Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Школа, в которую с радостью идут все: и дети, и учителя, и родители, и возвращаются домой с той же радостью



Наконец,

– Школа, в которой дети все делают сами (сам, сама) — ищут, созидают и стоят, ошибаются, печалятся, находят ошибки, исправляют их и радуются, а затем весь цикл повторяется [стр. 375].

Глава книги «Учение и жизнь детей без звонков и уроков» была прочитана мною на одном дыхании. Так здорово, неожиданно и убедительно рассказано в ней об организации учебной деятельности одной из групп Центра под интригующим названием «И.И.-95» Хотя уроков, как таковых не было, но сделали дети за день очень много: примеры, задачи, прочитанные страницы увлекательных книг, рисунки. И все это весело, легко на основе принципа «сам, сама и сами».

Причем каждый ребенок состязается не с другими детьми, а сам с собой — это в первую очередь, а уже потом и другими с учетом «самости» каждого ученика.

Автор не скрывает своей симпатии к такой «без урочной» системе работы потому что видит в ней «не казенщину и муштру, а единственную жизнь детей, напряженную, одухотворенную наполненную прекрасными, чувствами и мыслями» [стр. 451].

С этим трудно не согласиться, но я в силу своей погруженности в школьную жизнь, не представляю школьною жизнь, не представляю школу без уроков, волнующих вызовов к доске. Да, уроки бывают разные — скучные и интересные, бесконечные и быстротечные. Но это уже дело учителя с одной стороны, а учеников с другой, наполнить уроки творчеством и самоотдачей. А что касается пресловутых так не любимых автором ЗУНов, то на эту тему мы с мамой ранее поспорили, но сошлись на том, что ЗУН — это далеко не все, что должно быть смыслом школьной жизни. И в этом я целиком и полностью поддерживаю Бориса Ивановича Коротяева.

Принципы уважения индивидуальности каждого ученика и физического и духовного здоровья детей. Не просто физическое здоровье, но и (цитата) «интеллектуальное, нравственное, эстетическое, психологическое здоровье».

Сама я прекрасно понимаю, как хорошо и полезно делать утреннюю физическую зарядку, но делать ее регулярно так и не научилась. И с какой завистью (белой; конечно) читала я страницы, где автор описал утреннюю физкультуру в этой школе.

«Я не случайно назвал утренние физические занятия жизнью — это действительно была жизнь наполненная детским задором, энергией, криками радости, досады и боли, часто слезами» [стр. 469].

Всего в школе шли в центре здоровья, о котором так увлеченно рассказывает Борис Иванович, прослеживается 5 циклов: одним из самых запомнившихся для меня оказался трудовой цикл и его практическая польза. Навыки и умения, хотя им «специально не обучают», [стр. 477]делают жизнь этой школы гармонично связанной с потребностями практической жизни.

Чего стоит только рассказ о том, как ребятишки из группы «И.И.-95» составляют калькуляцию обеда, а затем помогают приготовить и накрыть для всех.

Когда я читала про это, меня очень уж хотелось самой, засучив рукава, поучаствовать во всем этом. По существу «все пять циклов закольцовываются в единую систему жизни, ее естественными потребностями и нуждами — текущими и на перспективу» [стр. 474].

И еще одна цитата об этом цикле в завершение разговора о трудовом цикле.

«Сама жизнь приучает каждого ребенка делать то, что необходимо и потребно для ее воспроизводства, независимо от того, нравится это или не нравится, хочется или не хочется кому-то. Ежедневная организация физического труда является не только способом защиты и развития физического здоровья детей, но одновременно и нравственного. Они личным опытом постигают, что жить бездельником за счет эксплуатации труда других — явление безнравственное, обществом и людьми презираемое. Так нравственные категории добра, трудолюбия честности и другие, разъясняемые педагогами на своих занятиях в цикле нравственного образования, обретают плоть живой жизни и наполняют ее светом» [стр. 478].

Эстетический цикл привлек мое внимание, прежде всего, тем, что занятия бальными танцами отнимали и отнимают у меня очень много времени и сил. Могу сказать, что побывав с автором в музыкальной студии, студии живописи — постоянно ловила себя на мысли: «И я бы хотела стать одной из учениц в таких студиях». Приобщение к искусству в этих студиях осуществляется в три этапа: через «ознакомительный, ориентационно-образовательный и основной-итоговый» [стр. 482].

