Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сознание как высшая форма отражения. Активность сознания. Самосознание



Сознание - высшая форма отражения не только в смысле полноты, но и в смысле универсальности - оно способно воспроизводить любое объективное содержание материи.

Сознание можно характеризовать как высшую форму отражения и ещё в том смысле, что отражает не только объективную реальность (ОР), но и обращено само на себя, и может себя же отображать - самоотражение, самосознание.

Таким образом, человек не только что-то знает, но и знает, что он это знает. Это выражается в том, что есть особый феномен - Я. Относительно природы Я можно высказать такие соображения:

Существует некоторый субъективный внутренний мир, и в этом внутреннем мире есть Я как некоторая составляющая.

Я - это не какая-то часть субъективного внутреннего мира, а целое, пребывающее в отношениях со своими составляющими. Эта точка зрения, по-видимому, более правдоподобна.

Активность сознания

Под активностью будем понимать его способность к самодвижению (самодействию, саморазвитию). Сознание способно в некоторой мере к нему, но т.к. оно не является субстанцией, то и активность сознания не может быть абсолютной.

Активность сознания имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю.

Внутренная активность направлена на содержание сознания. Сознание есть такая идеальная форма этого содержания, которая способна преобразовывать заключённое в ней содержание (тут невнятная формулировка, уточнить бы). Потому сознание - есть активное отражение объективной реальности. И существуют преобразования, которые может испытывать материальное содержание в сознании. Активность в том и заключается, что оно может преобразовывать. Причём те изменения, которые содержание претепревает в сознании, не могут произойти в собственном субстрате этого содержания.

Сознание способно манипулировать объективным содержанием, что прежде всего выражаются в способности к абстрагированию. Оно может выделять некоторые стороны содержания, удерживать в себе, в то время как физически они принципиально неотделимы. Например, нельзя отделить общее от единичного - есть единство общего и единичного, и оно не нарушаемо. К примеру, в природе нет атома вообще, но логичестки мы можем об этом чуде рассуждать.

В конце концов, разделение позволяет "ухватить" единство. Аналогично неотделимы, например, форма и содержание. В этом смысле активность сознания превосходит активность физических процессов. Она направлена на расчленение содержания и последующее объединение его сторон.

Отсюда - кое-какие результаты:

Сознание способно глубоко отображать ОР, проникая в её сущность, отделяя скрытые стороны. Внутренняя активность сознания в целом может быть определена как познавательная. В то же время внутренняя активность позволяет сознанию отрываться от ОР, искажать её, порождать фантастические представления, вызывать заблуждения. Вызвано это тем, что сознание способно соединять отделённые части содержания не так, как это допустимо в материальном субстрате. Однако, всё это выступает обратной стороной творческой активности.

Теперь рассмотрим внешнюю активность.

Сознание имеет характер фактора, регулирующего поведение человека. Внутри - глубоко отражает ОР, вовне - определяет материальные действия.

Но не означает ли эта внешняя активность, что сознание является первичным по отношению к материи, раз уж оно определяет материальные действия? В самых общих выражениях - не означает. Одновременно это не означает, что мы знаем все механизмы функционирования сознания. Так вот, не означает по следующим причинам:

По содержанию сознание так или иначе есть отображение ОР, и потому фактором, управляющим поведением, также остаётся ОР. Также надо помнить, что сознание остается свойством высокоорганизованной материи, и потому неспособно быть первичным по отношению к носителю.

Но это всё ещё не значит, что вопрос решен. Более точный адрес для поиска решения - это связь, отношения сознания и нервной системы, сознания и языка, сознания и второй сигнальной системы.

Мысль не существует без некоторой языковой поддержки. Если у человека появляется мысль, то у возникает и возможность её материального выражения. Человек, имеющий мысль - уже физически отличается от человека без мысли. Это ещё раз подтверждает первичность материи.

Немного вернемся к самомознанию. Когда говорим о самосознании и о феномене Я, мы должны иметь ввиду, что сознание способно активно относиться к любой своей составляющей, в том числе и к Я. Сознание может не только обнаруживать сущность ОР, но и иные свойства, становясь аналогичным сущности мира. В то же время сознание - не субстанция, но её отражение - потому сознание подобно и субстанции. Уподобление сознания субстанции возможно даже без знания её природы. Здесь возникает такая идея: человеческое Я может относиться к самому себе подобно фундаментальному отношению "материя - причина самой себя". Это означает, что Я способно преобразовывать свои составляющие, своё содержание, находясь в отношении содержания в состоянии какой-то активности. Потому Я, будучи наполненым некоторым содержанием, способно к отрыву от материи, может с этим содержанием работать, реконструировать его, не пользуясь жизненным опытом и добиваться гармонии. Эту работу можно назвать культурой, духовностью (и в некотором смысле религией) - работа над собственным содержанием, развитие, самоорганизация содержания.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 639 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...