Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Осн.ф-и фил.знания.Соц.напр-ть фил.знания.Фил.обоснование экон.п-ки в изменяющемся об-ве



Философия - это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки. Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в жизнедеятельности человека, в духовной культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте, то есть не с точки зрения какой-то отдельной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму всей совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и познания.Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии. В истории философии научность и идеологизм вытесняли друг друга, но это обстоятельство никаким образом не отменяло ни направленность философии на достижение истины, ни возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться идеологической ролью.

Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру. Философская проблематика является важнейшей частью различных религиозных учений.Итак, функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира. Социальная значимость философии выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни. Методологическая функция философии заключается в том, что она дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности.

Т.О., философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного. Изучение философии - необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком.

4.Ф древней Индии.

Для Ф.др.Востока характерно:1.сформировалась в условиях деспотичных гос-в,где личность не могла развиваться.2.большое влияние мифологии.

Ф древней Индии зародилась в 1 тыс.до н.э.Первые памятники -"Упанишады" - книги, в которых получают философское обоснование культ и мифология Вед и где на первый план выступают общие рассуждения о боге, человеке и природе. В Упанишадах рассматриваются вопросы о первопричине, первооснове (субстанции мира), о назначении человека, его моральном облике и отношении к государству. В качестве первопричины мира и первоосновы бытия рассматривается духовное начало - Брахман. Истина находится в самом человеке. Человек не только отождествляется с духовной силой, скрытой в нем, но и сама сила души носит вечный, неуничтожимый характер. Чем глубже проникает личность в свою собственную духовную природу, тем более она освобождается от всяких желаний, побуждений, то есть от горя, печали и других страданий. В Упанишадах подробно объясняется путь внутреннего восхождения, своеобразного путешествия сознания, в результате которого отдельные души достигают "конечной реальности" в виде познания человеком самого себя. В связи с этим разрабатываются определённые философско-этические понятия, которые в дальнейшем использовались многими философскими школами и направлениями. Основные понятия: карма (закон воздаяния за прошлые поступки и действия человека - плохие и хорошие), сансара(переселение душ), мокша(избавление души от всяких мирских привязанностей) дхарма (нравственный закон жизни, установленный свыше). Характерной чертой древнеиндийской философии является то, что философия развивалась здесь в рамках определенных философских школ. Принято различать ортодоксальные школы (признающие традиции Вед): веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика; и неортодоксальные школы (не признающие авторитет Вед): джайнизм, буддизм, чарвака-локаята.
Крупнейший представитель веданты (IV - II вв. до н.э.) - философ Шанкара. Его школа разработала монистическое учение о мире. Субстанцией мира является единое, постоянное и абсолютное духовное начало - Брахман или Атман. Это духовное начало сотворило мир посредством магической силы, называемой "майя". Поэтому окружающий человека мир - это только видимость, которую вызывает в людях майя, а реальное бытие - совсем другое. Его можно постичь только с помощью истинного знания, которое доступно через постижение Брахмана. Душа отдельного человека рассматривается как часть мировой души и относится к Атману так же, как пространство, заключенное в сосуде, относится к мировому пространству. Человек должен стремиться сблизиться с Атманом, познать его. Это слияние и познание достигается с помощью деятельности разума. Только внутреннее духовное "Я" познает духовное беспредельное. Таким образом, личность приобретает свободу, а свобода в веданте отождествляется с преодолением незнания. Мир в представлении веданты - это определенная школа жизни. Основатель школы мимансы (VI до н.э.) - Джаймини. Эта школа разработала дуалистический взгляд на мир (соединила две традиции - идеалистическую и материалистическую). Наряду с бессмертными человеческими душами в мире существуют и явления природы, состоящие из атомов. Атомы - постоянные и конечные составные части всего сущего, они подчинены закону кармы. Закон кармы действует и в мире людей и в мире вещей. Наибольший интерес представляют этические взгляды представителей этой школы. Люди, по их мнению, могут быть совершенными и добродетельными, но для этого необходимо "просветлить" их души. Это достигается через самопознание и нравственное самосовершенствование.
