Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основная цель его философии – дать методологическое обоснование историко-гуманитарного познания



Утверждает приоритет психологии в системе социально-гуманитарного знания.

Г. разработки Д. дали толчок т.н. «духовно-исторической школе» в историко-культурных и историко-литературных исследованиях.

Говорил о проблеме истории, о способах ее понимания как науки.

Если по-умному: важнейшей философско-методологической проблемой, вокруг которой сосредоточилось мышление Д., была так называемая проблема историзма. Ее суть выражена самим Д. как антиномия релятивности и общезначимости: с одной стороны, всякое знание (и метафизика, т.е. философия, в том числе) есть продукт определенных исторических условий; с другой стороны, всякая метафизическая система притязает на объективную и всеобщую значимость, а значит, претендует на над- и внеисторическии статус. Разрешение этого противоречия видится Д. на пути радикального "исторического самоосмысления".

«История» понимается в качестве науки об изменчивом мире человеческих творений (о мире «духа»), а не в качестве описательной дисциплины, историографии.

Философии надлежит сделать многообразие мировоззрений своим объектом.

Вся действительность может быть уподоблена тексту, а, следовательно, может быть истолкована. Иначе гов., жизнь объективизируется в текстах и произведениях искусства, т.е. предметом изучения гуманитарных наук являются формы объективизации духа.

Д. подчеркивает нетождественность «понимания» и «переживания».

- отделял понятия истолкование и понимание (истолкование дополняет понимание)

Дильтей делает своей отправной точкой «переживание». Именно в переживании познающему открывается живая, а не логическая реальность. Конкретизируя это положение, Дильтей вводит понятие «жизнь». Жизнь есть одновременно и предмет познания, и его исходный пункт. Поскольку познающий, будучи живым существом, с самого начала является частью жизни как целого, его доступ к «духовно-исторической» реальности облегчен в сравнении с доступом к природному миру. Духовно-историческая реальность дана ему непосредственно. Имя этой непосредственности – «понимание».

«Природу мы объясняем, духовную жизнь мы понимаем»

«Переживание» — это трансцендентальное понятие, конструирующее всю полноту опыта, осуществляющее познание. Напр., мы понимаем субстанцию, когда ее переживаем.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 440 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...