысл бытия, ч-к должен отрешиться от целевых установок, осознать свою бренность, грешность. Камю Гл.вопрос–смысл чел.сущ-я. Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Сущ-е ч-ка абсурдно, вводит категорию абсурда в свою фил. 2 способа бегства от абсурда- непокорство (мятеж) и самоубийство.Не выдерживая,чел бунтует, отсюда рев-ции. Идея бунта м.появ-ся не т. у угнетенного,но и у того, кто видит эти угнетения. Идея бунта м. возн-ть т.в том общ-ве, где неравенство скрыто за кажущимся равенством. Чел-к д.жить так, чтобы быть счастливым в этом абсурдном мире.

47 Психоан. и фил. Фрейд-ма. Неофр. Фр-м-наз-е теории и метода психоан-за.Суть ее состоит в отрыве психики от мат-ых условий и причин, ее порождающих. Психика рас-ся как нечто самост-ое, сущ-ее парал-но матер-м проц-ам и управл-ое особыми, непознаваемыми, вечными псих-ми силами, лежащими за пределами созн-я. Над душой ч-ка властвуют неизменные псих-е конфл-ты бессозн-ых стремл-ий к наслажд-ю (преж. вс. половому), к агрессии. Все псих-е состояния, все действия ч-ка, а затем и все ист-ие событ. и общ-ые явл-я Фрейд подвергает психоан-зу, т.е. истолковывает как проявл-е бессозн-х, и прежде всего секс-ых, влеч-ий. Либидо, в 1ых работах сексуальная энергия ч-ка, явл движ. силой психики. Энергия либидо не может накаплив-ся, не находя выхода. Поэтому срабатывает мех-зм защиты, и энергия осущ-ся в разрешенных дейст-ях - спорт, ис-во, работа, твор-во. Т. о., либидо становится движ силой прогресса. Схема психики состоит из 3х слоев. Древний, глубинный, неосознанный - Оно. Оно живет в себе и для себя, не считаясь с внеш. миром. определяет судьбы народов и даже мира. 2ой слой- эго-Я, сознание и самосозн. лич-ти. Его функция - быть посредником между эмоциями, кот-ые задает Оно и внеш. миром, между влечением и его удовлет-ем. 3ий слой сверх- Я - подсознание, формируется в процессе воспит-я и впитывания соц-ых норм Свел соц-ые явл-я к биол-им, при этом подчерк-л репрессивный хар-р культуры, т. е. соц нормы и цен-ти, мор-ые установки и полит-ие огран подавляют естеств инстинкты людей, тем самым лишают их свободы, наслажд. и счастья. По его мнению, люди были бы счастливее, если бы отказ-сь от цивил-ции. Неофрейдизм (послед-ли ФРЕЙДА) Юнг ввел понятие коллект-ого бессозн-го, где в виде изнач-ых псих-их структур -архетипов хранится опыт чел-ва. Основное содерж "индивидуализация", стремление к самореал-ии. Если жизнь этому препятствует, происходит оживление архетипов бессозн-ого, возникают символ-ие образы, захватывая ч-ка. При этом считал, что на них покоятся все великие идеи. Представители школ "культурного психоанализа" (Хорни, Кардинер, Александер и др.), сохраняют нетронутой осн.идеал-ю линию З.Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях чел-й жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др.методологически несущ-х особенностей классического Ф. Фромм-психокульт-й фрейдизм. Переход от биол-ой части к социопсихологизму. Пытается понять механизм взаимод-ия психологич и социальн факторов общ-ого разв. Игнорир. классовую структуру, а сущ-ть ч-ка и историч проц. понимает только абстрактно-псих-ки.Верно говорит о превращ-и ч-ка в вещь, отчужд-ии, говорит, что капитализм больное иррациональное об-во, пытается соединить марксизм с фрейдизмом

48. Фил. жизни в Герм.(Ницше, Шпенглер) «Фил. жизни» - культ-но-логич-ое теч. в соврем-ой фил-ии. Она старается постичь сферу культ., исходя из тех функций, кот. культ. выполняет в жизни ч-ка. Тесно связана с лит-рой и искус-м. «Ф.ж.» выступила за реабилитацию жизни, против ее ущемл. и обеднения рассудочным, полит., эконом-им и др. утилитарными подходами. В связи с этим, понятие «жизнь» (центр. пон. в этом фил. теч.) призвано замен. пон. «бытие». Представ-ли теч. противоп-ют «ж» «б». Бытие-статичное состояние. Жизнь - движение, становление. «Нет бытия, есть только становл.»(Ницше) Становл.- первооснова, предельное понят. Ряд представ. подчерк-ли, что ж. - это и деят-ть, творч. созид., самовыраж. ч-ка, формы объективизации ч-ка в культ-е, позвол-ие ему реализ-ть и познавать самого себя. Сл-но, ж.-это и чел-ая жизнь, и основа бытия. Каждый индивид ощущает себя в рамках какой-то огромной ж., затрагивающей его и угрож-ей ему. Он чувст-т себя подчин-ым каким-то потокам ж. Ж. как поток неуловима рассудочн. методами позн. Ее позн. осущ. на осн. переж-я и сопереж. (понимания); интуиции, веры, любви. Шпенглер Освальд - в 1ой раб. «Закат Евр.» (впечатл. от 1 мир. войны) критик-л европоцентризм, историзм. Им он противопост. уч-е о множ-ве равноценных по уровню зрелости культ.(8: егип-ая, индийск., вавилон., кит., гр.-рим., зап.-евр. и к-ра майа) Их сущ-е свид. не ед. проц. мир. ист., а ед. проявл. жизни во Вселен. Идея круговорота, утвержд. циклич-ть разв-я, подчерк. индивид-ть, искл-ть к-р. Движ-е ист. рассматр. как разв-е (юность, расцвет, упадок) куль-но-ист-их форм.? о соотн. к-ры и цив-ции. Цив-я-симптом отмирания целого кул-ого мира как орг-ма, возврат в небытие к-ры. Ницше - созд-ль этич-ой интерпр. «ф.ж.». Развив. концепцию «воли к власти» на осн. «воли к ж.» Пон. Воли - основа всего существенного, Н. придает этому пон. соц.- нрав. оттенок. «В. к в.» - основа права сильнго. Таким правом должен руков. подл.ин. ч-к во всех сферах своей жизнедейт.(основа власти муж. над жен.) Стремл. уравн. в прав. м. и ж. - показ-ль упадка и разлож. власти. Мораль, опред-ими понят. кот. явл. пон. добра и зла., возник. как следств. чувства превосход-ва одних люд. над др.: аристокр. над рабами. Н. пропаганд. двойную мораль сверхч-ка. По отнош. др. к др. - это снисход., сдерж., нежные, гордые и дружелюб. люди. По отн. к чужим они как необузд звери, свободн. от моральных тормозов. Внешн. особен. сверхч-ка Н. считал «врожд. благородство», «аристокр-ть».В действ. сверхч-к не сущ-л, его необх. вырастить. В этом цель чел-ва.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 252 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...