Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сознание - продукт развития материи. Отражение и.его законы. Развитие форм отражения и происхождение сознания



Возникновение чего-то всегда подразумевает, что при этом нечто одно превращается в другое. Значит, и сознание возникает из чего-то, существует нечто, способное производить сознание.

Первое, что может прийти на ум - материя в развитии превращается в сознание. Однако материя есть субстанция, и если она действительно становится сознанием, то она теряет способность существовать независимо от сознания.

Потому возник иной подход - в сознание превращается не материя, а её некоторое свойство. Таким путём шёл, например, Дидро. Он полагал, что материи присуща чувствительность - избирательность при взаимодействии - впоследствии переходящая в сознание.

Современное решение вопроса

Материя обладает свойством, родственным сознанию. Это свойство отражения.

Понятие и законы отражения:

Отражение может быть определено как способность материального предмета воспроизводить в своих изменениях какие-либо особенности другого предмета при взаимодействии с ним. В подобном смысле, отражение проявляется при столкновении биллиардных шаров - они меняют направление, скорость в зависимости от состояния партнёра. Такое определение отражения - ещё один атрибут материи. В итоге получаем, что раз все объекты способны к взаимодействию, то все они способны и к отражению - вся без исключения материя имеет родственное сознанию свойство.

Отражение должно развиваться вследствие развития материи. В общем случае, развитие материи - это её усложнение. Раз материя усложняется, то меняется её способность к отражению, и возникает необходимость в некотором критерии. Таким критерием является полнота - многообразие свойств и признаков других предметов, которые данный предмет может воспроизвести в своих изменениях при взаимодействии. Чем больше свойств предмет воспроизводит, тем полнее его отражение.

Предмет может отражать только такие свойства предметов, которые соответствуют его собственной сложности. Например, плоское зеркало, будучи чисто физической системой, не отражает ни химических, ни тем более биологических или социальных свойств объекта. А человек оказывается способен понять принципы устройства и действия зеркала.

Далее, это означает, что более сложный предмет способен достаточно полно отобразить свойства более простого предмета. Высшее может отразить любое низшее, но низшее отражает только на уровне своего содержания.

Можно сказать по-другому. Развитие материи идёт снизу вверх. Отражение также "растёт" с развитием материи. Например, фотон при столкновении с молекулой не может отразить её химических свойств.

Появление сознания можно охарактеризовать как появление способности к универсальному отражению. Это проистекает из универсальности социальной формы.

В общем, атрибут материи развивается, и отражение развивается вместе с материем. Отражение по мере "роста" может качественно менять свой характер. Всего мы можем

выделить два таких качественных скачка.

Первый совершается на сравнительно раннем этапе биологической эволюции, когда возникает живая материя. Тут следует признать существование двух разных форм отражения - оно может быть как материальным, так и идеальным.

Материальное отражение - это такие изменения в предмете, которые можно наблюдать со стороны. Они выражаются в физических и химических изменениях. Например, следы человека на мокром песке, или замещение тканей мёртвого организма минералом.

Когда появляется живое, появляется новый вид материального отражения - раздражимость. В ней уже серьёзно намечается субъективность отражения.

Живое обладает способностью к самосохранению. Значит, оно должно отражать внешнюю среду не просто как она, но оценивая полезность сложившихся условий. И, естественно, возникают два типа материальной реакции данного фактора - его избегание или, напротив, стремление к усилению (вредное и полезное, если кто уже запутался).

По-видимому, раздражимость не может быть достаточно надёжной гарантией самосохранения. У живого есть необходимость дополнить раздражимость иным способом отражения, чтобы минимизировать взаимодействие с вредными факторами и максимально повысить чувствительность к полезным.

Такой формой, компенсирующей недостатки раздражимости, являются ощущения. Они формируются на базе раздражимости, имеющей особый субстрат - нервную систему. Ощущения становятся первым идеальным отражением.

Следует обратить внимание, что с возникновением ощущений отражение становится более полным за счёт возникновения многообразия, и субъективным благодаря зависимости от устройства органа чувств.

Следующий качественный скачок в развитии отражения приурочен к переходу от биологической к социальной форме.

Объективная реальность имеет два уровня - внешний (в смысле доступности ощущениям - мы можем ощущать свойства предмета на этом уровне - явление) и внутренний (нечто, невоспринимаемое органами чувств, но определяющее, как происходит явление - сущность).

Сущность - закон, определяющий характер и многообразие явлений.

Скачок от биологического к социальному даёт возможность к отражению чувственно невоспринимаемой сущности. Та добавка, что позволяет отражать сущность - логическое, абстрактное мышление. Человеческое сознание отличается именно тем, что может не только воспринимать внешнее, но и отражать внутреннее.

Однако возникает вопрос - для чего нужно отражать сущность? Ведь животные прекрасно обходятся без этого знания. А мозг, способный абстрактно мыслить, вообще энергетически невыгоден.

Так вот, ответ на этот вопрос может быть таким. При переходе к социальной форме материя принципиально меняет способ существования. Он больше не сводится только к приспосабливанию, а стремится к практическому преобразованию мира, созданию искусственных условий развития и существования - возникает труд. Вполне ясно, что труд требует отражения сущности, если мы хотим получить предмет с какими-то новыми свойствами. Труд также может рассматриваться как доразвитие психики при переходе к новому способу существования (Энгельс, "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" - Собрание сочинений Маркса и Энгельса, т.20, с.

486-499).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1985 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...