Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ст-е рус фил-й м.в ид.пр-и слав-в и зап



Слав-во идейно-полит-е теч-е,представители кот. против-ли истор-й путь разв-я Р. разв-ю стран Зап. Евр. и идеал-ли патриарх-е черты рус.быта и кул-ры. В центре их вним-я нах-ся судьба Р и роль Р в мир-истор процессе. В самобытности истор.прошлого они видели залог всечел-го призвания Р.,зап кул-ра уже завершила круг своего разв-я и клонится к упадку. В основе фил-го мировоз-я славян-ва лежит церк-е созн-е, выяснение сущ-ти церкви. Наиболее полно эта основа раскрыта Хомяковым. Церковь -Это живой,дух-й организм, воплощающий в себе истину и любовь.Славяноф. развивали осн-е на религ-х предст-х учение о чел-ке и общ-ве. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достижение целостности чел-ка и связанное с этим обновление общ-й жизни они видели в идее общины, дух-я основа кот-церковь. Первоначало всего сущего-бог. Сущ-ть мира м.б. познана лишь синтезом всех дух-х фун-й чел,так наз-й “Разумной Зрячестью” или “живознанием”,исходное начало кот-религия. Запад-во общ-е теч-е, предст-ли кот. признавали западноевр-й капитал-й путь разв-я приемлемым для Р. К запад-м отнся: Чаадаев, Белинский, Герцен, Чернышевский. Особое место в рус.Ф, и в частности в запад-е занимает Чаадаев, мыслитель, пол-й начало идеям западников.Его общефил-я конц-я - дуалистическая. Физ. мир построен из атомов и молекул,т.е. эл-тов матер-х, из кот образ.все тела. Тела сущ. в простр-ве и во времени. Движение и взаимодействие расс-сь им в духе механицизма,кот.огр-ся миром физ явл-й. Сознание чел-ка явл. резул-м бож. твор-я. Познание по Ч. тоже дуалистично:в обл естествоз-я дейст-т рационалист-е и эмпир. методы,а в дух мире, объекты кот обладают свободой, действует откровение. Чел-к- объекте единство 2 миров-физ и дух. По-своему понимал вопр.о сближ-и Р и З. Здесь его взгляды эволюционировали. В нач. период он считал необх.единение Р с др народами. Затем он стал расс-ть оторванность Р от мир-го истор-го процесса как преимущество,кот позволит быстро овладеть достиж-ми зап. цив-ции, избегнув при этом присущих ей пороков. Т.о. слав-во и запад-во – 2 против-е, но вместе с тем взаимосвяз-е тенденции в разв. Рус.фил.мысли, наглядно пок-е самобытность и большой творч-й потенциал рус.Ф. 19 в.

42. Рел--фил- напр.в рус.фил-и(Вл.Сол-ва и Н.Бердяева) Вл. Сол-в. На его взгляды б. влияние ок-ла христ литер, идеи неоплатонизма, среднев-го мистицизма, нем клас фил и отчасти славян-ов. Центр.идея учения - идея всеединства бытия или “всеединого сущего”. Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеед.сущее - сфера абсол, боже-го - облад-т призн-ми безусловности и всецелости. Матер-й мир нах-ся в хаотическом сост-и. Чел.явл-ся центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя природы. Чел-во - посредник м\у прир и божетвом. Чел д. изменять прир до ее одухотворения. Отсюда цель мир ист-и - единство бога и внебож-го мира, возглавл-го чел-ч-ом. Соборность –неотделимость чел-ка от бытия.В общ-ве идея “всеединства” раскрывается как богочелов-й союз людей, как некая вселенская цер-вь, объед-ая всех и способств-я установл-ю на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является объединение катол и правосл церквей. Бердяев пришел к религ. экзистенциализму. Осн.работы: "Смысл творчества", "Смысл истории-". В ц.- проблема чел-а.Свободу не определяет даже Бог.Стоит в одном ряду сБогом, творч-м, духом. Онтология Б. строится на противопост.духа и природы. Бытие проявл-ся и раскрыв.в чел-ке и ч\з чел-ка.Чел- микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он сущ-во беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и ограниченное.Ч-к- пересеч-е высшего инизшего мира. Отсюда отличие лич-ть есть категория духовно-религиозная, индивид- натуралистически- биологическая,часть природы и общ. Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку,единение с Богом. Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому ч-к сам по себе, без бога не самодостаточен. Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в царстве Божьем. Осн.формы познания - мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение.Вним-е ф. должно быть обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит.в ч-ке идет не от социальн. влияний, а изнутри- 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выр. надежду на восстание личности против мира мертвых объектов,отчуждения. Мир - зло, ч-к должен приблизить конец мира. Б. послед.отстаивал идею самоценности конкр. личности. Ценность личности выше абстр.идей общего блага, интересов коллектива. Проявление чел сущностиможет быть понято только в ее отношении к Богу

