Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Всеобщие законы развития - перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания



Законов, относящихся к абстрактно-структурному уровню, всего есть три:

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Любой закон в мыслях отображается таким образом: это некоторое число понятий и категорий, между которыми устанавливается логическая связь, и все вместе они являются отражением объективных законов. Категориями здесь являются: качество, количество, мера, скачок. Качество - внутренняя, специфическая определенность предмета (по Гегелю). Обладая этой определённостью, предмет может отличаться от другого предмета, с иной внутренней определенностью. У Гегеля качество - одна из первых категорий предмета.

Категория сия довольно проста - у неё нет степеней, внутренней структуры. Присущая предмету внутренняя определённость в этом смысле неделима, и можно даже сказать, что оно атомарно - или есть или нет. Не включает внутренних частей нет.Эту идею гегель иллюстрирует примерно так - качество трудно выразить словом. Например, лес. У него есть качество, которое можно выразить прилагательным "лесный". Так что, предмет, у которого есть "лесность" - это лес. Качество - это консервативная сторона любого предмета, оно характеризует предмет со стороны покоящегося предмета (в том смысле, что либо есть, либо нет).

Качество может измениться в силу своей атомарности и простоты только скачком - (который есть характеристика качества с точки зрения его изменения) - одно качество ликвидируется, и сразу заменяется другим, нет непрерывного изменения. Относительно развития, это переход одного качества в другое с харакером скачка. В русском языке есть слова, которые отражают скачок - "шмяк, шлёп" и т.п. Но качество - эта такая определённость, которая не склонна скакать.Также у предмета есть количество - внешняя специфическая определённость. Она лишь дополняющая, и безразличная для качества - лес может быть большим, маленьким, но всё равно остаётся лесом. Вещи, которые имеют разное качество, могут иметь одну и ту же количественную определенность. Грубо говоря, пустая аудитория будет иметь то же количество мест, как и полная людей. Первое понимание развития в материализме заключалось в том, что мир и природа имеет одно и то же качество - механическое. Проблема скачков при этом неактуальна. Значит, развитие имеет количественный характер. Первое понимание изменений, таким образом - количественное изменений, количество может изменяться постепенно. Так что развитие следует понимать с этой точки зрения как количественное изменение на фоне одного и того же качественного (тот же вышеупонутый перформизм). Развитие естествознания дало понимание того, что предметы имеют различные качества. Нужно понимать, что развитие есть переход одних качеств в другие, а качество не может скакать. Гегель решал пробему уязвлением качества, чтобы оно могло совершить скачок, чего по определению не может делать. Мысленное условие следующее - качество и количество, по Гегелю, - не просто присущие определённости предмета, а такие определенности, которые образуют глубоко неразрывное единство. Это означает, что количество не существует само по себе, а всегда привязано к некоторому качеству и наоборот. Это единство называется мерой. Любой предмет может быть опреден мерой - единство соотношения качества и количества. Количество, в отличие от качества, может изменяться постепенно. Тогда мера приобретает ещё один смысл - это интервал количественных изменений, допускающий существование определённых качеств. Смысл тому прост - качество нуждается в количестве, количество может изменяться, и существуют границы, в пределах которых при изменении количества качество остаётся постоянным. Гегель нашёл, что, если количество вышло за границы, то качество просто исчезает (т.к. оно не самодостаточно) и заменяется другим. Смысл закона - качественное изменение, которое может имеет только характер скачка, происходит при выходе количества за границу-меру, когда старое качество "гибнет", и появляется новое качество.

Борьба и единство противоположностей

Отрицание отрицания

Можно задать вопрос - почему количество иногда выходит за границы меры? Закон перехода количества в качество этого не описывает. Ответ на этот вопрос лежит в следующем.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот закон - по сути, ядро диалектики, движущая сила развития. Он отрывает диалектику от метафизики. Благодаря этому закону, с точки зрения диалектики - развитие есть саморазвитие, его причины - внутренние.

Разберём далее его на примитивном уровне. Допустим, есть у нас предмет, содержаний внутренний двигатель. Чтобы это было возможно, должны быть выполнены некоторые условия:

Раз есть взаимодействие внутри предмета - то должны быть и стороны, в нём участвующие. Значит, в любом предмете должны быть минимум две стороны, находящихся в отношениях тождества и различия: стороны обязательно в чём-то одинаковы, иначе невозможно их взаимодействие, однако и различия должны быть между ними, т.к. в противном случае нельзя отделить две независимые стороны.

Двигатель - внутренний, и должен устойчиво существовать. Значит, между сторонами должно быть отношение, обеспечивающее его целостность - единство. Единство можно определить как взаимное полагание тождественных и различных сторон, т.е. одна сторона выступает неотъемлемым условием существования другой. Гегель приводит наглядный, хотя и грубый, пример единства - магнит, у которого, как известно, нельзя отделить северный и южный полюса.

