Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия как мировоззрение. Культура и религия. Религия, философия, искусство, наука, мораль. Религия как традиция



Религия является собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Она выполняет мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, интегрирующую, культуротранслирующую, легитимирующе – разлегитимирующую функции.

Религия – форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию человека; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. И культово-обрядная практика религии, и религиозная мораль способствуют организации внутреннего духовного мира человека.

Религия – вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил в их главенствующую роль в мировоззрении и жизни людей. Как мировоззрение, она признает сверхъестественное мировое начало, выраженное в иррациональной и эмоционально-образной формах. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в жизни людей и мироздании. Она опирается на веру как способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешней формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов.

Изучением религии занимаются богословие, история и философия. Богословие стремиться к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данные путем откровения. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их восстановления. Философия анализирует прежде всего сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.

Основной задачей религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие. История человечества не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опята, а значит, народам изначально свойственны религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей, чувств и опыта. И это потребность нисколько не уменьшается в результате развития наука, философии и искусства.

В атмосфере религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями. В связи с этим мыслители обращают внимание на различные стороны религии. Кант ставит религию в теснейшую связь с нравственностью, назвав религию признанием законов нравственности за веления Божества. Религия, по Канту – это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Если не соединять религию с моралью, религия обращается в снискание милости.

Что касается проблемы отношения веры к знаниям, то она решается в зависимости от общих философских позиций того или иного мыслителя. Существуют 3 подхода к решению этой проблемы: 1) толкует религию как низший вид знания, и сводит ее к суеверию. Которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение. 2) усматривают в религии развивающуюся форму знания, сохраняющую всегда свое значение, даже тогда, когда оно входит в состав иного более высокого уровня знания. 3) рассматривает религиозное и научное знание как две различные и правомерные формы духовной активности человека: между ними постоянно отыскиваются границы и продумывается специфика как по сути, так и по значимости для человека и общества. Думается, что нет смысла искать 2 истины: религиозную и научную.

Становление научной картины мировоздания не противоречит религии и не ослабляет религиозное восприятие мира. Многие ученные, внесшие огромный вклад в науку, относились к религии, как источнику всего материального на земле (в том числе и законов).

Отличия от философии как мировоззрения: 1) опирается на веру; 2) философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. Родственность философии и религии в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание и поведение людей.

Причины возрождения религии в наши дни: 1) поворот к человеку. Во главу ставятся высшие человеческие ценности; 2) зависимость людей от различных болезней, катастроф и т.п. Религия дает некоторое облегчение человеку (исключительно эффективный ритуал); 3) эмоциональность религии. Наука суха. Религия отражает огромный реальный жизненный опыт человечества, хранит систему ценностей, норм жизни, нравственных идеалов.

Христианские ценности и культура христианства. Проблема духовно-религиозного и национально-культурного диалога. Религиозные конфессии в Украине. Религиозно-моральные традиции в украинской культуре.

Философская мысль античности в первые века приходит в состояние упадка. Это происходит на фоне роста и становления теологии, христианского вероучения, которое в это время обретает себя через осмысление и выработку своих ключевых, принципиальных положений. Все это происходит в очень динамичной форме: столкновение разных подходов и трактовок, соперничество религиозных сект между собой, сложные отношения христианской религии со светской властью и т.д. Утверждение христианских догматов и вероучения в целом было связано с жесткими расправами с инакомыслящими (пытки, казни), официальным осуждением еретиков и приданием их анафеме.

Сложным был вопрос об отношении теологии к античной философии. Исключить рациональный, то есть философский элемент из теологии было невозможно хотя бы по причине того, что теология касалась тех же проблем, что и философия, а именно - мир и человек, жизнь и смерть, счастье, добро и зло; история, государство и т.д. Философия уже высказалась по ним, и ее голос был услышан, он еще звучал в первые века новой эры, и надо было определить отношение к нему. Кроме того, в самой античной философии были такие идеи, которые могли быть использованы христианскими мыслителями в целях рационального обоснования веры.

Как и всякая новая религия христианство возникло не на пустом месте. Оно впитало идеи и представления ряда других религий, в первую очередь иудаизма. Вообще, можно указать на немаловажную преемственность,неизменно существующую между ранними формами религии -мифами, с их политеизмом, обрядностью и проч., и самой религией, возникающей на их основе. По замечанию В. С. Нерсесянца эта преемственность имеет большое значение в области политико- правовых воззрений и прямо проявляется, например, в виде учений о божественном характере власти и порядка, о божественном праве и т.п.?

Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины и других стран Ближнего Востока. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан- Библия включала как собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и священные книги последователей иудаизма- Ветхий завет.

Иудаизм- первая последовательно монотеистическая религия. В ней противоречиво сочетались суровые традиции древних племен с жертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной и нравственной сферах, подготовившие почву для христианства.

Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себя избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения c богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний.

Ростки нового в религии древних евреев заключались и в особых представлениях об истории- в Библии история трактуется как поступательное движение. Иудеи верили в пришествие мессии- спасителя, ниспосланного богом для установления справедливости.

Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых идею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во -вторых идею мессианизма, в-третьих эсхатологию, т. е. идею гибели существующего мира в результате божественного вмешательства. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Эсхатология, т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа.

Религия – в том смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях: христианстве, буддизме и исламе, – это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты, конкретные формы взаимоотношений между верующими и религиозной организацией и многое другое.

Нет ни одного народа, который не знал бы религии, и, следовательно, возникновение и развитие религиозных представлений как таковых, вне зависимости от их конкретного смыслового наполнения, связано с какими-то социально-психологическими свойствами или потребностями человека, которые так или иначе удовлетворяются различными вариантами конкретных религий. В этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм общественного сознания. Понятие религиозной формы общественного сознания, таким образом, подчеркивает тот факт, что наличие религиозных представлений соответствует духовным потребностям человека, но вместе с тем объективность самих потребностей еще не означает объективности, истинности тех религиозных средств, с помощью которых эти потребности исторически удовлетворяются. Религия была центральной формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий вплоть до эпохи Просвещения, в которой сначала философия, а затем наука и этика стали составлять ей своего рода конкуренцию. Так возник атеизм как учение, направленное на опровержение религиозных взглядов. Атеизм, таким образом,– это не самостоятельная форма общественного сознания, но как бы общественно санкционированный противовес религиозному сознанию. Религия – это не случайная ветвь культурной эволюции, а закономерно возникшая, исторически, социально и психологически обусловленная форма осознания людьми окружающей действительности и самих себя. Пока объективные потребности человеческого духа полностью не удовлетворяются со стороны других форм общественного сознания, религия продолжает оставаться для некоторых слоев общества источником этических ценностей, психологическим утешением и поддержкой, гарантией восторжествующей в будущем справедливости.

Сущностью религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, т.е. признание наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором находят или найдут свое идеальное разрешение все тревожащие человеческий дух противоречия земного бытия.

Взаимоотношения между религией и философией исторически изменчивы и разнообразны. Если материалистическая линия в философии последовательно противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистической философии неоднократно вступали и вступают в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Так, буддизм нередко трактуется не как религия, но как философия, точнее, как религиозная философия.

До становления христианства, религиозные представления входили в состав философии в качестве ее необходимого компонента (имеется в виду линия Платона), в средние века, напротив, общая ситуация сложилась так, что уже религия, получившая первостепенное значение в общественной жизни, стала включать в себя философию в качестве своего необходимого компонента.

Действительное расчленение философии и религии на обособленные формы общественного сознания произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени, что предполагало признание факта этого обособления и на уровне официальной идеологии, и в самом общественном сознании. Была официально принята идея двух истин: одна истина – от бога (сюда относилось все, что касается вечных вопросов бытия и духа), а вторая истина–от самого человека (сюда относилось все то, что являлось результатом познавательной деятельности человеческого разума, то есть философиям наука). Так возник деизм – учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается уже в события мира, и потому человек может и должен научно познавать природу и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в историческую реальность вне зависимости от бога.

Впоследствии, материалистической философии постепенно приобрела настолько мощный потенциал, что стала претендовать на замещение центрального места религии.

Значительная часть идеалистических учений вообще не настаивает на отторжении религии от философии, а, наоборот, стремится к их новому синтезу.

Религиозные конфессии в Украине: православная церковь Московского патриархата(митрополит Владимир), православная церковь Киевского патриархата(патриарх Филарет, непризнанная, с укр языком), автокефальная(диаспоральная церковь), греко-католическая(на Зап Укр.), различные секты(мормоны, слово жизни, свидетели Иеговы, баптисты), старообрядцы(раскольники).

