Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гегель - верш. НКФ. Сис-ма и метод



Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. На объективно идеалист. основе он развил учение о зак. и категориях диалектики, впервые в систематиз-ом виде разработал осн. принципы диалект. логики и подверг критике метаф. способ мыш-я, господст-й как в идеалис. так и мат. теч-ях фил. Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил диал. принцип: сущ-ть проявл-я, явление существенно. Гегель утв-ал, что категории суть объективные формы действит-ти, в основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Это - деят-ое начало, давшее импульс к возникн-ю и развитию мира. Деят-ть абс идеи закл-ся в мышл. Цель - в самопозн-и. В проц самопозн-я разум мира проходит 3 этапа: пребывание самопозн-ей абс идеи в ее собств-м лоне, в стихии чистого мыш-я (логика, в кот идея раскрыв. свое содерж-е в сис-ме категорий и з-нов диалектики); разв-е идеи в форме инобытия в виде явлений прир. (развив не сама прир., а лишь категории); разв. идеи в мышл-и и в ист. чел-ва (ист. духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания и самосозн.. Осн. з-ы диалектики. Закон перехода кол-ва в кач-во. Вещь есть то, чем она явл-ся благ-я кач-ву. кол-во - внешняя для бытия определен-ть, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное скачкообразное разв-е. З-н Взаимопроникн-я противопол-ей - идея саморазв. в единстве и борьбе противопол-й.З-н отриц-я отриц-я - разв-е не только абс идеи, но и каждой отдел. вещи. Природа диалект-ого отриц-я - не тотальное отриц., а сохранение положит-ого. Тут теория познания, разработка абс-ой и относ-ой истины. каждая ступень дает картину абс-ого, но неполную, незаконч-ю. Соц-ая фил-я. Подчерк-л роль орудий произв-ва, экон-их и соц-ых отнош-й, геогр. Ист-я носит закономерный хар-р, в кот-ом проявл. мир. разум. Люди, преследуя свои цели, осущ. в тоже время ист-ую необход-ть, великие люди-воплощение духа своего вр. Смысл ист. - прогресс в сознании свободы. Различает гражд. общ-во и пол-ое гос-во. Гр общ -сфера реализации частных целей. Для гр общ необходима не только част. собств-ть, но и защита ее со стороны закона, суда и полиции. Важна также гласность и публичность.

39 Фил-я маркс-ма и ист. знач. Общая фил-я - диалектич-ий мат-зм, в рамках кот-го развита теория ист-ого проц. -исто-ий мат-зм. Ист-ий мат-зм. Идея внести мат-зм в поним-е об-ва - основа всех общ-ых наук типа социологии. Исх-ый пункт: осн. люб. чел.ого общ-ва - добывание средств к жизни.Отсюда базисом явл-ся те отнош, в кот-ые люди вступают при произв-ве своей жизни, кот-ый облекается надстройкой - политико-юрид-ой, общ-ой и др. Каждая сис-ма пр. от. возникает на опред. этапе разв-ия произв-ых сил. когда есть соответствие, то произв-ые силы имеют большие возможности для разв-я (предметы произ-ва, знания и опыт, ч-к). Когда пр отн отстают, то это почва для соц-ых рев-ций. Надстройка-совок-ть дух-ых образ-ий (теории, учения, религия, иск-во), отнош. между людьми - идеология и учрежд-й и орган-й - суды, партии, церковь и т.д. Надстройка вначале служит укрепл-ю базиса, но в ходе разв-я и возн-я противореч. возн-т новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис. Новый базис вызревает в рамках старого, и кол перех в кач, револ-ый переход от одной общ-но-экон-ой формации к другой. Общ-но-экон-ий формации - первоб, рабовлад., феодал, капитал, коммунизм первая стадия - соц-зм. Эта теория позволяет исследовать ист-ое событ. в рамках истолкования пород-х их пр.отн., искать общие черты разных стран на одной ступени общ разв-я, т.е. использовать общенауч. критерий повторяемости. К тому же человеч об-во рассм-ся как единый соц орг-зм ис вести стремлен. отдел-х людей к действиям больших групп, классов в рамках одной формации. Осн. движущ. силой ист-и выступают народные массы, хотя роль лич-и не отриц-ся. Сознание явл. не абсол. самост-ой силой, но имеет свое обоснов-е в мат-ом жизн-м проц. Люди сами творят ист-ю, но не по произволу, так как находятся в нек-ых экон-их усл-ях., что обуславливает мотивы их действий. Для раб-го труд лишь средство поддержания собст-й индивид-ой жизни. Раб-й относится к произв-ву не как свобод-й ч-к, а как рабоч., т. е. отчужд-но. подневол-ый труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды др. др., т. к. они конкур-т за возможность трудиться, чтобы жить; они чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда. Процесс, обр-ый отчужд-ю, - присвоение ч-ом собст-ой подлинной чел-ой сущности.

40. Исторические особенности и условия формирования и развития философии в России. Основные направления русской философии. Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специфика Р фил во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли. Первым мыслителем мирового уровня был Ломоносов.А. Н. Радищев отстаивал материалистические философские позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”. Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал проблему человека, провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня светской общественной мысли.. В широком смысле русская Ф.этого периода является продуктом взаимодействия самобытных идей русского православия и воззрения французских философов эпохи Просвещения.В XIX в. Русская Ф. форм-сь при заметном влиянии Шеллинга и Гегеля, а позднее позитивизма и материализма. Среди последователей позитивизма и материализма – Чернышевский. Лавров, Филиппов.Первая попытка связать марксизм с русской философией была сделана Плехановым.В конце XIX в. Начинает формироваться русская мистически-религиозная философия. Сначала она получила отражение в идеях Толстого и Достоевского. Толстой подвергая критике общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Создал собственную релюгию. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство Божие внутри нас” - он не приемлил обычное рел понимание бога. Всякая власть - насилие — отрицание гос-ва. Ф. М. Достоевский. В своих обществ-полит исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с усвоением религиозно-нравств идей. Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины. Первые известные за пределами Р. Представители русской православной Ф. – Соловьев и Флоренский. Благодаря этим философам детальную разработку получили такие понятия как «соборность», «софийность», «всеединство» и «общее дело».




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 238 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...