Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принцип развития. Парадокс развития и его решение



Этот принцип рассматриваем с учетом того, что уже о нём было рассказано ранее (см. диалектическую сторону описания атрибутов материи, проблему соотношения движения и развития - равитие не есть дополнительный к движению аттрибут, а включает в себя движение).

Принцип развития в рамках диалектики можно задать четырьмя идеями:

Развитие - единый мировой процесс, и только в таком смысле оно должно пониматься как атрибут материи. Это мотивируется тем, что атрибут есть внутреннее основание самодостаточности материи, которым должен быть самообусловенный процесс.Мировой процесс как раз и есть такой единственный процесс. Наличие единого мирового процесса явно говорит о единстве мира. Научными аналогами этого утверждения можно считать процесс расширения Вселенной, который явно охватвывает все.

Развитие - направленный процесс. Единый мировой процесс есть восхождение от низшего к высшему - усложнение объективной реальности. Основания для такого заявления? Да пожалуйста: В первую очередь, это не противоречит совокупному материалу современной науки, да и вообще вытекает из него. Безусловно, современное естествознание оперирует только информацией о части мира, но никакого противоречия в этой части не обнаружено. Причём явно имеет место и процесс образования всё более сложных структур. Если смотреть чуть более отвлечённо, то ОР можно рассматривать как единство возможного и действительного. Под действительным здесь понимаем уже существующие объекты, системы взаимосвязанных объектов - т.е. то, что обычно называем природой. Возможное нужно понимать как некоторое потенциальное содержание, не выраженное в соотвествующих предметных формах и структурах. Например, можно сказать, что где-то в начале расширения Вселенной есть потенциальная возможность для образования атомов.

Возможное намного богаче действительного, "возможностей немерено". К примеру, молекула C200H402 допускает 1087 изомеров, в то время как в Метагалактике содержится всего лишь 1080 нуклонов. Всё вместе это субстанция, причина самой себя. Из этих двух соображений следует, что способ существования субстанции, являющейся причиной самой себя, и мировой процесс развития есть реализация субстанцией своих же возможностей, которая усложняет (и развивает при этом) саму субстанцию. Причём реализацию возможностей нельзя прямо сопоставлять с техническими возможностями (например, при показе на экране картинки могут изменяться и усложняться, но тем не менее - проектор от этого развиваться не станет).

Мировой процесс развития имеет изначально необходимую последовательность крупных ступеней, порядок и последовательность которых изначально необходимы. Главное, что эти ступени направлены на появление социальной формы материи. Откуда следует идея человека как мировой направленности? Это не противоречит, и в этом смысле следует из того, что происходит в нашей части мира. Фактически, можно сказать, что все эти эволюционные изменения, происходившие в нашей части мира были направлены на появление социальной формы материи. Одна из работающих идей - современное содержание космологического антропного приципа в физике. Сравнительно недавно (годы эдак в 30-е) обнаружилась удивительная согласованность фундаментальных физических свойств Вселенной с появлением в ней разумной жизни. Эта согласованность выражается в том, что физические константы имеют именно те величины, при которых могут появляться физические структуры. И при этом обнаружилась сильная нуестойчивость мира к изменению этих констант. Современная физика пытается решить вопрос - почему же эти константы имеют именно такое значение? Только мы его рассматривать не станем. Лишь обратим внимание, что при других константах в Вселенной не появляется не только разумная жизнь, но и многие структуры низшего уровня.Есть ли какие-то более общие основания настаивать на этой последовательности ступеней? Особенно философские? Здесь приведём некоторый аргумент, требующий "сочувствия". Содержание возможностей имет два блока:1) Реализация возможностей не требует участия разумной жизни (соц. формы материи) - природы может развиваться сама по себе. Но при этом природа реализует не все возможности.

2) Есть ещё возможности, которые принципиально не реализуемы в действительности без участия социальной формы материи.Объём возможностей обоих видов сопоставим (любая электроника тоже есть объект, работающий по законам природы, но в природе компьютер сам по себе не может появиться). Если материя желает оставаться субстанцией, т.е. желает реализовывать все свои возможности - то природа обязательно должна двигаться к появлению соц. формы, т.к. только тогда материя сможет реализовывать больше возможностей. На это обратил внимание Энгельс - материя, которая потеряла способность реализовывать свои возмножности, частично уничтожена. Но субстанция неуничтожима, и в этом смысле реализует свои возможности.

С какого-то момента соц. форма материи оказывается необходимым условием для дальнейшего протекания мирового процесса. Соц. форма обеспечивает появление дальнейших ступеней мирового процесса. Т.е. на человеке в известном смыле останавливается развитие природы, и начинается развитие новой формы материи. Эта идея начала разрабатываться в русской философии 19в. - т.н. русский космизм (к нему тяготели как религиозно настроенные философы и идеалисты, так и ученые-материалисты). Идея здесь в том, что человек - не просто результат протекающих процессов, но "должен взять штурвал эволюции и управлять последующим его ходом." По данному вопросу литература: Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв ("творение продолжается, но это творение, которое Бог проводит с помощью человека"), Циолковский, Вернадский.

Центральный вопрос мировоззрения (как мы должны помнить едва ли не из первой лекции) - смысл человеческого существования. В свете рассмотренных четырёх идей у человека обнаруживается смысл его вселенского существоания - человек нужен миру как условие дальнейшего развития. В этом смысле соц.оптимизм базируется на данной идее. Так что человеку есть смысл решать экологические и прочие проблемы мира. Из принципа развития следует некоторый очень общий рецепт. Он очевидно в том, что человек может рассчитывать на длительное время своего существования только при условии, что деятельность человека согласуется с мировым процессом, идёт на усложнение мира, а вызывает глобальной деградации ближайших к человеку систем. Потому генеральный способ решения экологической проблемы - не отказ от преобразования природы и свёртывание современных техологий, а реализация политики, которая в качестве сознательной цели ставила бы дальнейшее усложнение примыкающей к социуму природы. Ясно, что в человеческой деятельности есть и деструктивная составляющая. Материя, чтобы заставить человека её усложнять, ставит человека перед дилеммой - либо он будет усложнять материю, либо просто исчезнет.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 702 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...