Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия права. Культурно-исторический характер права. Право и юридический закон. Право и мораль. Право и свобода



Философия права – философско-понятийное осмысление сущности права, его возникновения, связи с другими явлениями объективного духа, осмысления соизмеримости сформулированных и кодифицированных правовых положений с лежащими в их основе идеями и нравственными целями. В часности философия права рассматривает право с логической, гносеологической, психологической, социологической и этической точек зрения. Различные по содержанию направления философии права объясняются различиями в мировоззрении, лежащем в их основе, и в том историческом состоянии права, с которым связано его философское осмысление.

Идея права неизбежно связана с понятиями закон, власть, правомерность принуждения, наказания, идея государственности. Право возникло и существует как необходимость ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам.

Право – совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надёжность и т.д.), превоначально основывались на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права.

Т.Гоббс, защищая идею всемогущего государства, трактовал право как приказ верховной власти. Под законом понималось действующее право – обычай, ставший нормой. Гегель нормы естественного права и «право, как закон» - принятые законодательными органами власти нормы взаимоотношения людей, в экономической и иных сферах жизни. Аристотель: право – норма политической справедливости, господство права – признак разумной формы правления, отличный от деспотии (худшая форма общественного устройства).

До настоящего времени важнейшими направлениями философии права были: естественное право, историческая правовая школа (Савиньи), неокантианское направление (Р.Штаммлер).

Естественное право – подготовленный отдельными софистами, Сократом, Платоном и киниками, выдвинутый стоиками такой взгляд на право, согласно которому право существует уже в природе, т.е. заложено в самой сущности человека; согласно учению Стои, просветителей 17, 18 веков: во всех людях действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места, и неизменно.

С точки зрения христианства, особенно схоластики и неосхоластики, естественное право является следствием божественного закона заложенного в человеческую природу актом творения. Чуждое церковно толкованию естественное право особенно бурно развивалось в 17 и 18 веках, главные представители: Жан Боден, Альтузий, Гроций, Гоббс, Пуффендорф, Томазий, Лейбниц, Христиан Вольф и Кант.

В 19в. понимание права как естественного отступило на второй план в результате соперничества с «исторической школой права», которая основываясь на историческом понимании права и детальном исследований его вариации в истории, признавала только «позитивное» право, т.е. установленное законами и в законах осуществляющееся. Главой исторической школы права был Фридрих Карл Савиньи (1779, Франкфур-на Майне – 1961, Берлин) – немецкий юрист, утверждал, что право – органический продукт «народного духа» и возражал против кодификации права.

Позитивное право формулирует исконные права человека (например, право на жизнь и всё то, что необходимо для сохранения и продолжения этой жизни) и широко разветвляющие вытекающие из него права. Позитивное право одновременно указывает на то, что должно происходить, если сталкиваются права нескольких личностей и, таким образом, становиться совокупностью правил, регулирующих человеческие отношения.

Право и мораль. Позитивное право накладывает на индивида нравственные обязательства, поскольку оно соответствует его чувству ценности (правовому чувству). Задача, с одной стороны, законодательства, а с другой – воспитания заключается в том. Чтобы устанавливать и поддерживать соответствие между позитивным правом и правовым чувством как можно большего числа граждан государства. Принудительность права, осуществляемая государственной властью, является очень ограниченной потому, что хотя применение власти может препятствовать человеческим действиям, но нет никаких оснований для того, чтобы это совершалось с применением средств, противоречащих исконному человеческому праву – террор, жестокость, пытки.

Моральность соответствует природе человека, но её мало. Для обеспечения нормального функционирования общества и жизни индивида как личности, необходим принудительный закон: принудительная обязательность является одним из существенных отличий правовой нормы отнравственной.

Неокантианское направление философии права представлено Рудольфом Штаммлером (1856-1938гг.) – немецкий философ; профессор в Берлине (с 1916г.); последователь Канта. По-Штаммлеру, социальным идеалом философии права является общность людей, объединённых в нацию и свободно изъявляющих свою волю. С позиций юридического мировоззрения опровергал марксизм, отождествлявшийся им с экономическим детерминизмом. Утверждал первичность права по отношению к экономике и государству.

Христианство требует равного права для всех, т.к. перед Богом – источником и хранителем правовой идее (восемь заповедей из десяти являются запретами) – социальные различия между людьми не имеют значения.

Право и свобода. Соловьёв: подчинение человека обществу совершенно согласно с безусловным нравственным началом, которое не приносит в жертву частное общему, а соединяет их как внутренне солидарных: жертвуя обществу свою неограниченную свободу, человек приобретает действительное обеспечение своей определённой и разумной свободы – жертва настолько же выгодная, насколько выгодно получить «живую собаку в обмен на мёртвого льва». Жан-Жак Руссо (различие понятий «общая воля» и «воля всех»): всеобщая воля устанавливает правовой закон, и для осуществления этого закона не требуется воля всех взятых в отдельности. Единичная воля может нарушить закон, но не устранить его – закон продолжает оставаться в силе, несмотря на отдельные правонарушения. Фихте: противоречия в идее права – из понятия свободной личности вытекает свобода других, которая требует ограничения прав данной личности. Иначе говоря, свобода требует уничтожения свободы. Решение противоречия, по Фихте: закон должен содержать такие гарантии свободы, которые каждая личность могла принять как свои собственные; закон должен неукоснительно соблюдаться; закон должен быть властью. «Если бы воля не была всеобщей, то не существовало бы никаких действительных законов, ничего, что могло бы действительно обязывать всех. Каждый мог бы поступать, как ему заблагорассудится, и не обращать внимание на своеволие других».

Закон – общепризнанное и безличное, т.е. не зависящее от личных мнений и желаний, определение права – «понятие о должном» (Соловьёв). Отличительные признаки закона: публичность (необнародованное постановление не может иметь всеобщей обязательности); конкретность (нормы особых, определённых отношений, а не отвлечённых истин и идеалов); реальная применяемость (угроза принудительно-карательных мер, «санкций» при невыполнении).

Христианство требует равного права для всех, т.к. перед Богом – источником и хранителем правовой идее (восемь заповедей из десяти являются запретами) – социальные различия между людьми не имеют значения.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 410 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...