Представители школы санкхья (VI в. до н.э.) были дуалистами и не признавали существования Бога, стоящего над миром природы. Согласно философским воззрениям этой школы, в мире повсюду распространена тонкая и грубая материя(пракрити). Она существовала вечно, произошла естественным путем и представляет собой легкость, свет, энергию, инертность и массу. Наряду с первичной материей, которая объединяет в себе все вещи, в мире существуют души (пуруши), которые не обладают активностью, если их рассматривать сами по себе. Как и многие философские школы древней Индии, представители данной школы считали, что жизнь - это страдание. Что может избавить человека от страдания? Только внутреннее самопознание. Раскрытие смысла пракрити и пуруши ведет к освобождению от страданий. При объяснении явлений окружающей действительности школа вайшешика (VI - V вв. до н. э.) использует такие категории, как субстанция, качество, универсальность, всеобщность, особенность, атомы и т.д. Это первая школа атомизма. Субстанций, по мнению данной школы, пять: вода, земля, свет, воздух, эфир. Все субстанции, а также атомы постоянны. Новый предмет возникает при простом сочетании или перемещении постоянных и неизменных частиц материи. Первоисточник действий атомов - это воля Бога, перемещающего атомы по закону кармы. Школа ньяя (III в. до н.э.) сосредоточила свое внимание на гносеологических проблемах (на изучении и применении законов формальной логики). Ее идеи пользовались большой популярностью, так как способствовали развитию четкого, ясного и последовательного мышления. Йога (ок. I в. до н. э.) - это одновременно теория и практика, предлагавшая путь индивидуального спасения для человека. Физические упражнения, ведущие к укреплению тела и тренировке ума, должны были научить человека контролировать и направлять свои чувства и тем самым способствовать развитию интуитивного знания. Для этой цели в йоге также разрабатывалась методика медитационного сознания (медитация на образ Бога). Философия джайнизма относилась критически к Ведам и Упанишадам, отрицала Бога как творца мира, но в то же время признавала существование кармы, идею вечности душ. Основное содержание философии джайнизма - ее этика аскетизма, учение об освобождении человека от страстей. Душа по своей сути совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны и возможности познания. Однако, находясь в теле человека, душа несет в себе бремя прошлых жизней, действий и чувств. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. Только знание способно освободить душу от материи. Знание передается духовными учителями, которые победили собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильная вера, правильное поведение, правильный образ действий. Основной закон нравственности - сострадание ко всем живым существам. Школа локаятов-чарваков (VI в. до н.э.) - древнейшее материалистическое учение Индии. Представители этого направления критиковали Веды, институт жрецов и традиционные верования, полагая, что убеждения должны быть свободными и не должны зависеть от предположений или авторитета прошлого. Наиболее развитым течением этой школы является философия чарваков. Чарваки считали, что все предметы, явления мира, как бы они ни были разнообразны, - это лишь различные комбинации земли, воды, воздуха и огня. Из них в различных сочетаниях образуются как неживые, так и живые материальные предметы и явления. Чарваки материалистически объясняли сознание, считали его производным от материи. В сознании (душе) они видели результат особой комбинации воды, воздуха, земли, огня. Мир материален и человек воспринимает его через органы чувств. Чувственное восприятие реально существующего мира - это источник всех знаний человека.Философия буддизма (VII - VI вв. до н.э.) была направлена на моральное совершенствование человека и в этом смысле носила практический характер. Основное содержание учения этой школы изложено в "четырех Благородных истинах" (или учении о "страданиях") - Жизнь - это страдание от рождения до смерти. Страдание всеобще. Это закон бытия. - Страдания порождаются жаждой жизни, желаниями и влечениями. - Страдание можно преодолеть.- Для этого надо уйти в состояние нирваны.Нирвана означает погашение всех желаний, страданий, связей с внешним миром, полный уход людей в самих себя. Сами буддисты сравнивали состояние нирваны с истощением света гаснущей лампы. Бесконечные перерождения прекратятся, а с ними прекратятся страдания. Представители этой школы развивали учение о всеобщей изменчивости вещей, отрицали существование души как особой сущности и признавали наличие потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания.

5.Ф.др Китая.