«Каждый ребенок имеет возможность избрать по своим интересам, склонностям, проявленным возможностям ту студию, которая ему больше всех понравилась, и в которой он хотел бы работать ежедневно и постоянно на перспективу [стр. 482].

Теперь об оценках (это к вопросу о знаниях умениях и навыках). Автор предлагает заменить оценку в эстетическом, физическом и трудовом циклах.

Чем?

Продуктами!

«Во всех этих случаях для ребенка важна не столько школьная отметка, столько отношение окружающих к созданному «продукту» педагога и специалиста, сверстников, родителей и других взрослых. И если это отношение положительное, эмоциональное, восторженное, то для него это самая высокая оценка, которую невозможно измерить никакими балами» [стр. 486].С этим нельзя не согласиться.

Большую роль играет и отношение самого ребенка к созданному своим трудом «продукту», то есть самооценка. Если самому нравится, то ребенок испытывает удовлетворение и величайшее нравственное наслаждение [стр. 486].

В главе «Образовательный цикл и защита интеллектуального здоровья» очень последовательно прослеживается мысль о необходимости, причем принципиальной, замены уроков, звонков, перемен, расписания, предметных методик и т.д.

Автор говорит: «Это лишь то, что лежит на поверхности их опыта, описанного мною на примере одного занятия в группе Ирины Ивановны. Главное в другом: они с чистого листа разрабатывают принципиально новую технологию обучения и образования для самого уязвимого и деликатного возраста — от 6 до 15 лет, максимально приблизив технологию к естественному ходу жизни детей, природным законам их интенсивного роста и взросления в данный отрезок времени. Вся уникальность их почти семилетнего опыта и заключается в этой технологии, которую разработчики называют не просто природосообразной, как об этом мечтали классики, а природосозвучной. А я бы добавил, что она является гибкой, динамичной, мягкой и эластичной, какой и полагается ей быть по отношению динамичному и эластичному периоду жизни ребенка» [стр. 486].

Привсей убедительности и аргументированности представленных в книге доказательств, именно в этом вопросе я засомневалась. Может быть потому, что уроки мне сейчас не надоели, а оценки заставляют радоваться и огорчаться, не успокаиваться и стремиться вперед. Очень сложным для внутреннего душевного принятия оказался принцип отказа в среднем звене обучения от учителей-предметников.

«Три-четыре года работает с детьми один учитель, а потом вдруг — много и у каждого свой устав, свой почерк. Учебный предмет, который он представляет — самый главный, самый значимый. Начинается скрытая, порой жестокая конкуренция между предметниками за свой престиж в совсем еще юных умах и неокрепших душах детишек. А все вместе буквально разрывают ум ребенка на автономно обособленные информационные части» [стр. 496].

Не знаю, но дальнейший диалог 3-х преподавателей, точнее ведущих педагогов центра меня не убедил, по очень простой причине: Я не могу представить свою жизнь без уроков Светланы Анатольевны, Екатерины Александровны, Татьяны Георгиевны. Они милы и хороши, потому что высокопрофессиональны в смысле специализации.

Хотя вынуждена признать, что автор очень убедителен в изложении своей концепции. Вот если бы попробовать!

И вот это желание окончательно и убедило меня в моем профессиональном выборе.

Что ж, Борис Иванович, спасибо вам за помощь в выборе моей будущей профессии, за замечательную книгу, которая заставляет думать, ставить вопросы. Теперь, благодаря вам, я потом обязательно выясню для себя, что за «Вальдорфоская школа» педагогики.

Катя Романова, ученица 10 класса, ООШ № 15, гор. Славянск, июнь 2009 г.».

Комментарии излишни!

