Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Исторические типы герменевтики
1. Сущность и основу Г. как науки составляют проблемы понимания и интерпретации. Основной вопрос герменевтики: Как возможно понимание?
«Человек приговорен к интерпретации…Интерпретация, предусматривающая конструирование некоторой модели возможной реальности, меняет и общее поле инертекстуальности, делает необратимыми изменения в понимании феноменов культуры (современный философ, толкуя Платона, уже не сможет забыть о ницшевской, хайдеггеровской интерпретациях и т.п.), изменяет и внутренний мир самого интерпретатора».
2. Слово «Г.» греческого происхождения: hermeneuein означает «возвещать», «толковать», «разъяснять». Гермес - вестник богов, его задача состояла в интерпретации сакральных текстов эллинам, смысл которых был закрыт для непосвященных.
3. В средние века Г. понималась как экзегетика - комментирование сакрального текста.
Функция Э. состояла прежде всего в таком истолковании Св. Писания.
Большой вес в развитие Г. внес Августин Аврелий.
1) определяет фундаментальную Г. категорию «понимание». Понимание есть переход от знака к значению, переход, во время которого осуществляется познание значения путем запечатления в душе представления о воздействующем на нее знаке.
2) опред-т принцип контекстуального подхода. Он говорит, что некоторые места Священного писания могут пониматься только в их окружении.
3) принцип конгениальности, т. е. соразмерности творческих потенциалов исследователя какого-либо текста и его создателя (в этим месте я расстроилась ибо отчетливо осознала тот конгениальный диссонанс, который удобно устроился между мной и Кутзее….)
4. Важным этапом развития Г. было Возрождение.
Складывается различие между сакральной и «профанной» Г.; предметом первой являются сакральные тексты, второй - тексты «профанные», т.е. не имеющие прямого отношения к Библии.
5. Решающее значение для становления Г. в качестве самостоятельной дисциплины имела Реформация.
Мартин Лютер отрицал необходимость придерживаться каких-либо правил толкования. Вера – основа понимания, и каждый понимает в силу своих возможностей и в силу своей веры.
На протестантской основе и вырастает Г. как особая дисциплина - учение о методах интерпретации.
6. Из сакральной герменевтики впоследствии выросла теологическая герменевтика (И. Эрнести, Рамбах), из профанной – филологическая (Й.М. Хладениус, Фр. Аст, Фр. Вольф, Г.Ф. Майер). С Просвещением традиция теологической герменевтики отходит на задний план, тогда как филологическая герменевтика набирает силу.
Это присказка не сказка))) далее по плану нужно говорить о Шлейермахере, Дильтее, Гадамере. Думаю, ей будет достаточно этих имен. По крайней мере, так мне кажется. Лекции по этой теме не имею, а интернет ничего определенного не выдает(
К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:
"герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;
"герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания.
Исторические типы:
В теоретическом смысле: герменевтика — это теория понимания, постижения смысла.
История Г. в современном понимании слова начинается на рубеже XVIII - XIX вв и связана с именем Фридриха Шлейермахера, кот. разработал ее в виде теоретической системы.
Ф.Шлейермахер – Г. как наука о понимании и способах интерпретации, «искусство постижения чужой индивидуальности». Иногда говорят о «психологической герменевтикой».
В. Дильтей – Г. как методология гуманитарного познания.
Гадамер (+ Хайдеггер) - Философская герменевтика: онтологический статус «понимания»
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 584 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!