1 тыс до н.э. Истоки философии Древнего Китая восходят к первым памятникам китайской письменности - "Книге песен", "Книге порядка", "Книге перемен". В "Книга перемен" ("Ицзин") рассматривались вопросы о первооснове мира, о строении Вселенной, развивалось учение о всеобщей изменчивости и текучести мира. Текучесть всего сущего воспринималась как естественный процесс, не требующий особых доказательств. Эта идея отразилась в учении об инь и ян, в стремлении представить природные и человеческие явления в двоичной системе. Здесь же упоминается и о дао ("пути") - безличном мировом законе, которому подчиняются и природа, и люди. Дао - это и космический, и нравственный закон.
Основными философскими школами в древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм.
Основателем конфуцианства (VI - V до н.э.) был мыслитель и политический деятель Кун Фу-цзы (учитель Кун). Его воззрения изложены в книге "Беседы и суждения" ("Луньюй"). Она составлена последователями Конфуция из записей, высказываний и поучений самого Конфуция и его ближайших учеников.По своей направленности учение Конфуция - этико-политическое. Основу взглядов Конфуция составляет представление о культе Неба. Небо ("Тянь") - верховная божественная духовная сущность. Все события на Земле (Поднебесной) заранее предопределяются Небом, там же решаются судьбы людей. Следовательно, история общества, течение социальной жизни не имеет самодавлеющего значения. Культ Тянь связан с социальным учением Конфуция об исправлении имен, смысл которого состоит в том, что каждый должен соответствовать своему назначению и быть послушным в соответствии с субординацией. Конфуций выделил пять основных видов отношений между людьми: - между отцом и сыном, - между мужем и женой, - между братьями,- между различными семьями, - между правителем и подданными.Во всех этих отношениях устанавливается непреложное подчинение младших членов семьи старшим, простых людей - правителям. Забота членов семьи о семье в целом, а членов общества - о своем государстве и правителе, являются, по мнению Конфуция, основным правилом жизни и поведения любого человека. Это возможно в том случае, когда государство и общество будут построены на принципах семейной морали (любовь к родителям, их почитание). Если это почтение соблюдается в семье, следовательно, оно будет проявляться и по отношению к государю (сыну Неба), а государь, в свою очередь будет заботиться о подданных. Все должны выполнять нравственные обязательства в соответствии со своим социальном статусом. Нравственная сила, с точки зрения Конфуция, эффективнее в управлении государством, чем сила закона. Противоположную точку зрения занимали легисты.
Конфуцианству противопоставила свои взгляды школа "законников" (легизм). Ее представители считали,что воля неба не имеет отношения к земной жизни людей. Общество живет своей естественной жизнью. Одно предположение об отсутствии законов в обществе повергло бы само общество в хаос. Законы управляют людьми и дают критерий для определения добра и зла. Неукоснительное осуществление закона - основа жизни и государства.
Основные идеи школы даосизма (VI - V вв. до н.э.) отражены в трактате "Дао дэ дзин", по-видимому, написанном Лао-Цзы (старым учителем). В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, постигаемые с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования. Мир, жизнь людей управляется Дао. Дао (в переводе означает "путь") - одна из важнейших категорий даосизма. Это естественный закон развития мира и самого человека. Дао невидимо и само по себе как субстанция не существует, а постоянно находится в глубине вещей. Поэтому дао - это небытие и бытие одновременно. Оно присутствует в вещах, но его нет в чувствах, ощущениях. Дао - естественный закон развития мира, согласно которому происходит изменение природы и общества. В мире все находится в движении и изменении, все постоянно меняется. Как бы ни шло развитие, справедливость восторжествует. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей искусственным образом. Это утверждение отразилось в принципе увэй (у вэй - созерцательное отношение к действительности). Выполняя это требование, человек следует естественности. Наряду с понятиями дао и увэй используются такие понятия, как дэ - опредмеченное конкретное проявление дао в вещах и поведении человека; ци - мельчайшая материальная частица, проявляющаяся в результате опредмечивания дао. Легкие светлые частицы ци образуют мужское начало ян, а тяжелые, темные - женское начало инь. Сочетание этих частиц, их различное взаимодействие порождает все сущее в мире. В категориях даосизма отразилась диалектика жизни: в прекрасном есть безобразное, в добром - злое, в черном - белое, в бытии - небытие. "Дао рождает единое. Единое рождает два начала: инь и янь. Два начала рождают третье. Третье порождает все сущее. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены цы и образуют гармонию...". В дао содержится все многообразие вещей предметного мира.В ф.мысли выделяют 2 тенденции-мистическую и материалистическую.В ходе их борьбы развивались наивно-материалистические идеи о 5 первоэлементах мира.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 325 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...