Приведенные выше примеры обращения к представителям юношеского возраста разных поколений с одними и теми же вопросами с целью выяснения состояния их реальной философии как устойчивого и необходимого, но недостающего способа жизни — это лишь одна сторона проблемы, лежащая на поверхности. Как говорится, «каков вопрос — таков и ответ». Есть еще и другая сторона, находящаяся в глубине проблемы, т.е. не на уровне сознания и благоприобретенных взглядов на свою жизнь («спросили — ответили»), а на уровне готовности к действиям в жизни и ее преобразованию в нужном и общественно-значимом направлении, и не только готовности, но и непосредственно действиями, без откладывания «на завтра», «на понедельник» и вообще «на потом»!

Мы исходим из того, что такая готовность к действиям и сами действия присутствуют в генетическом фонде каждого человека. Все зависит от того, как, когда, и где возникнет в его сознании, мировоззрении и волевых актах спрос на реальное использование этого фонда. Самым благоприятным «местом» пересечения трех вопросов (где, когда и как) и является этап ранней и зрелой юности, за которым начинается время упущенных возможностей.

В этом возрасте, да и в более позднем, многие и не подозревают, каким генетическим фондом каждый из них обладает, какие громадные ресурсы и скрытые силы (потенции) заложены в этом фонде природой и прародителями.

Условно говоря, каждый человек, живущий на Земле, является носителем некоей генетической лестницы со ступеньками восхождения на ближние и дальние высоты по реализации своих индивидуальных способностей и возможностей. Испытывая врожденный и вечный зов к ближайшим и дальним высотам, каждый носитель стремится достичь их «вслепую», методом проб и ошибок. И иногда спешит, минует промежуточные ступеньки, поэтому усилия кончаются неудачами, падениями с лестницы, ударами и травмами, и разочарованиями в своих возможностях. И вечный зов к высотам в их сердцах и душах медленно, но верно угасает, и до конца жизни лишь теплится чуть-чуть. Но нет-нет и вспыхнет иногда в памяти из детства и юности, но, увы, запоздало — жизнь-то прошла без великих подъемов, побед над собой и радостных ощущений. Скучно, вяло и пусто, хотя, возможно, в материальном смысле и не бедно.

Обобщая все сказанное выше о юношеском возрасте, отмети присущие ему устойчивые, характерные и значимые особенности.

Одна из них — это заложенные природой избыточные ресурсы внутренней энергии — физической, биологической, психической, духовной — настолько избыточные и мощные, что биологический организм способен вырабатывать электрическую энергию, не говоря уже о скрытых энергетических ресурсах эмоций, памяти, мысли, воображения, воли и духа.

Вторая особенность состоит в том, что в юношеском возрасте обостряется проявление генетически врожденного и вечного зова в высоту, в небо, в даль за горизонт, в глубины жизни, подталкивающего к поиску ответа на ориентировочно-исследовательского рефлекса «Что там такое?»

Третья особенность — это юношеский романтизм, наполняющий повседневную жизнь юношей и девушек трепетными, волнующими и потому радостными и светлыми ожиданиями завтрашнего дня, который непременно принесет им что-то хорошее, светлое и желанное (встречу с любимым человеком, любимым делом, любимыми героями книг, неизвестным и прекрасным принцем или прекрасной принцессой).

Четвертая особенность проявляется в стремлении юношей и девушек быстрее стать взрослыми и принимать самостоятельные решения на предмет испытания своих сил, заниматься серьезными делами и что-то создавать и творить своими руками, умом и сердцем, и не быть «вечным слушателем» и «вечным ответчиком» за допускаемые ошибки при рубежном контроле результатов обучения.

Это и есть скрытая, находящаяся в резерве, философия жизни юношеского возраста. Суть ее улавливается и прослеживается сразу же, как только представители ведущей стороны, учителя школы и преподаватели вуза уберут стол, разъединяющий их со своими ведомыми, и окажутся рядом с ними в плотном контакте в преодолении каких-то трудностей жизни, помогая им подниматься с одной ступени на другую по генетической лестнице восхождения на ближние и дальние высоты по реализации своих индивидуальных способностей и возможностей.

Изложенная суть философии не есть плод только мысли. Ее познание и понимание — это плод многих десятилетий живых и плотных контактов с юностью не только в учебных помещениях — классах и аудиториях, но и на поле в ходе совместного труда, на спортивных площадках и спортзале в ходе совместных игр и соревнований, в многокилометровых походах, совместных постановках пьес на сцене, в общей ранней утренней физзарядке на протяжении учебного года, зимних катаниях на коньках и лыжах. Была даже попытка с группой девушек в количестве 25 человек совершить прыжки с парашютом, но, к сожалению, она не увенчалась успехом в связи с закрытием парашютного клуба.

