Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Космос. Об отношении идей к вещам. Мир – не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое с человеческим. Космос – цельность единичностей, он живет, дышит, пульсирует. Он полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов), вечных и нетленных. Мир по природе двойственен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается. Мир идей – истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием: это тени идей, их слабые копии (Миф о пещере).
Идея – центральная категория философии Платона. Идея – нечто идеальное, это смысл, сущность вещи. По Платону, идеи управляют и регулируют Вселенную. Они – вечные образцы, по к-рым из бесформенной материи образуется все множество реальных вещей. Высшая идея – идея абсолютного добра. Отличие идеи (праобраза вещи) от вещи:
· вещей, воплощенных идей, много, а идея одна
· с идеями связаны такие св-ва вещей, как прекрасное и благо, а материя символизирует злое начало
· идея, воплощаясь в вещи, не только распадается на множество единых предметов, но и оскверняется
Существенной составляющей мировоззрения Платона явл-ся вера в богов, к-рую он считал важнейшим условием общественного порядка.
До Платона греческая мысль не знала понятие «идеальное». Он же приписал идеям отдельное от чувственного мира, самостоятельное бытие. А это явл-ся удвоения бытия, что составляет суть объективного идеализма.
Идея души. Душа ч-ка до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, находясь в теле ч-ка, она вспоминает о мире идей. Основные вопросы своей жизни душа решает до рождения; на земле она уже знает все, ей уже предначертана судьба, к-рую душа выбрала сама. Т.о. душа – бессмертна. В ней различают 3 части:
· разумная – обращенная к идеям – основа добродетели и мудрости
· пылкая – аффективно-волевая – основа мужества
· чувственная – движимая страстями
Гармоничное сочетание этих частей под контролем разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.
О познании и диалектике. Для познания советовал закрыть глаза и заткнуть уши, дав простор разуму, т.к. полагал, что ощущения обманывают ч-ка. Признав, что чувственное вечно течет, изменяется, а потому не подлежит логическому уразумению, Платон отличал знание от субъективного ощущения.
О категориях. Ранняя греческая мысль в качестве категорий рассматривала стихии: землю, воду, огонь, воздух, эфир. Первая система из 5 категорий, к-рые явл-ся обобщенными, отвлеченными понятиями, принадлежит Платону: сущее, движение – категории бытия, тождество, различие – логические категории. Платон трактовал их как последовательно вытекающие друг из друга.
Общество и государство. Происхождение об-ва объяснял тем, что отдельный ч-к неспособен удовлетворить свои потребности. «Идеальное гос-во» - сообщество земледельцев, ремесленников, воинов и философов-правителей. Его он противопоставлял античной демократии, допускавшей народ к государственному управлению. Управлять должны аристократы.
Этика. Идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира. Этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий. Задача ч-ка – возвыситься над чувственным миром и стремиться к уподоблению богу. Именно таким способом душа может вернуться к своему исходному, обнаженному состоянию.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1127 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!