Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экономика и политика



Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны между собой. Практически это — взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства.

Этно - национальные процессы и конфесионный фактор в экономике.

На уровень экономического развития могут оказать влияние следующие факторы:

· многоэтничность региона (этнический фактор);

· многообразие вероисповедания (конфессионный фактор);

· разнообразие культуры, традиций и менталитета социальных слоев внутри каждого государства и в целом в регионе (социальный, культурный и психологический факторы);

· различный уровень экономического развития и взаимозависимость субъектов (экономический фактор).

Мораль в структуре общественного сознания. Мораль, право, политика, религия. История как смена морально-духовных парадигм. Культурно-историческая детерминация добра и зла. Проблемы морального отбора.

МОРАЛЬ - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Моральное сознание составляют взгляды общества на те или иные поступки людей, выражающие их оценку с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедли­вости, честности или бесчестия. Мораль связана с право­сознанием, однако моральные нормы отличаются от пра­вовых. Правосознание оценивает поступки людей исходя из действующего права, закрепленного законом и поддер­живаемого государственным принуждением. Мораль же основывается на внутреннем убеждении и охраняется об­щественным мнением. Она объединяет совокупность прин­ципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении в семье, коллективе, в обществе в целом.

В содержание морали входят нравственные убеждения, чувства и привычки, образующие в совокупности нравственное сознание личности. Основные категории морали — доб­ро, зло, совесть, долг, честь, счастье, достоинство.

Человек, воспитанный в духе определенной морали, сам осознает свой моральный долг, оценивает свои поступки, морально осуждает себя за неправильный выбор поступка, за нарушение своих обязанностей, своего долга. Нравствен­ное самосознание человека, чувство личной ответственнос­ти за поведение и выбор поступков выражается в совести.

Мораль не опирается непосредственно на какие-то спе­циальные учреждения, которые принуждали бы к соблю­дению моральных норм. За моралью стоят сила убежде­ния, примера, общественного мнения, воспитания, тра­диций, нравственный авторитет отдельных лиц, организа­ций или учреждений.

Моральные нормы не так детально разработаны, как, например, юридические или организационные нормы. Зато они распространяются на такие отношения между людь­ми, которые не регулируются никакими государственны­ми органами или общественными организациями (друж­ба, товарищество, любовь и т. д.).

Мораль — понятие историческое. В истории развития общества можно выделить следующие типы морали:

1) первобытно-общинного строя, основные принципы которой — коллективизм, чувство собственного достоин­ства, дисциплина, однако наряду с ними сосуществовали кровная месть и людоедство;

2) рабовладельческого строя, ее основные принципы — индивидуализм, эгоизм, прямота, мужество, храбрость и жестокость;

3) феодального общества, основные принципы кото­рой — религиозные убеждения, презрение к физическому труду, жестокость к инакомыслящим, инквизиция, закре­пощение женщины;

4) буржуазная, основными принципами которой явля­ются бережливость, скромность, воздержание, труд, чест­ность (в начале становления капитализма), индивидуализм, эгоизм, ханжество, лицемерие, двуличие;

5) коммунистическая, ее основные принципы — кол­лективизм, солидарность, оптимизм, гуманизм, интерна­ционализм, сознательное отношение к труду. Коммунис­тическая мораль выражает гуманистическую миссию ра­бочего класса и передовых сил современного общества — осуществление на Земле подлинно человеческих отноше­ний между людьми.

Некоторые исследователи предпочитают разводить понятия М. и нравственности, ибо моральные догматы уплотняются, обезличиваются в веках, утрачивают историческое напряжение, культурную конкретность и единственность. Нравственность может служить выражением свободного поступка личности в согласии его совести.

Религии (иудаизм, христианство, ислам) в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицированна в священных текстах, распространяется вместе с религиями. Следует заметить, что монотеистические религии чётче и жёстче определяют границы добра и зла по сравнению с религиями, где практикуется многобожие. Однако существуют целые культуры и цивилизации, в которых формирование морали и нравственности происходило в условиях язычества, или которые могут выглядеть безрелигиозными (конфуцианство китайской цивилизации).

С развитием моральных ценностей в мире и распространении идеи о существовании общечеловеческой морали, сама религия и её священные тексты стали подвергаться иногда неутешительным оценкам со стороны этих, несколько отличных, моральных систем. Например жестокость и несправедливость по отношению к иноверцам и атеистам, практикующаяся в некоторых религиях, часто считается аморальной.

Со стороны многих атеистов религия часто представляется как учение, которое несет в себе аморальность. При этом часто в критике используется тот факт, что некоторые люди используют религию как инструмент для достижения собственных целей. Подобное мнение иногда выражают словами Зигмунда Фрейда, говоря, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность.

Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. С другой стороны, правовые нормы эффективно действуют лишь тогда, когда воспринимаются людьми в качестве нравственно оправданных.

В праве отражено понятие «морального ущерба», однако мораль остается сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с правом. Как формы общественного сознания, мораль и право выполняют одну функцию: регулируют поведение людей в обществе.

ИМ. и П. представляют собой совокупность относительно устойчивых норм (правил, предписаний), выражающих волю господствующего в об-ве класса, а также в определенной мере - нек-рые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются (по крайней мере формально) на всех членов об-ва. Несмотря на то что нормы П. носят, за редкими исключениям, писаный характер, т. е. официально провозглашаются государством ГОСУДАРСТВО
- основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом..., а нормы М, в основном живут в общественном сознании, и М. и П. представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных.отношений.

Как объединить политику и мораль? Есть две возможности: либо приспособить мораль к интересам политики, либо подчинить политику морали. Подлинное единство морали и политики возможно только на основе права. Установить в безусловном нравственном начале внутреннюю и всестороннюю связь между истинной нравственной и умной политикой – вот главное притязание нравственной философии к частной политике. В истории политических учений можно встретить утверждение, что политика – дело грязное. Она находится по ту сторону добра и зла и с моралью несовместима. Но мудрый политик считает своей обязанностью согласовывать все свои политические и социальные решения и действия с нормами морали.

Добро и зло. Исходными категориями нравственности являются добро и зло. Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью человека. Отрицательным явлением в общественной и личной жизни людей, силы тормоза и разрушения именуются злом.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 194 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...