Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство как форма общественного сознания. Место искусства в духовной жизни общества и человека. Эстетика как теория чувственного. Основные категории эстетики



Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»); в общепринятом социальном смысле – обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений. Произведения искусства отличаются с одной стороны от творений природы (понятийная пара искусственный – естественный), с другой от произведений науки, ремесла, техники, причём границы между этими областями человеческой деятельности очень нечётки, так как в величайших достижениях в этих областях также действуют силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (нем. идеализм, экспрессионизм) и во много другом.

Различают разные виды искусства в соответствии с различными намерениями художника: архитектура, пластика, живопись, поэзия, музыка и мимическое искусство (драматическое искусство, танец). По Гёте, высочайшие произведения искусства являются продуктом деятельности человека-творца как величайшего создания природы; тем самым истинное искусство требует целиком всего человека.

Искусство зародилось и приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона «искусством» называлось умение строить дома, врачевание, управление государством, и поэзия, и философия. Эстетическое не было обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

Искусство, как таковое, начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Искусство есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в любой другой деятельности, где человек реализует только одну свою сторону, а не всего себя.

Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить, Любое глубокое переустройство общественных порядков всегда подготавливалось при активном участии искусства. Так было и в античности, так было и в эпоху Возрождения, так было и в период Октябрьской революции 1917 г.

Таким образом, эстетическое сознание и его высшая форма — искусство являются необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его психологическую устойчивость в настоящем.

Искусство подделать нельзя, и во многом это объясняется именно тем, что искусство есть особая — художественная — форма познания мира. Специфика искусства заключена в следующем. Предметом искусства является сам человек в его взаимоотношениях с миром, который в отличие от частных гуманитарных наук рассматривается здесь в своем целостном виде. К специфическим свойствам искусства относятся: 1) особый язык (установка на образность в отличие от обобщенных категорий и понятий науки); 2) особый способ обобщения (общее через индивидуально-частное, а не частное через общее, как в науке); 3) использование художественного вымысла (что запрещается в науке); 4) личностный способ выражения (в отличие от безличностного стиля науки); 5) повышенное значение формы (без формы нет искусства, наука же практически безразлична к форме): 6) использование скрытых от научного обобщения пластов человеческого сознания. что придает искусству большую эвристическую силу. Искусство это не деятельность, сопряженная с достижением одного только эстетического удовлетворения, но наряду с наукой особая фирма познания мира.

Предмет искусства – жизнь во всем многообразии ее проявлений, эпос жизни и части эпоса /жанры литературы – части эпоса/.

Искусство – самая значительная, представительная, репрезентативная часть культуры. То, что остается от цивилизации. Две задачи: религиозная и воспитательно-образовательная. Функции искусства: Гносеологическая, Воспитательная, Коммуникативная.

Основы искусства зарождались в культе, обряде. Включение индивидуальных переживаний в социальные формы – вот что требовал культ.

Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения) деятельности. Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности.

Эстетика (от греч. «чувствующий, чувственный») – учение о прекрасном, а в более общем понимании – об эстетически важном в его действительности, его законах и нормах (живая форма, чувственная полнота содержания, гармоническое членение, значительное, по крайней мере облагороженное содержание), его формах и типах (категории наряду с прекрасным – возвышенное, грациозное, трагическое, комическое, характерное, идиллическое и т.д), его отношении к природе и искусству, его происхождении и роли в художественном творчестве, наслаждении.

В зависимости от философских взглядов и методологических установок учёных, занимающихся данной сферой, различают эстетику эмпирическую, психологическую, формальную, нормативную и спекулятивную.

В настоящее время эстетическое переживание понимается как переживание ценности и рассматривается в рамках философии ценностей.

Эстетические категории:

1. Возвышенное – эстетическая категория, характеризующая великое в природе, в жизни и в изобразительном искусстве, определяемое не количественными параметрами, а своим эстетическим воздействием на человека. Понятие о возвышенном возникло на закате античности и характеризовало особый стиль ораторской речи. Это значение термина сохранялось вплоть до эпохи Возрождения. Как самостоятельное эстетическое понятие «возвышенное» было впервые разработано Э.Бёрком в трактате «Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном», 1757г..

2. Грация – с точки зрения эстетики поведение, наблюдая за которым мы испутываем в душе простую, непосредственную радость, симпатию. Сартр утверждал, что за грациозными движениями тела скрывается, по-видимому, эстетическая необходимость, свидетельствующая об их полной согласованности с целью.

3. Идиллическое – …

4. Комическое – по действию, которое производит на чувства – наглядный забавный контраст безобидного свойства; виды комического: утончённый комизм («боязнь рампы» у человека обычно уверенного в себе), трогательный комизм (изящная старуха в платье давно прошедших времён), забавный комизм («морское крещение» – обливание водой при переходе через экватор), гротескный комизм (американский юмор), трагикомизм (сближаются и взаимно нейтрализуются трагедия и комедия).

