Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия возрождения



В истории философской мысли принято называть эпохой Возрождения, Ренессанса (от фр. гепаззапсе - возрождение). Этот срок употребляется на определение периода возрождения античной культуры под влиянием существенных перемен в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы.

В целом философия Возрождения не является каким-то повторением, копированием античной философии, а существенно отличается от нее. С другой стороны, новая философия, хотя и противопоставляет себя средневековой схолозтике, несет на себе отражение средневековой культуры, и ей присущие определенные черты, которые не присущи античности. Объясняется это, во-первых, социально-экономического устройства в ведущих странах Западной Европы. Это был переходной период от одной (феодальной) формации к другой, к новым, буржуазных производственных отношений. Характеризуется он неопределенностью социально-классовой структуры, а отсюда - неоднородностью идеологических установок. Во-вторых, теоретические источники философии Возрождение весьма разнообразные и не ограничиваются лишь античной культурой. Так, период Возрождения на первое место ставит Платона, а не Аристотеля. Философия Платона направляется против католической теологии и авторитета Аристотеля в схоластическому его толковании, широко влияет на утверждение философского идеализма в его новой, уволенной от средневековой схоластики форме и открыто выступает против материалистических тенденций в философии. В тот же время учения Платона, в частности его этические и эстетичные взгляды, использовались для незыблемого единства духовного и телесного и направлялись против официального религиозного учения об умерщвлении плоти греховности человека. Философия Возрождения не отказывается также и от философии Аристотеля, но оригинальной и очищенной от средневековых а то и искажений. Сторонники стремились развивать его материалистические тенденции, позаимствовав много что у натурфилософов, стихийных диалектов и этических учений эпикурейской школы и стоицизма.

Одним из источников философии Возрождение стали средневековые ереси, которые были своеобразной идеологией оппозиционных феодализму движений. Ереси подрывали средневековую церковную догматику, официальную религиозную идеологию, расчищали путь антицерковным идеям мыслителей Возрождение. Ярким примером этого могут быть взгляды Я.Гуса и его единомышленников.

На формирование философии Возрождение, бесспорно, имели существенное влияние также передовые тенденции в средневековой философии вообще. Имеется в виду номинализм, рационалистические и эмпирические тенденции в теории средневековой философии.

И особое влияние оказала восточная, в частности арабская философия, для которой характерная сильная материалистическая тенденция, а также научные достижения арабов в области природоведения, которые распространялись в Западной Европе в XII-XIII ст. Рядом с этими предпосылками развитию своеобразной философии Возрождение оказывали содействие также и большие открытия (особенно гелиоцентризм Коперника) и изобретения, которые были сделаны на того время. Потребность развития новых областей промышленности послужила причиной качественно нового прогресса в природоведении - астрономии, механике, географии и других науках.

Философия Возрождения ставила и стремилась решить важные философские проблемы. В целом философское мышление этот период принят называть, в центре внимания которого был человек, тогда как античность концентрировала внимание на естественно-космической жизни, а в средние возрасты в основу брался Бог и связанная с ним идея спасения. Отсюда - характерная особенность мировоззрения эпохи Возрождения: ориентация на искусство. Если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетичной. Ведь именно с помощью искусства описывалась разнообразный мир человеческого чувства и его огромная ценность. Именно человек с его телесностью чувствами впервые в эпоху Возрождения осознается и описывается таким, каким он есть на самом деле: не носителем греховности, а как высшая ценность и онтологическая реальность.

Развитие производства, новое общественное отношение требовало нового, инициативного человека, который чувствовал бы себя не частицей, представителем определенного социального положения или корпорации, а самостоятельной личностью, которая представляет самую себя.

Формируется новое самосознание человека, ее активная жизненная позиция, появляется ощущение личной силы и таланта. Идеалом человека эпохи Возрождения есть ее разносторонняя деятельность. Возникает тип культурного, гуманистического индивидуализма, который ориентируется не на практическую экономическую деятельность (буржуазный индивидуализм), а на культуру. Приоритетным в иерархии духовных ценностей становится не происхождение или богатство, а личные достоинства и благородство. Целью жизни выступает теперь не спасение души, а творчество, познание, служение людям, обществу, а не Бог. Итак, одной из характерных особенностей эпохи Возрождения есть также ее гуманизм.

Мировоззренческой направленностью Возрождения было открытие самой ценности человеческой личности, гуманистическая направленность познания. Человек ощущает такую самостоятельность, которую она не имела ни в античности, ни в средневековье. ее сила, власть над всем существующим и над самой собой не нуждается в никаких внешних силах - ни природы (античность), ни Бог (средние возрасты).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 789 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...