Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Истина в философии и науке. Объективность истины. Абсолютная и относительная истина



Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей постижения истины, либо форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т. п. Разные определения: И - соответствие знаний действительности; И - опытная подтверждаемость; И - свойство самосогласованности знаний.

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина - это адекватная информация о объекте, получаемая посредством него чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т. о. истина сущ-т как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определ-ся мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объект познания.

Истину - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

Заблуждения не следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Источником лжи м. б. и логически неправильное мышление.

Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. “До тех пор пока человек стремится вперед, он блуждает, ” - говорил Гете.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограниченно-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Термин абсолютное применим к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в к-л момент содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна.

Что дает людям гарантию истинности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - критерий истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъективные состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Сущ-т и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те, которые хорошо работают (полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Критерий истины закл-ся в практике. Именно в практике должен чел доказать истинность, т. е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое положение явл-ся истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж-ся термином «реализуемость». Посредством реализации идеи в практике знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков, и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постоянно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

Итак, существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т. п.

Абсолютная И. - такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Когда констатируется что-либо, существующее или существовавшее в действ (в 1688 открыты красные кровяные тельца) «абсолютны» не только год открытия этого явления, но и утверждение о том, что это явление имеет место в действ.

В применение к достаточно развитому научно теоретическому познанию абсолютная И. - полное, исчерпывающее знание о предмете; относительная И. - неполное знание о том же самом предмете.

Концептуальная истина - соответствие убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных или естественнонаучных догматов.

Научная истина - адекватность представления о положениях, как следствиях научных теорий.

Объективная истина - такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желания субъекта. Она определяется содержанием отражаемого объекта.

Относительная истина - не содержит полного представления об изучаемом предмете и содержат такие элементы, которые могут быть изменены в процессе познания (в будущем)

Операционная истина - правильность представления субъекта о методах и средствах познания.

Предметная истина - поток информации, идущей от материальных систем микро-, макро- и мегамиров.

Экзистенциальная истина -соответствующие действительности знания духовно-жизненных ценностей людей, таких идеалов как идеалы добра, красоты, справедливости и т. п.

.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...