Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А) Социологические подходы к социальным классам



Очень трудно точно определить социальные классы. Для Карла Маркса деление на классы является объективным явлением, определяющим классовое сознание1. Классы определяются по их месту в производственном процессе, в ходе которого одни присваивают произведенные блага (прибавочная стоимость), экспроприируя и отчуждая их у людей, производящих эти блага. Образ жизни, мысли, ценности, право, искусство, политика отражают экономическое положение класса и выражают идеологию господствующего класса. Эта поляризация социальных групп между двумя основными классами, пролетариатом и буржуазией, является результатом борьбы классов, выступающей основным двигателем истории.

1Маркс К. Классовая борьба во Франции (Marx Karl. Les luttes des classes en France, 1850). См. также предисловие к этой книге, написанное Ф. Энгельсом.

Хотя подобное понимание социальных классов являлось предметом спора по причине своего детерминизма и в нем были выявлены определенные ограничения (ошибочное предсказание постоянного обнищания пролетариата), связь, установленная Карлом Марксом между социальными классами, их экономическим положением, образом жизни и мышлением, вдохновляет многих социологов.

Своей концепцией о доминирующих и доминируемых французский социолог Пьер Бурдье актуализировал противопоставление эксплуататоров и эксплуатируемых. У Бурдье социальные классы определяются с точки зрения обладания или не обладания какой-либо формой капитала и с точки зрения их положения относительно друг друга. Французский социолог выделяет три основных вида капитала: экономический капитал (деньги, имущество), культурный капитал (образование) и социальный капитал (взаимоотношения). Он подчеркивал, что общество, равноправное и современное в своей основе, действительно обеспечивает преемственность этих форм капитала и, следовательно, неравномерность их распределения: экономические капиталы и капиталы взаимоотношений во многом передаются по наследству. В свою очередь образовательная система, вместо того чтобы дать возможность выходцам из «низов» получить достойное образование, «покровительствует» детям, воспитывающимся в образованных кругах2. Помимо этого неравного и наследственного распределения капитала, социальные группы стремятся упрочить свое положение на символическом уровне при помощи определенного образа жизни и мышления, которые создают культурные доминирующие и доминируемые общности. Различие — это совокупность произвольных норм, исходя из которых различают тех, «кто право имеет», и тех, «кто право не имеет»3.

2Bourdieu P., Passebon J.-C. La reproduction: elements d’une theorie du systeme d’en- seignement. Editions de Minuit, 1970.

3Bourdieu P. La distinction. Editions de Minuit, 1979.

Труды Пьера Бурдье обеспечили ему признание в академических кругах (кафедра в Коллеж де Франс), значительную популярность среди движений социального протеста, в которых он принимал участие, и многочисленную критику, оспаривающую его предвзятое идеологическое мнение.

Немецкий социолог Макс Вебер различает, с одной стороны, собственно социальные классы, которым он дает экономическое определение, и, с другой стороны, иерархию социальных статусов, существующих в социальном измерении.

Согласно Максу Веберу, люди имеют неравный доступ к благам, и это неравенство определяет их принадлежность к различным социальным классам. Таким образом, социальные классы объединяют людей, которые занимают одно и то же положение в плане доступа к экономическим благам и могут, осознавая эту ситуацию, принимать участие в общих действиях соответствующего класса (классовое сознание).

У Макса Вебера статус обозначает позицию в иерархии престижа, которая предписывает определенный образ жизни, мышления, потребления, действия; создания семьи и уровень образования. Статус и социальные классы связаны, но эта связь автоматическая. Рабочий, выигравший в лотерее, может иметь доходы и недвижимость как у крупного буржуа, но он не будет разделять статус последнего, т. е. стиль жизни, ценности, образ действий и мышления. Две семьи среднего класса, одна из которых, например, вышла из нескольких поколений провинциальных традиционных католических кругов, а другая - из атеистических левых кругов1 Парижа, будут принадлежать к одному социальному классу, но не будут разделять один и тот же статус.

1В начале XX в. во Франции формировалась социальная прослойка, называемая «левой интеллигенцией». Ее основу составляли университетские преподаватели, писатели, журналисты другие специалисты творческих профессий. В течение многих десятилетий «левые интеллигенты» играли важную роль в политической культурной жизни страны, выступая против фашизма, колониальных войн, ядерной угрозы. Левая интеллигенция была основной движущей силой социальных мнений 60-х гг., сексуальной революции и движения хиппи. Сейчас для этих кругов характерно настороженное отношение к политике США, глобализации религиозному фундаментализму. — Прим. ред.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...