Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возникновение и развитие марксистской философии



Марксистская философия, и в этом одна из ее специфических черт, возникшая как составная более широкого учения - марксизма. К его слогу, кроме философского учения, входит также теория экономического развития общества - политическая экономия и теория социально-политического развития-- "научный коммунизм". Эти три слогу нового мировоззрения внутренне взаимосвязанные, дополняют одна одну и понять философское учение марксизма можно лишь в контексте их взаимосвязи и взаимодействия.

Марксизм - одна из немногих попыток в истории человечества даты целостное понимание объективного мира и места и роли человека в нем, показать взаимосвязь материального и духовного миров, объективной и субъективного, природы и общества, раскрыть законы развития природы, общества и человеческого мышления. Причем, - это попытка объяснить и изменить мир на практике согласно сформулированным целей и идеалам вместе с тем.

Родина марксизма - Германия. Его творцы - Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.); время создания - 40-и года XIX ст.

Возникновение марксизма было детерминировано конкретными социально-экономическими и политическими предпосылками. В конце XVIII ст. в Англии, к тому времени экономические страны Европы, начался промышленный переворот, который в XIX ст. охватил другие европейские государства. Возрастал объем промышленного производства, строились новые фабрики, увеличивалась численность наемных работников. На смену феодализма широким фронтом шел капитализм. Формировались новые классы - буржуазия и пролетариат. Все более сильной становилась эксплуатация нанимаемой работы со стороны буржуазии, бездна между богатством и бедностью. В среде рабочего класса возрастает неудовольствие состоянием дел. Постепенно оно перерастает в забастовки, организованные выступления против существующего экономического и политического порядка. Некоторые из них приобретают большой резонанс. Среди них - восстание ткачей в г.Лионе (Франция) в 1831 г. и 1834 г., ткачей (Германия) в 1844 г., революционное движение английских рабочих за демократизацию государственного устройства (чартизм) в 1830-1840 гг.

Социальные конфликты и потрясения этого периода, закономерно, вызвали в сознании рабочих и прогрессивной интеллигенции много социально-философских вопросов: может ли быть общество справедливым, без эксплуатации человека человеком, и как этого достичь; перспективы развития общества и что есть его целью; как можно использовать знание об окружающей действительности на пользу всем людям; чему попытки реализовать на практике идеалы Свободы, Счастье, Равенства, Братства, Красоты заканчиваются крахом и др. Марксизм в целом и его философия в частности возникает в виде системы идей, принципов, теорий, которая стремится даты ответа на эти вопросы.

Большую роль в формировании марксистского философского видения мира сыграло бушующее развитие природоведения. Особое место здесь принадлежит трем большим научным открытиям первой половины XIX ст., которые дали возможность сделать ряд новых, принципиально важных философских выводов, оказывали содействие утверждению диалектического способа мышления.

1. В начале 40-х лет XIX ст. немецкий природовед Ю. Имей-Эр открыл закон сохранения и преобразование энергии, согласно которому разные виды энергии (механическая, тепловая, электромагнитная, гравитационная и др.), имея качественную специфику, взаимодействуют между собой и могут переходить с одного вида в другого. При этом количественно энергия не уничтожается, а лишь приобретает другую меру, по-иному проявляется. Со временем этот закон назовут первым законом термодинамики. За 100 лет к Майєра большой русский ученый Ломоносов открыл закон сохранения и преобразование вещества. Открытие закона сохранения и преобразование энергии в объединении с законом сохранения и преобразование вещества стало научным основанием для философских выводов о материи и движения, единство разнообразных форм движения, их взаимодействие.

2. В 1838-1839 гг. немецкими биологами Т.Шванном и М. Плей-Деном была создана клеточная теория живого вещества. Факт существования клеток был известен еще в XVII ст., но только этими учеными было установлено, что клетки - первооснова, анатомические единицы живых организмов, причем как растительных, так и животных. Вдобавок, нет принципиального отличия между клетками растений и животных, они выполняют одинаковые функции. Развитие живых организмов осуществляется благодаря размножению клеток, их возникновению, роста и отмиранию. Эта теория разрешила сделать философский вывод о единстве всех живых организмов и о том, что основой этого единства есть клетка.