43. Общ. хар-ка и осн. напр. совр. зар. фил. 20 век своей культ-ист. рев-цей вызвал к жизни множ. теч-ий. Отраж. их дух-ые поиски зап. мира в условиях глуб. соц-эконом. потрясений. Напряжен. исканий обусл-сь нараст. глобал-х кризисов как всамих основах чел-ого сущ-я, так и во взаимоотн. ч-ка и прир.? о самой прир. ч-ка. Появл. антропологии, задачи кот. создать целостн. образ ч-ка, в свете трагич. опыта пережитого чел-ом в Новей. ист. Класс. позитивизм(Спенсер, Миль)Неопозитивизм - з-чи фил. в логич. анализе «языка науки». Вклад в разв. матем. логики, семантики, основ-й матем. и лог. науки. Благ. методологич. и конкретно-науч. исслед-ям. Неотомизм восходит к идейным принципам Аквинского (гармония и разум веры). Использ. достиж. науки для доказ. сущ-я Бога. Прагматизм - принцип практичности. Фил. д. перестать б. простым размыш. о мире., начал бытия и сознан., д. стать общим методом решения тех практ. проблем, кот. встают перед люд. в разл. жиз. ситуац. (противопол. экзист. и «ф.ж.») Дж. Дью, Пирс, Джемс. Экзистенциализм (ф-я сущ-я)-иррац-ое напрвл. Отриц. как матер, так и идеал. Возн. после 1мир войны. Основ-л Шестов, Бердяев. Затем разв. в Герм. (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) После 2ой мир в. во Фр. (Камю, Сартр, Марсель, Симон).Э. подразд. на религ. (Ясперс) и атеистич. (Хайдеггер, Камю, Сартер). Осн. проблемы: 1. антологическая, бытие - не опвтная дання реальность это то, что можно постичь через интуц. Изменен. в жизни ч-ка - модусы бытия.В РЭ: смысл бытия Бог, в АЭ - жизнь абсурдна. 2. проблема свободы. Отверг. что свобода осознанная необход-ть. Свобода вытек. из бытия. РЭ: СВОБОДНЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ВЕРУЮЩИЙ, АЭ - только ч-к может опред. свою жизнь. «Фил. жизни» - культ-но-логич-ое теч. в соврем-ой фил-ии. Она старается постичь сферу культ., исходя из тех функций, кот. культ. выполняет в жизни ч-ка. Тесно связана с лит-рой и искус-м. «Ф.ж.» (Лессинг, Клавис, Шпенглер, Ницше)выступила за реабилитацию жизни, против ее ущемл. и обеднения рассудочным, полит., эконом-им и др. утилитарными подходами. В связи с этим, понятие «жизнь» (центр. пон. в этом фил. теч.) призвано замен. пон. «бытие». Представ-ли теч. противоп-ют «ж» «б». Бытие-статичное состояние. Жизнь - движение, становление.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 229 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...