Однако единства оказывается недостаточно для изменения предмета. На его фоне должно быть ещё одно отношение, именуемое борьбой. Борьба есть отношение взаимного отрицания, исключения сторон. Одна сторона не существует без другой, но в то же время стремится уменьшить её, а то и совсем ликвидировать. Взаимное отрицание может приводить к внутреннему изменению при различной интенсивности отрицания с каждой из сторон (т.е. система, в которой нет внутреннего равновесия, однородности). Значит, борьба заведомо предполагает

неравенство сторон.

Необходимо ввести понятие противоположностей (далее - ППл).

Таки вот, ППл - стороны предмета, которые находятся в отношениях единства и борьбы.

В законе единства и борьбы ППл нельзя упускать из виду неравенство последних. Одна из ППл обязательно оказывается ведущей, другая - ведомой.

В результате, если сопоставим единство и борьбу с учётом всего вышесказанного, то получим, что борьба абсолютная, а единство относительно.

Все стороны, находящиеся в борьбе, можно именовать внутренним противоречием предмета. Это внутреннее противоречие имеет характер движения. И ведёт к ещё одному соображению - противоречия конкретные, отдельных предметов - не самые глубокие противоречия - могут появляться, когда отношение различий в самом предмете проходит некоторую критическую точку.

Противоречия могут разрешаться. Единство - отношение более слабое, нежели отношение взаимного отрицания. Потому нарастание этого отношения может выразиться в исчезновении единства, и, равно - в исчезновении ППл. И это уже сооветствует скачку - старые качества исчезли, и сразу на их месте возникли новые. Абсолютность борьбы означает, что борьба имеет в качестве своего внутреннего основания единство. Когда единство не выдерживает и разрушается под влиянием борьбы (в этом, кстати, заключён смысл относительности единства) - происходит разрешение противоречия.

Грубоватый, но наглядный пример из спортивных единоборств: в начале схватки возникает единство спортсменов как противников, и естественным образом возникает противоречие, а по окончании - оно разрушается, и противоречие тоже снимается.

Под ППл не стоит понимать просто части какого-то предмета. Они могут находиться друг в друге, не поддаваться пространственно-временному разделению, и вообще не быть вещами, а, к примеру, процессами.

Говоря о фундаментальных противоречиях физической реальности, можно обратиться к Энгельсу. К примеру, в мире явно есть противоречие между притяжением и отталкиванием. Давно известно про оба этих момента в электричестве. В последнее время наука всё больше склоняется к тому, что это верно ещё и в случае гравитации. Вселенная расширяется не столько по инерции после Большого взрыва, сколько потому, что для физического вакуума гравитация имеет вид отталкивания. Эту идею в первоначальной математической форме ввёл ещё Эйнштейн, когда пытался приспособит ОТО к идеям стационарности Вселенной. Из уравнений выходило, что Вселенная должна сжиматься (т.к. притяжение действует на любых расстояниях). И в уравнения ОТО был добавлен т.н. космологический член (сперва чисто формально), соответствующий отталкиванию. Сейчас он принимает уже и осязаемый физический смысл, при рассмотрении притяжение и отталкивания касательно физ. вакуума.

Естественен вопрос, что же из двух - притяжение или отталкивание - выступает ведущим? Находяться ли они в единстве? Единство выражается в следующем. Всё существующее в нашей Вселенной возникает вследствие первоначального расширения вещества. С этой точки зрения расширение (т.е. отталкивание) - ведущее. Но с другой стороны, всё, что возникает во Вселенной, в конце концов образуется благодаря притяжению (возникновение планет, галактик). С этой позиции расширение-"отталкивание" во Вселенной сопровождается процессом внутреннего усложнения за счёт притяжения.

Иное физическое противоречие - вопрос о фундаментальных свойствах, т.е. массе и энергии. Эта проблема пока не сильно разработана в философии, но есть предположения, что противоречие двух аспектов может оказаться существенным при образовании сложных структур. Масса, в принципе, связана с устойчивостью, выражает стабильность, а энергия - напротив, выражает возможности. Так что любая форма материи имеет своё внутреннее противоречие.

Одно из главных противоречий в химии - тенденция к синтезу и к распаду. Синтез, в принципе, более устойчив, и видимо, он и есть ведущая сторона.

Стандарное противоречие живого - тенденция к самосохранению. Организмы направляют активность на сохранение себя, но, с другой стороны, средства к тому всегда ограничены. Противоречие здесь выражается именно в том, что наличествующие средства не могут полно обеспечить самосохрание. Потому развитие заключено в обнаружении новых ресурсов к самосохранению, и вполне очевидно представляется ведущая роль самосохранения.

Следует отметить, что противоречия могут быть как частными, так и общими. Общие - никогда не возникают, не могут получить окончательного разрешения. Но способны бесконечно видоизменяться и проявлять себя в частных противоречиях. Например, к общим можно отнести противоречия низшего и высшего, возможного и действительного.

Далее перейдём к рассмотрению третьего закона диалектики.