3. В начале 40-х лет XIX ст. английский исследователь природы Ч.Дарвин, исследовав огромный пласта эмпирического материала в сфере биологии и сельского хозяйства, делает вывод об эволюционном развитии живой природы. Основные идеи теории относительно возникновения и развития растительного и животного мира, происхождение человека Ч.Дарвин изложил в научной работе "Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь" (1859 г.). Учение Ч.Дарвина нанесло разрушительный удар по религиозным представлениям о происхождении жизни на планете и возникновение человека. Приобрела надлежащую аргументацию идея непрерывности эволюции органического мира, закономерности возникновения человека как высочайшего проявления природы.

Большое влияние на формирование философских взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса справила классическая немецкая философия, особенно работы Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Немецкая классика выступила теоретической основой нового философского мировоззрения. К.Маркс и Ф.Энгельс критически восприняли и применили на абсолютно новых основах гегелевское учение о диалектике как теорию развития и философский метод. По-новому трактуются также философские идеи Фейербаха, в частности относительно объективности материи, сущности человека, критики религии.

12. Русская философия 19 – начала 20 века

В 40-60-х гг. Х1Х в существовали 2 группы философского движения. Первую представляли славянофилы, вторую - западники. В связи с этим существовали два направления русской философской мысли, славянофильство и западничество. В оформлении идей того и другого направления немалую роль сыграл Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).Свои взгляды он изложил в знаменитых ''Философских письмах''.

Чаадаев превозносил Католический Запад, ставил его в пример России, а с другой стороны, говорил, что Россия в отличие от Запада имеет особую ''Вселенскую миссию''.Таким образом,с одной стороны прославляя Запад, он является предтечей западничества в России, с другой - оправдание исключительности России, ее особого предназначения послужило утверждению славянофильства.Конечно Чаадаев осознавал двойственность своей позиции и говорил по этому поводу,что русский народ только отыскивает принадлежащую им идею. Правота автора по вопросу о неопределенности характера национальной идеи обнаруживается сразу же, как только обратится к представителям русской общественной мысли идущим вслед за Чаадаевым. Оба направления противоположным образом объясняют смысл и значение Русской идеи.

Итак,одно из направлений, тяготеющее к развитию России по европейскому образцу - это западничество.К этому направлению принадлежали такие мыслители, как А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, Н.Г.Чернышевский,Т.Н.Грановский,тесную связь с ними поддерживал В.Г.Белинский, а среди писателей -И.С.Тургенев.Все они критиковали церковь и тяготели к материализму, из этого течения выросли русские революционные демократы.

Западники пропагандировали и защищали идею ''европеизации'' России. Считали, что страна должна ориентируясь на Западную Европу в исторически краткий срок преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость, стать полноправным членом европейской и мировой цивилизации.

Оригинальным же, русским философско-идеологическим течением, как уже упоминалось, являлось славянофильство. Славянофилы обосновали идеи особой, мессианской роли России в мире! Представители славянофильства были противниками как западников так и революционных демократов. Из этого направления вышла религиозная русская философия.

Основателями славянофильства были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин.Близки к ним по идейным позициям были писатели В.И.Даль, А.Н.Островский, В.И.Тютчев. В творчестве этих общественных деятелей было осознано, что философия для России - не одно из заимствований с Запада, желательных, чтобы быть наравне с цивилизованными странами, но необходимый элемент в кругу духовных заданий национального развития. В их работах утверждается необходимость для русской мысли своего самостоятельного пути и своих особых задач, вырастающих из самой истории. Было открыто поле деятельности для самобытного русского философствования. Эти задачи и поле деятельности прочно связывались с Православием.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2953 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...