Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мифология как тип мировоззрения. Миф, религия, философия. Социальная историческая обусловленность мифа. Место мифа в современной жизни общества



Мифология (“ миф”-легенда)-продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смертии т. д. Психика человека требует мифа. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе (мироощущение). Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой. Религия- культ богов. Осн. элементы Религии: мировоззрение (в виде мифа), религиозные чувства (в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхестественное, базируется на вере. Философия- “любовь к мудрости” или “мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объкта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее.

Мировоз-ие - это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень-интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму законов). Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология-самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологич.сознание сущ-ет и сейчас. Религия- это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов(монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган

Мифология - это особый способ понимания мира, преобладавший на ранних стадиях развития общества (первобытно-общинный строй). В мифах, а их создавали все народы, в фантастических образах (богов, легендарных героев, полувымышленных событий и т. д.) еще во многом в наивной форме предпринимается попытка объяснения окружающего мира, жизни и смерти человека, его первые культурные достижения - добывание огня, изобретение ремесел, земледелия и т. д. Эти объяснения сочетаются с особыми обрядами и служат объектами веры и поклонения. Назначение мифов двоякое: во-первых объединить усилия людей в их общей деятельности и тем самым умножить их коллективную силу и, во-вторых, обеспечить сохранение традиции и непрерывность культуры, передать новым поколениям сложившуюся систему ценностей. Социально ценное в мифах народов, проверенное многократным опытом истории, позже вошло в гуманитарную культуру человечества, стало всеобщим достоянием.

Вообще, уясняя сущность мифа и мифологии, следует отметить два момента. Первый касается особенностей мифологического мировоззрения. Главная из них - понятия тут еще не сформировались, их заменяет метафора, или образ, образное сравнение, которому придается реальное существование. Так, для древнего египтянина солнце не только «подобно соколу», но и «сокол»; и в то же время «не только сокол», Но и нечто большее, сокровенное - образное обобщение космического порядка. Миф - это всегда чувственно оформленная модель действия, причем чувственная форма усиливает ее эффективность: одно дело сказать о каком-либо предмете, а другое - его показать, подать его в заманчивом чувственном облике.

Второй - о мифах в наше время. Мифология как тип мировоззрения исторически ограничена, она господствует там, где человек овладевает силами природы лишь в воображении; когда же наступает действительное господство над ними, она исчезает, заменяясь научно-философскими знаниями, строгой логикой понятий, трезвым реализмом и доказательствами. Но и сегодня в массовом сознании людей некоторые черты мифологического мышления могут сохраняться, а в определенных социально-политических условиях и усиливаться, приводя к возникновению весьма устойчивых политических и иных мифов. Это бывает, когда сознание масс лишают самостоятельности, приучают к разжеванным мыслям и идеологическим клише, и в условиях, когда люди ощущают собственное бессилие и собственное ничтожество. Тогда-то и появляется миф о «сильной руке», «отце народов», способном с помощью чуда принести всеобщее счастье.

Понятие экономики и экономических отношений. Экономические концепции А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Д. Кейнса, М. Фридмена. Исторические формы собственности. Собственность и личная свобода. Товар и рынок. Функции денег. Экономика и политика. Этно-национальные процессы и конфессионный чиннык в экономике.

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

Экономические отношения подразделяются на 2 блока: 1.организационно-экономические 2. отношения собственности и соответствующие им соц-экономические отношения.

1)Формы О/Э отношений:

· Разделение труда, специализация производителя;

· Кооперация труда - такая форма организации труда, при которой несколько лиц участвуют в одном или разных процессах, связанных м. собой. Кооперация труда порождает новую производственную силу.

· Концентрация производства и его централизация. К - это увеличение масштаба предприятия за счет собственных ресурсов. Ц - объединение предприятий.

· Организация общественного хозяйства - это натуральное и товарное хозяйство.

· Управление. Формы управления экономикой: стихийно-рыночная плановая.

2) С/Э отношения - отношения м.людьми по производству, распределению, обмену и потреблению. Определяется формами собственности на СП.

ЭТ изучает закономерности развития экономики, Э законы и их использование.

СЭО - это отношения междулюдьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределения и потребления между классами и социальными группами, между странами, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и крупными собственниками в городе и деревне; вся система экономических отношений рассматривается во взаимосвязи, в их единстве.

Система экономических отношений должна соответствовать состоянию производства, чтобы обеспечивать его развитие и эффективное функционирование.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 664 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...