Заметим, что за такой длинный промежуток времени не было ни одного случая, когда бы юность отказалась испытать себя в предложенном совместном деле, каким бы оно не было — хозяйственным, спортивным, эстетическим, интеллектуальным.

В 1991 году у одного из авторов книги (Б.И. Коротяева) состоялась добровольная встреча со студентами, поступившими на первый курс различных факультетов Тернопольского института народного хозяйства. В ходе встречи состоялась беседа, после которой первокурсникам было предложено испытать свои силы в условиях монопредметной гибкой технологии обучения. Она была представлена для наглядного восприятия в виде схемы движения к результатам обучения от начала каждого семестра и до окончания. Одна схема включала 7 дорог, по которым нужно было передвигаться одновременно на малые расстояния, перебегая с одной на другую после 2-хчасовых занятий в течение каждого рабочего дня по 3-4 раза, а в течение недели — 7 раз. Схематически это выглядело так

Схема 3

В ходе беседы по поводу двух вариантов движения к ожидаемым результатам студентам было сказано следующее.

Параллельные дороги, представленные на схеме 3 (вариант1), условно говоря, рваные и прерывистые. На них могут присутствовать скрытые и невидимые ямы, колдобины и провалы. Разовые результаты движения по ним в течение одно 2-хчасового занятия очень сомнительны (что остается в головах студентов после занятия — никому не известно), они ведут в конце семестра к заранее установленным (неофициально), в соответствии с квотами на оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно).

Дорога, представленная на вариантом 4 — одна единственная и главная, как в режиме рабочего дня, так и на протяжении всего срока изучения дисциплины. Она позволяет каждому студенту работать в интенсиве с устремленностью на стопроцентный результат по заранее согласованным и известным трем объективным критериям: сколько часов потрачено на чтение и изучение дисциплины, сколько страниц и источников прочитано и изучено, на сколько страниц представлен письменный отчет (доклад, реферат, резюме). Если все числовые показатели достигнуты в соответствии с установленным порядком, то каждый студент гарантированно выходит на тот уровень из трех возможных (высокий, средний, удовлетворительный), который он сам для себя выберет и публично защитит его. Все зависит от воли и желания самого студента, а всякие квоты на оценивание труда студента в этих условиях невозможны.

Все зависит от самого студента — на какой уровень подготовленности наработал в ежедневном труде, тот и получил, либо удовлетворительный, либо средний, либо высокий. Что касается качества представленного и защищенного отчета, реферата, доклада, резюме, то оно устанавливается судьями-экспертами в рамках зафиксированного уровня. Все вопросы, детали, теоретико-педагогические основания самих гибких педагогических технологий, а также сама практика их реализации описаны в наших работах и работах наших учеников [152, 157, 159 и др.].

Здесь же мы обсуждаем другую сторону — скрытую, и реальную философию юности в точке ее раннего и зрелого периодов, и поэтому обратим внимание на два обстоятельства.

Первое — на встречу с инициатором ее проведения пришло более 150 человек первокурсников по объявлению и потому добровольно — на них никто не «давил» и никто не уговаривал и не убеждал в том, что им такая встреча нужна. Не мешали этой встрече и деканы факультетов. Если соотнести число пришедших на встречу к числу поступивших на первый курс, то это составляет около 70%. Следовательно, подавляющая часть представителей юности является носителем философии, устремленной в будущее, неведомое, загадочное, волнующее, притягивающее.

И второе обстоятельство — из 150 присутствовавших на встрече первокурсников 100 человек сразу же после беседы (по горячи следам) написали официальные письменные заявления. В них каждый обратился с просьбой зачислить в ту специальную группу, которая должна заниматься не по общему учебному расписанию, составляемому в деканатах, а по особому, составленному научным руководителем, т.е. организатором встречи, отвечающим за внедрение гибких педагогических технологий обучения.

