Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия и наука. Проблема научности философского знания



Понятие мировоззрения. Философия как теоретическая форма мировоззрения

Мировоззрение – система представлений о мире, о месте ч-ка в нем, об отн-и ч-ка к окружающей его действ-ти и к самому себе, а также основные жизненные позиции и установки людей, их принципы и идеалы. Это также и методы познания и деят-ти, поэтому м.- способ духовно-практического освоения мира ч-ком.

Философия играет важнейшую роль в мировоззрении людей, так как она сама сформировалась в ответ на мировоззренческие вопросы, предельно широкие, всеобщие и универсальные. Сумма ответов на эти вопросы и составляет м. Поэтому ее часто определяют со ссылкой на м. как способ обоснования и анализ мировоззрения, как теоретич.форму м., как его теоретическое ядро.

М. людей начинает складываться в процессе их непосредственной жизнедеят-ти и общении между собой. Исторически на формирование м. влияют мифология, религия, искусство и наука. В индивидуальном развитии личности формирование м. происходит сначала на дотеоретическом уровне – в ходе освоения родного языка и культуры. На его дальнейшее формир-е влияют соц. условия, воспитание, образование.

М. ч-ка – это его духовно-практический выбор. Философия способствует осознанности этого выбора. Поэтому теоретически обоснованное м. складывается при участии ф-фии. Но ф-фия не дает готового м., так как ф-фия хар-ся плюрализмом (множеством школ и направлений). Даже выбирая 1 концепции, приходится вносить в нее изменения, приспосабливая ее к существу новых задач.

Разв-е философского мировоззрения в историческом плане соотносилось с последовательной сменой доминирующих типов м.: мифологического, религиозного и рационально-научного.

Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т. е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция, но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.

В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными, так и иллюзорными, как достижимыми, так и нереальными. Как правило, они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.

“Жизнь идет к совершенству руководясь идеалом, - тем, что еще не сущ., но мыслится, воображается возможным к осущ. Действительность всегда суть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это потому, что идеал воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, мы имеем - создали в воображении - иной, лучший” - Горький.

Философия и наука. Проблема научности философского знания

Хайдеггер: ф-фия часто выдает себя за то, чем она не явл-ся – за науку или мировоззренческую проповедь. На самом деле, ф-фия – ностальгия, тяга повсюду быть дома, т.е. иметь отношение к миру в целом, к бытию. Это стремление, побуждающее нас философствовать – искать целостность мира, нечто, что нам не дано. Поэтому ф-фия – это скорее специфический тип мышления или даже эмоциональный настрой.

Ф-фия – это необычная дисциплина. Поэтому бол-во представителей философской мысли не считают ф-фию наукой. Сходство с ней ф-фии придает то, что в ней, как правило, используются рациональные способы рассуждений. Но у нее нет предмета в том смысле, что он не локализован в какой-то конкретной области знания, как у других наук. В ф-фии нет также общепризнанных знаний и результатов. Ф-фии не присуще прогрессивное развитие (нельзя сказать, что современная ф-фия превосходит ф-фию древних греков).

Европейская традиция, восходящая к античности, прочно связывала ф-фию с наукой, придавая ей значение как подлинному знанию, а не просто мнению. Ф-фия и наука выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Различают 3 исторических периода и способа отношений между наукой и ф-фией:

Первоначальное совокупное знание древних, именовавшееся ф-фией и обращенное к самым разным предметам. Оно охватывало обобщенные размышление людей о мире и о себе, заключало одновременно пранауку и праф-фию.

Специализация знаний, формирование конкретных наук и их отделение от совокупного знания, ф-фии. (17-18вв-наиболее интенсивно)

В рамках этих 2х периодов конкретно-научное знание носило опытный, описательных х-р; накапливался материал для последующих обобщений. Именно на долю ф-фии выпала ф-ция строить общую картину природы (натурф-фия), об-ва (ф-фия истории).

Формирование теоретических разделов целого ряда наук. Теоретические задачи взяла на себя наука. Яснее сознается, что ф-фия должна строить универсальную теоретическую картину мира вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Возникает вопрос о научности самой ф-фии.

Первая попытка обрисовать круг задач ф-фии принадлежит Аристотелю: ф-фия – учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ф-фия – «госпожа наук», т.к. другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. Такой подход (резкое расхождение ф-фии и науки) сохранился надолго.

В 19-20вв зазвучали противоположные суждения – о величии науки и неполноценности ф-фии. Возник позитивизм, поставивший под сомнение познавательные возможности ф-фии. Аргументы: у ф-фии нет своей предметной области, все они явл-ся предметом конкретных наук. Нет четких способов отличить истинное от ложного; все расплывчато, неконкретно, и она не влияет на решение практических задач.

Такой подход (сциентизм, от лат. Scietia-наука) продиктован непониманием cпецифики ф-фии, ее особых задач, не сводимых лишь к начно-познавательным задачам.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 471 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...