5. Трагическое – фатально печальный – событие, явление, судьба, которые возбуждают скорбь (часто идёт речь о гибели, об уничтожении больших ценностей или благ в борьбе против могучих, превосходящих сил), но с другой стороны они вызывают благоговение и восхищение как героической борьбой против хода событий, которая, однако, оказывается безуспешной так и неизбежностью трагической судьбы (чувство долга, мужества, благородства, правдивости, стойкости и т.д.). Художественной формой трагического является трагедия. Неоднократно благотворное влияние трагедий на внутренний мир человека подчёркивал Аристотель.

6. Характерное – …

Социальная структура общества. Проблемы социальной стратификации. Класы и станы. Бырократия и интеллегенция. Социальные прошарки. Маргинальные общности. Особенности формирования социальной структуры в Украине.

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними
существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения,
которые и образуют социальную структуру общества. К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-деревня, физический-умственный труд, сословия (соц группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинейджеры, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы. Почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами. Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.

В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество. Соц. структура совр. общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Мобильность – переход людей из одних соц групп в другие. соц положение может поменяться при переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами, интеллигент - предпринимателем, предприниматель – профессиональным политиком. Проблемы функц соцструктуры и действия разл соц групп напрямую связаны с проблемами гражданского общества. Гражданское общ – независимая от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Проблемы в соц структуре общества связаны с быстрыми изменениями в условиях жизни, в правовом пространстве, а соц структура общ не успевает на это реагировать.

Социальная сфера есть исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями(род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами.

Каждому исторически определенному способу производства соответствует и свой специфический тип социальной сферы общества: наличие определенных классов и социальных групп.

Смена общественно-экономических формаций, естественно, приводит к изменениям и в социальной сфере, однако последняя не возникает автоматически: она обладает устойчивостью и относительной самостоятельностью.

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Поэтому вопрос о структуре социальной сферы жизни общества связывается в первую очередь с проблемой взаимоотношения классов.

Классы возникли в период разложения родового строя. Основной предпосылкой расслоения общества на классы явилось наличие двух процессов: развития производительных сил и разделения труда. Сущность общественного класса находится в прямой зависимости от места, занимаемого им в общественном производстве: собственник ли он средств производства или лишен их. От этого зависит и его социальное положение в обществе, формы его быта, образ жизни, а это в свою очередь определяет и его психологию, идеологию, мировоззрение. Поскольку решающим условием жизни и развития человеческого общества является материальное производство, постольку именно оно и составляет действительную основу деления общества на классы.

Классическое определение общественных классов дал В. И. Ленин в работе «Великий почин». «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Классы делятся на основные и не основные. К основным относятся классы, порожденные данным способом производства, выражающие его сущность и представляющие собой главную общественную силу данной формации. Скажем, в капиталистическом обществе таковыми будут буржуазия и рабочий класс. Не основные классы – это те, которые или остались от предшествующих эпох, или зародились в недрах старого общества как носители будущей формации. Например, крестьянство, являясь одним из основных классов феодального общества, остается и при капитализме, но уже в качестве не основного.

Социальная структура современного общества помимо основных классов включает и определенные социальные группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими группами общества всегда относительны, подвижны. Это значит, что для каждого отдельного представителя того или иного класса, той или иной социальной группы существует реальная возможность своеобразной «социальной миграции».

В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами.

Социальная стратификация обладает традиционным характером. Поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.

Что касается социальной жизни, то, превращаясь в устойчивую характеристику общества, бедность существенно деформирует становление новой социальной структуры. Практически не формируется средний класс. Нарушается социальная ориентация старых социальных слоев и групп и весьма затруднен процесс рождения новых. Общество начинает делиться не по интересам или иным признакам, а по характеру социальных бедствий: нищие, обманутые вкладчики, матери солдат, воюющих в Чечне и т.п.

Наряду с этим, с одной стороны, формируются беднейшие слои. Возникает так называемое застойное социальное дно, т.е. маргинальные социальные группы: бездомные, мигранты, хронические безработные и т.п. Численность этих людей растет, особенно в связи с национальными конфликтами. С другой стороны, появляются владельцы огромных состояний. Их интересы, образ жизни, общественные ценности ориентированы не на Россию, а на Запад. Общество раскалывается, не успев сформировать общих интересов даже в сфере государственной, даже в области безопасности страны и граждан. Более того, начинают формироваться антагонизмы, взаимная вражда, ненависть бедных к богатым и презрение богатых к бедным.

Большинству современных обществ присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством, Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.