Это и есть иллюстрация не только готовности юности принять к руководству обновленную философию жизни, отвечающую ее внутренней энергии и потребностям, но и само действие, а если точнее, то принятие самостоятельного решения и первый шаг действия по его исполнению.

Но в реальной жизни все сложнее, и однажды принятое решение под давлением определенных обстоятельств может быть в одно мгновение отменено. Так, в приведенном примере из 100 первокурсников, подавших заявление, на следующий день остались верны ему только 25 студентов, остальные же под давлением со стороны некоторых деканов и преподавателей свои заявления забрали назад. В данной жизненной ситуации сложились обстоятельства, когда разрушительные силы оказались сильнее сил созидания и большая часть (75 студентов), изъявивших желание жить и работать по-новому, дрогнула, отказавшись от принятого решения. Это случилось в тот момент, когда организатор встречи несколько дней отсутствовал в институте и не мог нейтрализовать или блокировать влияние разрушительных сил. Остальные студенты проявили свой характер и обучались соответственно с гибкими педагогическими технологиями 2 года. По результатам обучения данная группа была одной из лучших среди всех других, но в связи с переходом на этап специализированной подготовки, она была расформирована, и студенты разошлись по своим специальностям. Каждый из них, благодаря приобретенному опыту за два года, сохранил лидерство в новой группе по результатам обучения до выпуска. Кстати, некоторые студенты из этой группы были приглашены к дальнейшему обучению в аспирантуре в соответствии с избранной специальностью и стали впоследствии кандидатами наук.

Приведенные выше примеры подтверждают тот факт, что и ранняя, и зрелая юность является действительно носителем генетического зова, устремленного к достижению каких-то высот в своей жизни, который может быть пробужден и актуализирован даже в условиях сложившихся стандартных технологий обучения в старших классах и вузах. И пожелай ведущая сторона в образовательной практике обратиться к данному зову с адекватным предложением, она может найти полное понимание со стороны ведомых, но не у всех, возможно, не более чем 70-75%. И дело вовсе не в том, что обсуждаемый феномен, а именно генетический зов к высотам по реализации своих возможностей, у некоторой части молодых людей отсутствует. Просто его направленность, нацеленность и ориентированность другая. Он может быть направлен не на интеллектуальный труд, а на другой, позволяющий удовлетворять другие потребности — эстетические, спортивные, физические, трудовые, социально-нравственные или духовные.

Опираясь на личные наблюдения, факты, публикуемые в СМИ, можно предположить, что около 25-30% нынешних студентов стремятся поступить в вуз не потому, что испытывают тягу и зов к погружению в науки и глубины неизвестного для себя, а по другим причинам, главным образом, социальным. Не исключено, что для многих из этой группы поступивших в вуз интеллектуальный труд вообще противопоказан, так как он вызывает у них неприятие и отвращение, и они не способны в силу отсутствия воли заставить себя заниматься чтением учебной и научной литературы.

Исходя из этих наблюдений следует, что самый надежный способ приема выпускников школ в вуз — это не экзамены, и не результаты внешнего тестирования, а отслеживание философии жизни поступающего на протяжении хотя бы одной-двух недель. И, главным образом, их способность и возможность самостоятельно работать с учебной и научной литературой в ежедневном режиме не менее 4-х (минимум) — 6-ти (максимум) часов.

По итогам этих наблюдений, фиксируемого с помощью электронных средств, установленных в читальных залах, и принимает обоснованное коллегиальное решение группа экспертов о зачислении в вуз тех студентов, результаты работы которых удовлетворяют установленным критериям и требованиям. Они могут звучать так: а) каждый поступающий обязан работать не менее 4-х часов с 3-4 десятиминутными паузами для отдыха; б) прочесть и изучить установленный объем страниц; в) представить комиссии отчет о выполненной работе в объеме установленных страниц; г) публично защитить свой отчет как объективный и полностью самостоятельный.

Такая процедура приема в вуз и позволит поставить заслоны для той категории выпускников школ, сложившаяся философии жизни которых не позволяет по полной программе учиться и работать, но разрешает «на авось» получать статус студента, и любой ценой, кроме кропотливого труда, получить диплом и статус человека с высшим образованием.

