Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл).
Предмет науки влияет на ее методы, то есть приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны.
Потребности материального производства влияют на развитие науки и на направление ее исследований, но и наука, в свою очередь влияет на общественное развитие.
В разные периоды истории наука была неодинакова. Роль науки увеличивалась по мере расширения и обобществления производства. Наука все больше становилась духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощались в технических нововведениях.
Общественное назначение науки закл. в том, чтобы облегчить жизнь и труд людей, способствовать совершенствованию общественных отношений, гармонизации человеческой личности. Наука без человека бессильна, более того, наука без человека бесцельна.
Кроме научного существует еще и обыденное познание. В нем отражаются ближайшие, непосредственные условия существования людей – природная среда, быт, процессы в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром общественного сознания является здравый смысл, включающий элементарные верные сведения о мире. Они получаются в ходе повседневной жизни и служат целям практического освоения мира. Этот вид познания включает в себя не только простейшие знания о мире, но и убеждения и идеалы человека, фолклер. Обыденное познание схватвает простейшие, лежащие на поверхности связи бытия: если птицы летают низко над землей – значит быть дождю.
Обыденное познание современного человека, включает в себя и элементы научных знаний. Однако оно развивается стихийно, и соединяет в себе не только здравый смысл, но и предрассудки, верования, мистику.
Отличие науки от обыденного сознания.
6. Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Особенность объектов науки делают недостаточными для их освоения и те ср-ва, кот. применяются в обыденном познании.
7. Наука пользуется естеств. языком, но его не хватает для описания и изучения, т.к. наука выходит за рамки обыденной практики. Кроме того, обыденный язык не четкий. Поэтому появл. язык науки, кот. развивается по мере проникновения науки во все области объективного мира.
8. Наряду с языком нужна система специальных орудий, следовательно необходима специальная аппаратура.
9. Достоверность научных знаний не может быть обоснована только их применением в обыденном опыте. Существуют специальные способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль, вывод одних знаний из других. => Системность и обоснование научных знаний.
10. Различие в методах познавательной деятельности. В науке уже само обнаружение объекта, св-ва которого нужно изучить является трудоемкой задачей.
Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Наука – это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки.
Потребности материального производства влияют на развитие науки и на направление ее исследований, но и наука, в свою очередь влияет на общественное развитие.
В разные периоды истории наука была неодинакова. Роль науки увеличивалась по мере расширения и обобществления производства. Наука все больше становилась духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощались в технических нововведениях.
Общественное назначение науки закл. в том, чтобы облегчить жизнь и труд людей, способствовать совершенствованию общественных отношений, гармонизации человеческой личности. Наука без человека бессильна, более того, наука без человека бесцельна.
Превращение науки в непосредственную производительную силу происходит и путем усовершенствования методов производства.
Современная наука благодаря своим открытиям и изобретениям сделала очень многое для облегчения жизни и деятельности людей. Научные открытия и изобретения привели к повышению производительности труда и увеличению массы товаров.
Но «Наука – обоюдоострое всемогущее оружие,. которое, в зависимости от того, в чьих руках оно находится, может послужить либо к счастью и благу людей, либо к их гибели».
Тенденция к безграничному восхвалению достижений естественных наук в противовес общественным и гуманитарным дисциплинам опасна. Безграничное доверие к естественным наукам, а значит, и к ее апологетам сказалось и на экологическом состоянии среды (химизация почвы, загрязнение воздуха и водоемов и т.д.), и на засилье экстенсивных методов производства, и на преимущественной ориентации на вещное производство в ущерб социальной сфере, и на резком снижении этических и эстетических показателей культуры.
Сама по себе наука не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она – средство, а не цель.
Ни научное знание, ни нравственность, ни искусство, будучи взятыми в отдельности, не могут обеспечить гармоничную целостность общественного сознания, а значит, и поступательное развитие истории. Наука, эстетическая и нравственная формы общественного сознания определяют уровень развития духовной, а также и материальной жизни каждого общества. Их эффективная роль определяется их совместной гармонической согласованностью.
В науке, как любой другой деятельности, взимоотношения меду теми кто в ней занят и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, а что считается неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возник. и развиваются в ходе развития самой науки. В нормах научной этики находят свое воплощение общечеловеческие моральные требования и запреты(«не укради», «не лги», в науке это плагиат и фальсификация). Во-вторых, этич. нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины.(Платнон мне друг, но истина дороже - Арист.) Ученый не должен считаться со своими симпатиями в своем стремлении к истине. История науки чтит имена тех ученых, кт. не отреклись от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже смерти.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1498 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!