Философия истории. Основные Историософские концепции и теории исторического развития. Мифологические, религиозно-философские, культурологические, психологично-иррацианалистические, философско-рационалистические концепции исторического процесса. Августин, Вико, Гердер, Конт, Гегель, Данилевский, Шпенглер, Маркс, Вебер, Тойнби, Колингвуд и др.

Философия истории – философское истолкование и оценка истории, т.е. по большей части результатов исторического исследования и изложения истории. Выражение «философия истории» ввёл Вольтер, фактически же оно восходит к античности. Основные системы философии истории: 1) теологическая философия истории считает движущей силой истории решение бога; 2) метафизическая – трансцендальную закономерность или судьбу; 3) идеалистическая – идеи, духовно-научную или духовно-душевную жизнь человека; 4) натуралистическая – природу человека как обладающего побуждениями, страстями и его среду; 5) материалистически-экономическая – экономические отношения. В зависимости от определения роли человека в истории существуют индивидуалистическая и коллективистская философия истории. А также фаталистическая (детерминистская) и активистическая (индетерминисткая).

Три подхода к истории общества:

Культурологический подход: Н.Данилевский, Шпенглер, П.Сорокин. НИЦШЕ. ГЕРДЕР

Исторический процесс есть смена культур, социальных отношений и совокупности личностей. Личности взаимодействуют в области культуры в соответствии с принятыми нормами. Но приходит новая личность и начинает новую культуру – вводится мода на новую культуру. Вслед за культурой происходит широкая трансформация социальных отношений.

Формационный подход: Маркс – периодизация истории человечества на основе смены способов производства и общественно-экономических формаций. Формация – социально-экономическая форма общественно-производственной деятельности.

Цивилизационный подход: Сен-Симон, О.Конт, М.Вебер, А.Тойнби.

Цивилизационный подход предполагает право каждого народа на социальный эксперимент – не проходят «график развития». Реализация своей культурной программы. Учет исторических особенностей и условий.

Этапы в развитии общества и соответственно типы обществ: 1) традиционное общество (докапиталистическое), 2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века), 3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века). Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация. Пять "стадий" в развитии общества: 1) традиционное общество; 2) стадия создания предпосылок для подъема; 3) стадия сдвига(период промышленной революции – изменение методов производства)
4) стадия роста(у экономики есть возможность производить) 5) период высокого уровня массового потребления. В основу периодизации положено развитие орудий труда.

Исторически философия истории начинается в античности исследованиями Геродота и Фукида о силе исторического движения, далее – Полибий, Посидоний (целостное понимание), Плутарх (нравственно-политическое понимание).

Августин Блаженный (354-430гг.)– философ, проповедник, политик католической церкви. Человеческая история, которую он излагает в «Граде Божьем», «первой мировой истории» - борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира (территория дьявола) и царства божия, которое в его понимании отождествляется с его земной формой существования – с римской церковью. Только в 18-м веке философия истории вышла за пределы августиновского учения.

Джамбаттиста Вико (1668-1744гг., Неаполь) – итальянский философ, основатель философии истории и психологии народов: ввёл в историческую науку компаративный метод, считал, что все народы развиваются параллельно, проходя последовательно божественную героическую и человеческую стадии развития. Основная работа: «Основания новой науки об общей природе наций»,1725г.

Иога́нн Го́тфрид Ге́рдер (25 августа 1744, Морунген в Восточной Пруссии — 18 декабря 1803, Веймар) — выдающийся немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века. Гердер обосновывает положение о зависимости литературы от естественной и социальной среды: климата, языка, нравов, образа мыслей народа, выразителем настроений и взглядов которого является писатель, совершенно определенных специфических условий данного исторического периода. Развитию этих мыслей посвящены произведения: «О возникновении языка» (1772), статьи: «Об Оссиане и песнях древних народов» (1773) и «О Шекспире». Сочинение «Тоже философия истории» (1774) посвящено критике рационалистической философии истории просветителей.

Огюст Конт (1798г.-1857г., Париж) – французский философ, представитель позитивизма. Основные работы: «Курс позитивной философии» (6 томов, 1830-1842гг.): 1-й «Математика», 2-й «Астрономия и физика», 3-й «Химия и биология», 4-6-й «Социология». Взгляды на историю (влияние Сен-Симона): человеческий дух в своём развитии проходит три стадии:

1) Теологическую – характерно господство духовенства и военных властей; человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм);

2) Метафизическую – господство философов и юристов, явления природы объясняются абстрактными причинами, «идеями», «силами», ипостазированными абстракциями;

3) Позитивную – характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе постоянных связей формулирует законы. Девиз позитивной науки: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Основные сочинения: Феноменология Духа (1807), Наука логики, Философия права (1821), «Энциклопедия философских наук» (с 1816). Наибольшее влияние Гегель оказал в области философии государства и философии истории Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы» Свобода, однако, состоит в том, что человек познает свое тождество в сущности с абсолютом и отождествляет себя с образованиями объективного духа и его волением (государством и правом), созданными в конечном счете тем же абсолютом.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885гг.) – русский социолог, естествоиспытатель, идеолог славянофильства. Книга «Россия и Европа» (1869г.) изложил социологическую теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), находящихся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой и проходящих предопределённые стадии возмужания, дряхления и гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Наиболее исторически перспективен «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе и противостоящий культурам Запада.