К сожалению, на текущий день действует другая процедура поступления в вуз, которая не исключает возможность поступления бездельников и лентяев, использующих природные данные и обходные пути для продолжения безделья и далее, вплоть до окончания вуза.

В тех случаях, когда генетический зов к высотам, далям и глубинам по реализации своих возможностей и способностей не нацелен на науки и интеллектуальный труд, то это не значит, что он вообще отсутствует в жизни того или иного конкретного старшеклассника или студента. Зов этот непременно присутствует как генетическое наследие, но он находит проявление в нацеленности на другие стороны жизни и деятельности. В частности, выйти на ближайшие высоты по реализации своих интересов, желаний, потребностей и возможностей в других сферах жизни и труда — спортивно-физической, ремесленной, производственной, эстетической, в сфере бизнеса и др. А если ни одна из сфер труда не привлекает и отталкивает, то зов к новому и неизведанному толкает молодого человека к погружению в глубины черной и разрушительной жизни, из которой гарантированного возврата к светлой жизни не существует. Погрузившись хотя бы однажды в мир сомнительных удовольствий и развлечений, ведущих к преступной и запрещенной законами и совестью жизни, вернуться назад очень сложно. Блокировать проявление генетического зова подобного рода к новому и неизведанному в черных тенетах жизни можно только путем инициирования других составных философии юности — стремления к самостоятельности и удовлетворению потребностей в самореализации своего потенциала в наиболее привлекательных сферах деятельности, в стремлении к состязательности, поиску, творению и созданию каких-то новых «продуктов» своими руками, умом и сердцем. Но это необходимо делать на этапе ранней юности, т.е. в старших классах средней общеобразовательной школы, помогая юношам и девушкам сделать правильный выбор в жизни после окончания школы, и не призывать их всех подряд стремиться непременно поступить в вуз. Ведь в нем интеллектуальный труд является главным и ведущим, а к нему в силу индивидуальных особенностей и склонностей не каждый из выпускников школы расположен и подготовлен. Многие из них являются носителями философии как устойчивого способа жизни, ориентированной не на погружение в науки, а в различные сферы разносторонней практической деятельности в соответствии со своими индивидуальными взглядами, опирающимися на собственные общественно-значимые и полезные потребности, интересы и желания. Их важно вовремя обнаруживать у старшеклассников, а обнаружив, способствовать и помогать им в укреплении и развитии таких взглядов на жизнь и на свое предназначение в ней. В этом случае и гармонизируется философия жизни участников двух сторон образования — ведущей и ведомой.

Все зависит от участников ведущей стороны, насколько глубоко они могут распознать философию юности как устойчивый способ ее жизни, поведения и деятельности в соответствии с индивидуальными мировоззренческими взглядами, позициями, убеждениями. Для этого необходимо посмотреть на нее не из-за учительского стола, а находясь рядом с ней, вместе преодолевая какие-то трудности и сложности, разговаривая на равных с уже взрослыми и самостоятельными людьми.

Почему бы учителям истории или любых других гуманитарных специальностей с целью изучения философии учеников 10 класса в самом начале учебного года, встретившись на первом уроке, не построить разговор примерно в таком ключе, независимо от того, знакомы они между собой или встречаются впервые.

«Дорогие юные друзья! Вы стали десятиклассниками, а это уже новое социальное качество каждого из вас по сравнению с предыдущими годами обучения и взросления. В вашей жизни начался совершенно новый год, который может стать годом настоящей и подлинной, реальной и полноценной взрослости, самостоятельности и ответственности за свои собственные самостоятельно принятые решения, и крупные, и масштабные успехи в том или ином серьезном деле, связанным с учением в школе. А в данном случае — с изучением учебной дисциплины, которую я имею честь представлять и преподавать. Содержание ее изложено в учебнике, который я держу в руках, и которые находятся в руках у каждого из вас.

А теперь внимательно послушайте меня, подумайте и попробуйте принять самостоятельное решение и стать действительно взрослыми. Итак, у каждого из вас есть выбор и два пути изучения учебника. Первый — традиционный, хорошо вам знакомый. Два раза в неделю мы встречаемся на уроках, изучаем какую-то часть материала (я объясняю его, а вы слушаете), проверяю, как вы поняли, даю домашнее задание, на следующем уроке проверяю, провожу устный опрос, затем все повторяется. И так из урока в урок в течение всего года, пока не закончим постраничное изучение учебника. Путь скучный, неинтересный и детский, но не взрослый, унижающий честь и достоинство юности, способной на большее.

