Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет философии. Роль и функции философии в системе духовной культуры общества



Ч-к изначально обладал любознательностью (Леббок «Начало цивилизации» -- пример про туземца). Грустные вопросы, на к-рые он не в силах ответить. Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. И именно ф-фия может это ему дать. Ф-фия не обладает таким же предметом как другие науки, так как ее предмет не локализован в пределах какой-то конкретной области знания. Ф-фия ставит не просто вопросы как?что? но и почему?зачем?откуда? Их разрешение лежит в области философского мышления. Предмет философии – не одна какая-то сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Ф-фия помогает понять связи и согласованность между разнообразными областями знания и опыта (чтобы понять произведение искусства, нужно смотреть на всю картину в целом, а не сосредоточиваться на фрагменте). Ф-фия формирует мировоззрение, т.к. ответы на фундаментальные вопросы бытия и формируют его в своей совокупности. Поэтому ф-фия - не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств.

Большая многоплановая проблема “ мир-человек”, по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой ф. проблемы. Вот почему она может быть в опр. смысле названа осн. вопросом ф.

В различные исторические периоды проблемы ф-фии немного отличались:

· начальный период – космоцентризм – стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность.

· Антропоцентризм – проблемы ч-ка, этики, общественного устройства

· Средние века – теоцентризм – все как творение бога

· Новое время – проблемы познания

По своему опр-ю ф – универсальная, предельная наука. Значение ее огромно, т.к. любой ч-к сталкивается с вопросами, поставленными в ней, т.к. эти вопросы поставлены жизнью и актуальны для каждого. Буаст: «Без истинной философии мы беспрерывно, словно белки в колесе, мечемся в замкнутом пространстве и не можем выйти из заключения». Ф-фия помогает нам выйти за рамки, расширить границы нашего сознания и увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле, а не в нашем представлении.

Знач-е ф-фии особенно возрастает в кризисные моменты. Сейчас именно такой момент, т.к. люди лишились идеологии. Ч-к отказался от религии, но почувствовал себя одиноким и бессильным в мире. Ф-фия может стать целью жизни, путеводной звездой в жизни каждого ч-ка.

№4 Онтология - философское учение о бытии. Онтология в европейской философской традиции

Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метафизические проблемы есть во всех областях человеческой деят-ти, т.к. везде ч-к сталкивается с тем, что выходит за границы опыта. Например, принцип причинности означает, что все в мире связано причинно-следственными связями, но последовательность причин уходит в бесконечность и предполагает какую-то первопричину, о к-рой ч-к не может ничего сказать в рамках рационального описания.

Онтология – учение о бытии как таковом. Иногда онтологию отождествляют с метафизикой (домарксисткая ф-фия), но чаще (новое время) онтология рассматривается как ее основополагающая часть, как метафизика бытия. Впервые этот термин употребил нем.ф-ф Вольф (предшественник Канта).

Еще в античности различают бытие и сущее. Сущее – совокупность окружающих вещей (совокупность многообразия проявлений бытия). Но в многообразии вещей есть признак общий для всех – то, что они вообще существуют. Это выражено в понятии бытия. Бытие – сущее как таковое, независимо от ч-ка и его сознания. Бытие – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое.

Первым поставил проблему бытия Парменид (до него предметом ф-фии были реальные, конкретные вещи, а не сущее как таковое). Согласно ему, бытие – причина всего и ни от чего не зависит, оно существует всегда; оно неделимо – либо оно есть все целиком, либо его нет. Оно не развивается, т.к. оно в любой момент самодостаточно. Оно завершено, сущ-ет в строгих границах и похоже на совершенно круглый шар, любая точка на к-ром ровно отстоит от центра. Центр его везде, а периферия нигде.

Итак, под онтологией. стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всего существующего. Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир - совокупность тел, подчиненных законам механического движения; духовная жизнь — также движение и усилие; вера в бога есть плод воображения), Спинозы, Локка, поскольку содержание их учений объективно подрывало идею онтологии как философской дисциплины высшего ранга, изолированной от гносеологии и логики. Критика О. представителей немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны О. объявляли бессодержательной и тавтологичной, с другой стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную О. (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель).

В западной философии 20в. в результате реакции на распространение субъективно идеалистических течений (неокантианство - воспроизводит идеалистические и метафизические элементы философии Канта, игнорируя ее материальные и диалектические элементы; позитивизм - истинным источником знаний являются конкретные науки) предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе. В новых онтологических учениях под О. понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 375 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...