Закон отрицания отрицания

Если характеризовать законы диалектики с функциональной точки зрения, то они определяют разные аспекты развития. Но развитие как изменение объективной реальности ещё имеет какую-то сторону, не выражаемую двумя выше рассмотренными законами - направленность, форму, определенный порядок процесса.

В законе двойного отрицания есть свои категории, которые довольно легко запомнить, если не сопротивляться внутренне. Формально он описывает отношения между старым и новым. Так в каких отношениях находится это старое и новое?

Они находятся в отношении отрицания новым старого. Что надо вкладывать в смысл этого отрицания? В метафизическом смысле отрицание можно понимать как уничтожение старого. Как раз в русском языке отрицание имеет именно этот смысл - уничтожение, ликвидация. Но при таком понимании развитие теряет преемственный характер. Новое и старое получаются абсолютно разными.

Отрицание следует понимать в диалектическом плане - кроме негативного аспекта (ликвидация), имеет место и противоположное отношение нового к старому - сохранение каких-то элементов, сторон старого в новом - новое перенимает что-либо из старого, и в этом смысле старое сохраняется в новом. Именно это позволяет понимать развитие не как переход от старого к новому, а как процесс, имеющий поступательный, преемственный характер. Это совершенно необходимо для представления развития как некоторого единого процесса.

Рассмотрим пример из области научного исследования природных явлений - каково отношение старых теорий и новых теорий? С появлением квантовой механики Бор предложил прицип соотвествия, согласно которому новая теория должна содержать истинную часть старой как предельный случай. В частности, как известно, квантовая теория содержит в себе классическую модель. Можно привести иной пример - отношение соответствия модели Солнечной системы по Копернику и Птолемею. С точки зрения сохранения старого в новом, в обеих моделях выделяется центр, вокруг которого происходит вращение остальных элементов.

Вполне очевидно, что рано или поздно любое новое может стать старым. Так в каких отношениях находятся элементы в цепочке Старое - Новое0 - Новое1?

Новое1 и Новое0, в принципе, находятся в том же отношении друг к другу, что и Новое0 со Старым. Однако, взяв фрагмент цепочки из нескольких отрицаний, мы увидим некие совсем новые связи, не обнаруживаемые только лишь в одном звене. Т.е. цепь последовательных отношений образует развитие.

Начинать дополнение Старого можно формально: пусть А - исходное положение, и есть его отрицание НЕ А. По формальной логике НЕ (НЕ А) = А. Но с такой точки зрения развитие превращается в хождение по кругу. Открытие Гегеля состоит в том, что второе отрицание не является возвратом в исходную точку. НЕ (НЕ А) = синтез А. Синтез всегда полнее, чем исходное. Т.е., есть схемка развития: исходный тезис даёт антитезис, антитезис порождают синтез на новом уровне. Таким путём, через синтез, идёт возврат к якобы исходному, но на более высоком уровне - развитие как цепочка отрицаний отрицаний образует своего рода спираль.

Закон отрицания отрицания фиксирует, что развитие имеет прогрессивную направленность.

По-видимому, этот закон впервые обнаруживается, если рассматривать большие фрагменты объективной реальности.

Немножко из учебника по данному поводу: мир развивается и каждая ступень его развития является чем-то конечным. Это конечное отрицает предшествующую бесконечную цепочку, сохраняя при этом элементы её содержания. После второго отрицания оно получает дополнение к этой бесконечности и т.д. - идёт развитие.

С появлением человека происходит фундаментальное отрицание способа развития природы. Человек как конечное отрицает себя, создавая потенциально бесконечную цепочку ступеней развития.

У Гегеля вместо "отрицания" использован термин "снятие".

Материализм и диалектика о природе категорий. Общее и единичное. Сущность и явление. Содержание и форма.

Категориями называют наиболее широкие понятия науки. Так, в физике это категории массы и энергии, вещества и поля и др. В биологии — категории жизни, организма, популяции, эволюции и т. д. В философии категориями также называют ее наиболее широкие понятия: материи и сознания, движения и развития, пространства и времени, закона и т. д. Философия представляет собой сложную систему категорий.

Категории характеризуются рядом основных черт. Категории — отображения объективной реальности. Научная философия отвергает идеалистическую трактовку категорий. Если объективный идеализм рассматривает категории как объективно существующие понятия, лежащие у истоков вещей, то с позиций субъективного идеализма категории суть лишь сокращенные, удобные описания совокупностей человеческих ощущений, не имеющих никакого объективного прообраза. Категории находятся в глубокой связи, образуют систему, вне которой они не имеют смысла. Категории находятся в развитии. В этом отношении они обнаруживают как устойчивость, определенность, так и изменчивость, подвижность своего содержания. Подлинно научное, диалектическое мышление основано на умении учитывать и определенность, и гибкость понятий. Если абсолютизация определенности, устойчивости понятий приводит к окостенению мысли, догматизму, то абсолютизация гибкости — к произвольному жонглированию понятиями, эклектике и софистике.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1128 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...