Второй путь другой. Он позволяет каждому из вас проявить свою взрослость, самостоятельность, силу характеры и воли, настойчивость и целеустремленность, решив задачу в те сроки, которые изберет сам — возможно за две недели или даже короче, возможно, за месяц или более. Но только не за полгода или за год, так как это противоречит замыслу проверить себя и свои силы на короткой дистанции по полной программе.

А задача — проста: за 72 часа — их важно распределить на каждый рабочий день с учетом своих возможностей и личных планов:

а) внимательно и вдумчиво прочесть весь учебник с 1-ой и до последней страницы;

б) с кем-то из учеников скооперироваться и пересказать друг другу прочитанное за день или два, избирательно учителю;

в) публично в присутствии всего класса защитить результаты своего труда и убедить экспертную комиссию, что за установленный объем времени весь текст учебника прочитан и пересказан.

В том случае, если задача решена и выполнены основные три условия, результаты труда каждого ученика гарантировано оцениваются в границах не менее 10-12 баллов, соответствующих высокому уровню подготовленности.

Эти результаты заносятся в протокол защиты и зафиксированная оценка заносится в конце года в соответствующий документ. Те ученики, которые изберут данный путь и пройдут его до конца в соответствии с избранным индивидуальным сроком его прохождения, освобождаются от посещения уроков по изученной и сданной дисциплине. Освободившееся время используют по своему усмотрению как взрослые и самостоятельные люди в соответствии со своими общественно значимыми интересами и потребностями.

Обращаю внимание каждого из вас на следующее. В случае, если кто-то, и не имеет значения — сколько (один, два, более или весь класс в целом) будет нуждаться в помощи, я постараюсь таким ученикам помогать в пределах своих возможностях на все протяжении этого пути. В самом начале для всех желающих проведу обзорную лекцию или обзорный рассказ по всему годичному курсу в целом, выделю самое главное и важное, покажу, как экономно и внимательно читать учебные тексты, что и как записывать и фиксировать по итогам прочитанного и многое другое. А по ходу уже полностью самостоятельной работы с учебником во время уроков, если на такой путь встанет весь класс, любому нуждающемуся буду в случае необходимости оказывать необходимую помощь и давать консультации.

А теперь обдумайте все сказанное и примите самостоятельные твердые решения — испытывать свои силы или нет. Если скажете себе да, то поднимите руки, и мы уже все вместе обдумаем дальнейшие шаги и составим соответствующий план действий».

Вот примерно в таком ключе мог бы провести учитель той или иной гуманитарной дисциплины разговор, приступая к ее изучению в 10-м классе любой школы, будь-то общеобразовательной или специализированной. А по итогам разговора и станет более или менее понятной та реальная философия жизни, поведения и деятельности, которая сложилась и присуща конкретному составу учащихся и с которым и предстоит работать учителю-предметнику.

Но чтобы ученики раскрыли перед учителем свою истинную, а не мнимую философию жизни, они должны поверить ему и убедиться в том, что предлагаемая им философия, принципиально новая, идет от его ума и сердца и искреннего желания изменить их жизнь к лучшему и сделать ее более живой, энергичной, эмоционально насыщенной, творческой, успешной и радостной. Но как только ученики почувствуют ложь и неискренность учителя, или нечто «казенное», бюрократическое, формально и бездушное, то все его попытки распознать сложившуюся философию жизни учеников и инициировать новую, более созидательную по отношению к развитию и укреплению их всестороннего здоровья — физического, психического и духовного, обречены на провал.

А если разговор построить и грамотно, и с искренней убежденностью в правоте своих слов, то мы уверены в том, что юность непременно откликнется на предложения учителя в полном составе класса, так как ни один из них не сможет быть «слабаком» в глазах других. И все последующие события в этом направлении будут зависеть от учителя и его непосредственных руководителей. Но об этом речь в завершающей главе.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...