Освальд Шпенглер (1880-1936гг.) – немецкий представитель философии культуры. Основной произведение «Причинность и судьба. Закат Европы» (1923г.) – рассматривает культуры, образующие мировую историю, как организмы с ограниченной, определяемой им приблизительно в тысячу лет длительностью жизни. Попытка предсказания будущего Западной культуры по сравнению с исчезнувшей греческой культурой. По его мнению Западная культура уже вступила в такую стадию цивилизации, на которой начинается её неумолимая, фатальная гибель.

Карл Маркс (1818г., Трир -1883г., Лондон). «Манифест Коммунистической партии» (1848г.): Ступенчатость развития истории: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический. Социалистический. Причём наступление последнегоуровня предопределено. Периодизация истории: 1) по отношению к частной собственности: 1-й период – история до существования частной собственности; 2-й – этап господства частной собственности; 3-й этап – история без частной собственности – эпоха коллективизма.

2) по отношению к способу производства:

1й период – «Период внеэкономического принуждения»: азиатский, рабовладельческий, феодальный способ производства; появление безличного права; человек зависит от своего места в структуре общества.

2й период – «Период вещной зависимости»: этап капитализма. 3й период – «Период Коммунистического общества»: соединяются плюсы первого и второго этапов – коллективизм индивидуально и всесторонне развитых личностей.

Макс Вебер (1864-1920гг.) – немецкий политэконом, социолог и политик, который полагал, что существуют две основные линии, благодаря которым можно охватить весь исторический процесс развития общества - это солидарность, основанных на идеях интереса и нравственный порядок, основанный на вере в законность. Главным же консолидирующим фактором в обществе является социально-ориентированное поведение людей. Тенденцию самого исторического процесса он видел в движении в сторону целерационального действия, где рационализация выступает как систематическое вытеснение иррациональных, ценностных, аффективных и традиционных компонентов действия. Наивысшей стадией развития общества Макс Вебер считал капитализм, как рациональность в наиболее конкретизированном виде. "Протестантская этика и дух капитализма".

Арнольд Джозеф Тойнби (1889г., Лондон -1975г., Йорк) – английский историк, философ и социолог. Работая преподавателем в высшей школе и служащем в министерстве иностранных дел, в своих многочисленных путешествиях занимался изучением первобытного общества. С 1922г. Работал над всеобщей историей развития человеческой культуры: не существует никаких культурных первозародышей, культурный подъём является участью всех народов, но форма, в которой осуществляется это предназначение бывает разной. Ход истории культуры не укладывается ни в какие схемы: в любое время всё возможно. Тойнби сомневался относительно морфологии культуры.

Р. Дж. Коллингвуд (1889- 1943) – британский философ и историк. Основные работы: «Зеркало духа, или Карта знания» (1924); «Очерк философского метода» (1933); «Основания искусства» (1938); «Автобиография» (1939); «Очерк метафизики» (1940); «Новый Левиафан» (1942); сделан русский перевод: «Идея истории») и др. К. – представитель историцизма в неогегельянстве, К. интересовали прежде всего проблемы метода в истории. Историческая концепция Р.Дж.Коллингвуда, емко сформулированная им в словах 'история есть история мысли историка. Цикл метаистории у Коллингвуда начинается в человеке и замыкается на человеке.

Выдающиеся представители философии истории: Вико «Основания новой науки» (1940г.), Монтескьё «О духе законов» (1809), Лессинг «Мысли о воспитании рода человеческого», Гердер «Идеи о философии истории человечества», Кант, Фихте, Новалис, Гегель «Лекции по философии истории» (1935г.), Маркс и Энгельс «Манифест Коммунистической партии» (1848г.), Буркхад, Дильтей (общеевропейская истории духа с древних времён, стремился развить результаты в «критику исторического разума»), Шпенглер, Теодор Лессинг.

Периоды философии истории:

1. От Августина (мифологическое понимание – в христианстве есть линейное развитие) до Возрождения.

2. Эпоха возрождения до Канта. Тут идея человеческого активизма. «Артсфант» - сделанное руками человека.

3. Кант до наших дней. Кант открыл главную проблему истории – проблему человеческой свободы. Человек является основой общества.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 345 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...