Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Средневековья. Возникновению средневековой философии предшествовал ряд изменений не только в сфере экономически-политических отношений



Возникновению средневековой философии предшествовал ряд изменений не только в сфере экономически-политических отношений, а прежде всего в мировоззренческой ориентации тогдашнего общества. Развитие монотеистической религиозности привело к победе христианства, которое и стало господствующей идеологией.А христианство, как и любая другая идеология, стремилось найти философское обоснования своих основных идей.

Первой попыткой философского христианства была патристика. Это был признанный официальной церковью направление в философии, который разрабатывался "родителями церкви". К ним принадлежат: Александрийский, Василий Большой, Григорий, Амвросий, Иоанн

Одним из наиболее ярких представителей патристики был эпископ из (Северная Африка) Августин, которого католические богословы нарекли еще и именем Блаженный. Августин считал, что философия вне богословия - ничто. Воюя с "язычеством", как он называл античную философию, Августин старался развернуть христианскую теологическую систему на основе неоплатонизма. Платоновские "идеи" превращаются у Августина у "мысли творца перед актом творения", а 'сверхчувствительный мир" - в иерархию христианского неба с Богом во главе. При этом небесная иерархия определяет иерархию земного социального существования. Августин пропагандировал доктрину всеобщего, заведомо определенного существования. Бог, указывает Августин, заведомо определяет судьбу человека, независимо от ее поступков: одни люди идут к "спасению", другие к адским мучениям. Человеческая воля, за Августином, - слепое оружие воли Бог.

Взгляды Августина возникли на границе античного и средневекового миров. Мировое римское государство развалилось. В 410 г. захватил и пограбил Рифм, ворота которого открыли рабы. Исторические события той эпохи достали толкование в "философии истории" Августина, которая была изложена в произведении "О граде божий". Вся история для Августина - это борьба между сторонниками христианской церкви, которые строят "град божий" на земле, и сторонниками сатаны, который организовал светскую жизнь на земле, светское земное государство. Если гибнет земное государство, то на ее место становится "вечное мировое государство", которая воплощена в католической церкви. Августин пропагандирует теократическую систему - верховенство церковной власти над светской и мировое господство космополитической организацией
католицизма. Софистическими доведениями он старается оправдать рабство и социальную неровность.

Взгляды Августина справили большое влияние на всю средневековую философию и идеологию. Этика, которая проповедует лицемерный аскетизм: "любовь к Богу", доказанная к презрению в отношении к человеку. Для Августина земное жизни - греховное и временное, это только подготовка к вечному "потустороннего" существованию. Такая проповедь делала людей пассивными, приучала их к рабской кротости, формировала рабское сознание.

Одним из величайших деятелей неоплатоновского движения в системе западноевропейской образованности периода средневековья был философ и богослов Иоанн Скот Эригена (около 810-877 гг.). Эригена создал первую философскую систему в средневековой Европе, которая изложена в его главном произведении "О низменности природы". Система Эриген носила м характер. Эригена считал, что все бытие делится на четыре "природы": первая - природа не создана, но способная самая создавать - Бог; вторая - природа созданная и самая способна создавать - совокупность первых форм (в платоновскому понимании) и действующих причин; третья - природа созданная и не способна создавать - мир чувствительных вещей. Существование мира вещей Эригена связывает с грехопадением человека, которое и привело к тому, что этот мир отошел от Бога. В конечном итоге (на основе искупления) чувствительный мир возвратил к Богу, и этот залог бытия характеризует, как указывает Эригена, четвертую природу - Бог как конечную цель всего, как субстанцию, к которой все поворачивается. Согласно этим ступеням бытия различается и познание: ум познает Бога, соображение изучает первоосновы и вещей, ощущения имеют своим объектом единичные вещи. Учение Эриген в себе черты пантеизма и было осуждено папой III в 1225 г. в связи с осуждением учений преемников Эриген и Давида как еретических и таких, что имели пантеистический характер.

Расцвету схоластики в Западной Европе XIII ст. предшествовало прогрессивное развитие арабской философии и философии Средней Азии. Существенной причиной в развитии философии этих стран было усвоение учения Аристотеля в соответствии с новыми историческими задачами и достижениями науки, особенно математики, астрономии и медицины. Было разработано много оригинальных философских идей.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 424 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...