Понятие общественного сознания. Структура общественного сознания. Общее и индивидуальное, теоретическое и обыденное сознание. Общественная психология и идеология. Традиции и утопии в духовной жизни. Социальная мифология. Условия манипуляции сознания.

Общественное сознание – философская категория, отражающая духовную сторону жизни общества, систему идей, теорий, взглядов, чувств, которые стихийно вырабатываются социальными группами, классами, нациями под влиянием их обыденной жизни.

Структура очень сложная и динамическая. Анализ структуры осуществляется в 2 аспектах: гносеологическом и социологическом.

В гносеологическом аспекте: обыденное и теоретическое. Социологический аспект - это момент его деятельности, неотделимый от системы отношений, в которой эта деятельность осуществляется. Общественное сознание в этом аспекте делится на социальную психологию и идеологию.

Обыденное сознание – это совокупность знаний, взглядов, чувств, расположений духа, которые стихийно вырабатываются социальными группами, классами, нациями под влиянием их повседневной жизни. Обыденное сознание отражает общественное бытие поверхностно, фиксируя его внешние, случайные признаки. оно представляет собой отражение действительности в рамках повседневной жизни. Часто его называют еще и здравым смыслом. Обыденное сознание формируется стихийно, в процессе непосредственной жизни. Оно включает в себя накопленные веками эмпирические знания, нормы и образы поведения, представления, традиции. Это разрозненные и не систематизированные представления и знания о явлениях, лежащих на поверхности жизни и потому не требующих обоснования и доказательства.

Теоретическое сознание – опосредствованное, систематизированное отражение общественного бытия, законов его возникновения, функционирования и развития. Это система идей, взглядов, которая сознательно вырабатывается ученными, идеологами, под влиянием и в ходе общественно-исторической практики. Теоретическое сознание выходит за пределы эмпирических условий бытия людей и выступает в виде определенной системы взглядов. Оно стремиться проникнуть в суть явлений объективной действительности, раскрыть закономерности их развития и функционирования. Теоретическое сознание способно видоизменять, модифицировать, окультуривать повседневное сознание. Абсолютное обыденное сознание ведет к иллюзиям и ошибкам в общественном сознании. Теоретическое сознание использует наука, но не вообще, а специализированное научное знание. Используется там, где человек сталкивается с нестандартной, противоречивой ситуацией.

Общественная психология – совокупность взглядов, установок, чувств, привычек, норм поведения социальной группы, класса, нации, народа, которые формируются под прямым влиянием условий жизни. Она возникает на основе практической, повседневной деятельности людей и в этом отношении ничем не отличается от обыденного сознания. Но кроме собственных знаний, она включает в себя эмоционально окрашенное отношение и оценку социальных процессов и политических событий.

Идеология - система взглядов, идей, теорий, принципов, которые отражают общественное бытие сквозь призму интересов, идеалов, целей социальных групп, классов, наций, общества в целом. Идеология исходит из определенных теоретических предпосылок и имеет систематизированную форму.

Идеология, так же как и общественная психология направлены на регулирование общественных отношений. Они отличаются: 1) общественная психология является непосредственной и стихийно сформировавшейся формой выражения интересов определенного класса или социальной группы. Идеология – создается целенаправленно определенной группой людей. 2) идеология – упорядоченная и теоретически оформленная система, т.е. выступает в роли теоретического сознания, в отличии от психологии. 3) психология охватывает всю совокупность взглядов людей. Идеология распадается на отдельные виды: политические, правовые, эстетические, религиозные и др. 4) психология проявляет себя при решении практических задач, обыденной жизни, идеология – направлена на решение глобальных социальных задач.

Индивидуальное сознание – духовный мир конкретной личности, совокупность ее мыслей, чувств, направленности воли, интересов, привычек, отражающих особенности индивидуального бытия.

Общественное сознание так же делится на формы. Формы – это относительно самостоятельные, более или менее систематизированные духовные образования, отражающие определенные стороны объективного мира и общественного бытия: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное сознание.

Политические сознание – это систематизированное теоретическое выражение взглядов определенного класса на политический строй общества, формы государства, отношения между различными классами, социальными группами, на их роль в жизни общества и отношения с другими государствами и нациями.

Правосознание – это совокупность убеждений людей относительно правомерности и неправомерности поступков, прав и обязанностей членов общества, справедливости или несправедливости тех или иных законов.

