Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Русь восприняла две византийские философские традиции.
1. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах;
2. Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью
Представители:
1. Киевский митрополит Илларион (Х1в.)
В “Слове о Законе и Благодати” он рассматривает:
- вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также место России в общемировом историческом процессе;
- значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и княжеской власти;
- проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиции рационализма.
2. Владимир Мономах (1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель.
В своих “Поучениях” оставил потомкам нравственные заветы:
- власть – ответственность;
- долг – справедливость;
- каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;
- к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.
3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) – философ.
В “Послании к пресвитеру Фоме” трактовал две метода познания:
-Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое “святыми”.
- Обыденное знание, обоснованное практической жизнью.
Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разумвыше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к познанию, мудрости бога, сокрытой в твари.
Вывод:
1. Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства.
2. В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией, как постичь из нее многое.
3. Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемые аллегориум и символиум.
Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)
Исторические условия:
1. После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной.
2. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное централизованное государство с единой экономикой.
3. Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство.
4. Окончательно оформляется крепостное право.
5. Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но
постепенно возникает светская литература.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 206 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!