Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Платон как родонач.объект.идеализма



Творчество Платона имеет приблизительно три этапа. Началом первого является смерть Сократа. При жизни Сократа Платон, вероятно, не писал никаких фил. произведений. В этот период он находился под непосредственным влиянием не только мыслей, но и образа жизни своего учителя. Учение П охватывает все осн.фил.разделы: онтология, антропология,гносеология,этика,эстетика,соц.фил-я. Объективно-идеалистическая концепция Платона весьма тесно связана с острой критикой «линии Демокрита», т. е. всех материалистических воззрении и мыслей, которые встречались в античной философии. Большое внимание Платон уделяет вопросам метода познания идеи. Он использует для его опр-я термин «диалектика» и приравнивает этот метод к трению дерева о дерево, к-е в конце концов приводит к возникновению искры познания. Основной вопрос Ф он решает однозначно — идеалистически. Мат. мир, к-й нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и произведен от мира идей, т. е. мат. мир вторичен. Все явления и предметы мат. мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти св-ва Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. М-ду миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной «принимающей» материей (небытием). Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью фил. учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены опред.образцы — идеи. У Платона можно встретить и утверждение противопол. Хар-ра. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отнош-е идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает опред. возможность движения к иррационализму. Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу «иерархизации идей». Эта иерархизация представляет опред. упоряд. систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода — «Пир», «Закон», «Федон» и «Федр». Последовательно идеалистическую позицию занимает Платон и в вопросах теории познания. Она изложена, в частности, в диалогах «Федр» и «Менон». Здесь Платон отрывает чувств. познание от рацион-го. Чувств. познание, предметом к-го является мат. мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует нас лишь о кажущемся бытии, но ни в коем случае не о бытии подлинном. Истинное, настоящее познание, согласно Платону, — это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с к-ми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности. Последовательным идеализмом отличались и космологические представления Платона. Он отвергает учение о мат. сущности мира. Свои взгляды по этому вопросу он излагает в диалоге «Тимей», к-й приходится на последний период его творчества. С позиций своего идеального государства Платон классифицирует существующие гос. формы на 2 большие группы: приемлемые гос. формы и регрессивные — упадочные. 1е место в группе приемлемых гос. форм,,естественно, занимает Платоново идеальное гос-во. Из существующих гос. форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (а не аристократическая монархия). К упадочным, нисходящим гос. формам он относит тимократию, которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е. на добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии. В соц. теориях и воззрениях на гос-во на 1й план выступают, в частности, классовые корни идеализма Платона. Этика Платона построена, исходя из идеалистического понимания души. Ее основой является осознание врожденных добродетелей, характерных для отд. общ. сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Кроме этого Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов. Важное место, к-е в Платоновых социальных концепциях занимает религия, определено уже в его иерархии идей, ибо идея набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты. Соц. функции и общ. призванию идеального гос-ва соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимает гимнастика — телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму и мусическим предметам (до того уровня, который позволен в области искусства идеальным государством). Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности «диалектику». Искусство Платон оценивает весьма низко. Он считал его лишь подражанием мат. миру, т. е. неподлинному бытию.Осознавая силу и действенность искусства, Платон допускал его существование в идеальном государстве, подчиняя, однако, его социальные функции государству. Искусство должно служить укреплению могущества государства и развитию религии. Несмотря на свое негативное отношение к искусству, Платон выдвинул ряд мыслей (идея красоты, прекрасного, социальная функция искусства и т.д.), которые объективно способствовали дальнейшему развитию теории искусства. Объективные идеалисты в основном ссылаются на те места в учении Платона, к-е направлены против мат. мышления. В этом смысле Платон и платонизм играют определенную консервативную роль (стоит вспомнить конфронтацию реализма и номинализма в средневековой философии). С другой стороны, его диалектика, пусть даже как постижение развития в мире кажущегося бытия (т. е. в материальном мире), или как диалектика идей, сделала его концепции привлекательными для философии Ренессанса, давая ей во многом опору в конфронтации со схоластикой, аристотелевско-томистическим видением мира.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 242 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...