Моральное сознание составляет взгляды общества на те или иные поступки людей, выражающие их оценку с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, честности или бесчестия.

Эстетическое сознание – эта форма общественного сознания, в которой осуществляется эстетическое отражение человеком общественной жизни и природы в художественных образах и картинах.

Религиозное сознание представляет собой фантастическое, иллюзорное отражение в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают формы неземных.

104. Исторические типы общества. Этнос и нация. Нация и государство. Национальное и конфессийное. Национальные проблемы в современном мире. Этические и национальные процессы в Украине. Проблемы формирования украинской нации. Концепция «украинской идеи».

Истоки социального феномена нации:

Первой специфически человеческой формой общности, пришедшей на смену первобытному стаду, является род - кровнородственное объединение людей, основная ячейка общества. Род составляла группа людей, объединенных узами кровного родства, коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций.

Объединение нескольких родов составляло племя - тип этнической общности и социальной организации людей. Его характерные черты: общая территория, обычно отграниченная от соседних племен естественными рубежами; экономическая общность и взаимопомощь членов данного племени, выражавшаяся, например, в коллективной охоте; общность языка, сознания; общность происхождения и кровнородственные связи. Вследствие образования союзов племен, сопровождавшегося усилением межплеменных хозяйственных и культурных связей, военных столкновений, миграции населения, вызванных увеличением численности людей, возникновения частной собственности происходили постепенное смешение племен, замена прежних кровнородственных связей территориальными и появление новой формы исторической общности - народности.

Народности обычно складывались из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку. Например, польская народность формировалась из славянских племен: полян, вислян и т.д.; немецкая - из германских племен: швабов, баварцев и др. Народности возникали и из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими. Например, французская народность сложилась из римских колонистов, галльских и германских племен: франков, вестготов, бургундов и др. В процессе складывания народности по мере усиления связей между ее отдельными частями язык одного из этнических компонентов (более многочисленного или более развитого) превращался в общий язык народности, а остальные племенные языки низводились до роли диалектов, а иногда и совсем исчезали. Формировалась территориальная, культурная и в известной степени экономическая общность, не имевшая зачастую устойчивого характера. Народность - это языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. Одним из показателей новой общности является собирательное имя, под которым народность становилась известной соседям, например "Русь" для восточнославянских племен, которые консолидировались к IX-XII вв. в древнерусскую народность.

Становление государства способствовало упрочению народности. Но в процессе исторического развития народности могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку.

С развитием капиталистических отношений усиливались экономические и культурные связи, возникал национальный рынок, ликвидировалась хозяйственная раздробленность данной народности и различные ее части сплачивались в национальное целое: народности превращались в нации. В отличие от народности нация - более устойчивая общность людей.

Нации возникли как из родственных друг другу племен и народностей, так и из людей неродственных племен, рас и народностей. Например, русская нация развилась из русской народности, которая в свою очередь сложилась из родственных друг другу по происхождению и языку восточнославянских племен. Вместе с тем в нее влилось немало элементов из окружавших ее западных и южных славян, германских, финно-угорских, тюркоязычных народностей и т.д.

Особенности исторического прошлого, образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя, культуры, географической и экономической среды, быта, традиций - все это накладывает отпечаток на духовный облик нации, создает особенности национального характера.

Этнос — исторически образовавшаяся группа людей, объединённая общими языковыми и культурными признаками.

Ещё древние греки пользовались словом «этнос», когда хотели обозначить другие народы, греками не являющиеся. В русском языке аналогом термина долгое время было понятие «народ». Однако в научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 г. русским учёным эмигрантом С.М. Широкогоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп». При таком понимании этноса учитывается общность культуры: этногенез, быт, традиции,язык.

Основные условия возникновения этноса — общность территории и языка — впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может складываться и из разноязычных элементов.

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения.

Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род –племя– народность –народ– нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи.

Имеется иная точка зрения, утверждающая, что нация создаёт государство для своих нужд, при этом сама нация понимается как «суперэтнос», т. е. множество взаимосвязанных народов и народностей, относящихся друг к другу с положительной комплементарностью.

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д. В формировании нации большую роль играют поэты, художники, журналисты, историки и лингвисты (иногда говорят, что почти все европейские нации — проекты представителей романтизма).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1204 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...