Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Фундаментальная основа - смена рабовладения феодализмом, и основа мировоззрения - религия, существенно отличающаяся от древней религии: христианство (1 в н.э.), ислам (6-7 в н.э.), иудаизм - все три религии имеют кардинальное отличие от древних - они монотеистичны (единобожие). Монотеизм отличается также и тем, что отражает некоторую политическую структуру централизованной власти, а также тот факт, что личность человека в процессе развития требует одного Бога в силу своего единства. Христианство и ислам - глобальные религии, они принимают любую национальность.
Философия средневековья - религиозная. Имела своей целью обосновать существование Бога. Выделяют два этапа развития религиозной философии:
Патристика (на рубеже исторических эпох существует - античная философия кончается в 5-6 вв н.э., а патристика зарождается во 2-3 вв. н.э.) - этап, на котром философия учавствует в становлении вероучения.
Схоластика (11 - 15 вв.)
Патристика
Возникает на основе пересмотра картины мира - возникает теоцентризм, взамен античного космоцентризма.
Космоцентризм означает, что главная основа мира - Космос - безлична, не находится в личностном отношении к человеку. Теоцентризм объявляет сущностью мира Бога.
Бог - это абсолютная личность в смысле, что ранее в античной философии в основе мира не считалось единство разума, воли и чувств. Разум, воля и чувства Бога безграничны. Это допускает идею Творения - без всякой материи эта сущность может сотворить материальный мир - креационизм.
Идея Творения предполагает и сотворение человека. Человек -- высшее творение бога, единственное существо, наделённое личностью. В последующем развитии философия пришла к тому, что Бог - это преувеличенный образ человека, Бог "создан по образу и подобию человека", а не наоборот.
Сперва возникло несколько дополнений о космо- и теоцентризме.
В космоцентризме - мыслится вечная первооснова, и развитие представляется круговоротом.
В теоцентризме - всё в мире происходит под действием Бога, и потому имеет линейную направленность (к Страшному Суду). Сейчас, в принципе, доказано, что история более-менее линейна в развитии.
Один из наиболее известных представителей патристики - Аврелий Августин (Августин Блаженный) - вторая половина 4 в. - "Исповедь". В этом произведении доминирует идея личностных отношений человека с Богом.
С позиций теоцентризма, главное отношение в мире - это отношение человека и Бога. Оно центральное, системообразующее в мире. Отношение это становится ещё и моральным. До теоцентризма, ни одна философия не ставила мораль в основу мира.
Человек как личность имеет разум, волю и чувства. Наличие воли подразумевает свободу, не подчинённую никаким рамкам. Человек при этом может следовать Богу, но может и не следовать ему. Обратной стороной этого становится неизбежная греховность человека.
Греховность ставиться центральной идеей в моральных отношениях. Человек имеет моральный долг перед Богом, ну а Бог имеет некоторые обязательства. Отношения человека и Бога могут быть как хорошими, так и плохими, в зависимости от поступков человека.
На основе этого возникает идея, что человек ответственен за всё происходящее в мире. Это можно понимать как следствие того состояния, в котором находятся непосредственные отношения человека и Бога. К примеру, Бог способен изменять природу в ответ на действия человека. Отсюда вытекает идея, что человек сам по себе не может ничего менять в мире и природе, но Бог может менять мир и природу взамен на отношения человека к Богу.
Поговорим о возможности развития науки в условиях господства теоцентризма. Предполагается, что природа имеет свои законы, потому что она сотворена Богом, это своебразное поле для общения его с человеком. Таким образом, теоцентризм не предполагает развития теоретического естествознания. С другой стороны, человеку нужно изучать природу, чтобы понять, что Богу угодно, что требует развития наблюдения. Человек должен уметь правильно трактовать явления.Пример: если у вас в саду завелись вредители, то проверьте, нет ли у вас червоточины в душе.Схоластика уже может рассматриваться как философия в некотором смысле. Основные проблемы, которые она старалась решить:
Доказательство существования Бога
Проблема соотношения веры и разума
Проблема универсального (что есть всеобщее?)
Название течения происходит от слова "школа". Связано это с рядом факторов. Во-первых, церковь, как мощная общественная организация, даёт начало системе образования, основывает школы и университеты (при монашеских орденах и т.п.). В частности, в них изучается и философия. Такие школы опирались на авторитеты прошлого, ощущали себя их скромными последователями и занимались (как сами считали) лишь уточнением концепций античности. В основе лежали учения Аристотеля и Платона, т.к. логически они хорошо обосновывают первичность Бога.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1478 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!