Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Возрождения. Социальные и духовные предпосылки. Главные достижения и представители. Гуманизм. Пантеизм, его роль в развитии философии



Эпохой Возрождения называют поздний период феодального общества (XIV-XVI вв.), когда в его недрах получает все более замет­ное развитие буржуазный уклад. Зарождение новых производитель­ных сил и производственных отношений обусловливает возникнове­ние (co второй половины XV в) и развитие естественных наук, появ­ление новой гуманистической культуры Это выражается прежде всего в возникновении нового, более реалистического взгляда на природу и человека Культура эпохи Возрождения носит яркий антифеодальный, антицерковный и гуманистический характер

Возникают антифеодальные движения, направленные против господствующей католической церкви, проходившие еще под религи­озными знаменами (лютеранство, кальвинизм и др.) Эпоха Возрожде­ния породила в странах Западной Европы величайший подъем искус­ства (Данте, Брунеллески Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Брейгель, Дюрер и др.)

Крупнейшим достижением науки этой эпохи явилась гелиоцентри­ческая система Н. Коперника, подрывавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира и составившая целую рево­люцию в естествознании, получившую название коперниканской

Новый социально-экономический уклад и гуманистическая ку­льтура обусловили усиление материалистической тенденции, выразив­шейся прежде всего в появлении пантеистических учений Пантеизм (от греч pan - все и theos - бог) отождествлял природу и бога и был пе­реходом от религиозной философии к материализму

В эпоху Возрождения теоцентризм перерождается в антропоцентризм. Полного восстановления материализма ещё не происходит, и рождается переходная форма - пантеизм.

Один из основателей пантеизма - Николай Кузанский (1-я пол. 15 в.).Схоластика считала Бога главным предметом, и потому неизбежно сталкивалась с проблемой бесконечности. Этот вопрос получил у Кузанского развитие в отношении природы. Бог, как бесконечность - это максимум всего.

Если увеличивать до бесконечности какие-либо обычные формы, предметы, то мы обязательно получим нечто необычное и странное для нас. К примеру, "раздутый" до бесконечности треугольник теряет обычные соотношения между углами и сторонами. Кузанский полагал, что все предметы, увеличенные до бесконечности, должны слиться. Это слияние - и есть Бог.

В античной философии была неявная идея бесконечности конечного. Если предположить, что в любом предмете есть бесконечное скопление частей, а каждая часть есть тоже часть бесконечного, то получается, что каждый предмет сам по себе бесконечен. Это сближает представления о природе и Боге.

Однако, Кузанский считал, что максимум всего - это не предмет разума. Напротив, это предмет веры, "учёного незнания". Загадка для разума - каким образом максимум всего может порождать предметы.

В целом, дух предложенной идеи такой. В Боге заключена бесконечногсть природы, и каждый предмет бесконечен - значит, любой предмет включает сущность Бога.

Дальнейшее развитие пантеизма связано с Николаем Коперником и Джордано Бруно. Основываясь на учении Коперника о Солнечной системе, Бруно пришёл к выводу, что природа действительно бесконечна, и равна Богу, совпадает с ним.

Если Вселенная бесконечна - то она имеет центр в каждой своей точке. Т.к. у Коперника в центре Солнечной системы находится звезда - то и любая звезда может быть таким же центром. Значит, любая звезда может иметь свои планеты. Однако, раз Вселенная бесконечна, то она вряд ли может быть сотворена - она совпадает с Богом.

Из этого следует, что Бог - не вне сотворённого мира, но в самой природе. Бог повсюду. Собственно, это утверждение и есть основной тезис пантеизма.

По Энгельсу, если Бог растворён в природе, то вряд ли он может пониматься как абсолютная личность, творец и т.д.

Помещение Бога в саму природу чревато его размытием, и в конце концов получается, что Бог - это законы природы.

Растворённый в природе Бог имеет разную концентрацию в разных участках. И наиболее всего он оказывается выражен в человеке. Человек становится сам по себе, у него нет партнёра. Происходит революционное переосмысление отношения человека к себе, оценки личности и др.

В человеке оказался заключён тот Бог, который ранее был вне мира. Оценка человеческой природы стала диаметрально противоположной по сравнению со Средневековьем. Человек теперь способен постигать природу собственным разумом, полагаться на собственные силы. Доступное ранее Богу стало доступно человеку. И потому человек - центр мироздания.

Пантеизм стал философской основой гуманизма эпохи Возрождения. Гуманизм проявлялся во многом, прежде всего в искусстве. Явно происходил возврат к античности, но уже на совершенно ином уровне.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2207 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...