Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Моральная философия или практический разум



Человека нельзя свести только к его разумной составляющей. «Я был вынужден принизить знание, чтобы дать место вере» Человек – сложное существо. Существуют явления (ясновидение, прорицание), которые нельзя объяснить наукой.

Центральное место моральной концепции – проблема свободы. Человек живёт в двух мирах: в мире природной причинности, зависимости (мир феноменальный) и мере ноуменальном – ценностно окрашенном. И свобода человека возможна только в ноуменальном мире. Основа свободы – категория долга.

Формы ноуменального императива:

1.Гипотетический императив – существование человека в земном мире.

2. Категорический императив – вынуждает человека действовать определённым образом. Первая форма категорического императива: «не делай того, чего не желаешь себе». Вторая форма: «поступай таким образом, чтобы человек всегда выступал для тебя целью и никогда не средством». Третья форма: «Поступай таким образом, чтобы максима твоей воли могла быть возведена в ранг всеобщего законодательства» – человек в своих поступках никогда не должен руководствоваться только своими эгоистическими желаниями, ибо и другой будет поступать также, результатом такого поведения: будет «война всех против всех».

Формулы категорического императива:

1. «Универсализм» – необходимая связь человека с человечеством и его духовным опытом. Познание, мышление – не функция человека – это мышление человечества через одного человека.

2. «Автономия» – неизбежно в своём развитии человек должен ощущать себя отдельной личностью.

3. «Персональность» – человек всегда лично ответственен за свои поступки.

Хотя у человека нет возможность говорить всегда правду, но у него есть возможность не говорить правду.

Проблема морали и Права. Деятельность человека, по Канту, связана с правом. Важнейшим принципом совершенствования общества является наличие законов. Статья «К вечному миру» - значение права в формировании государства. Кант считает все государства «республиканскими» в том смысле, что в них главенствует закон. Устойчивость государств зависит от выполнения закона. Идея международного права, мирового правительства, сообщества – неизбежная необходимость.

Религия: теологические истоки Кантовской морали: религия – не внешние ритуально-обрядные формы, а прежде всего, личная ответственность перед Богом. Важнейший исток Кантовской этики – пиетизм – протестантское направление; 18-й век связан с внутренним поиском Бога (скромность, бережливость, трудолюбие).

85. Английский эмпиризм: Дж.Беркли как критик натуралистического механицизма. Абсолютизация чувственного познания в философии Юма.

Беркли (1686-1753гг.), Дублин, Северная Ирландия. Основные работы: «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания»

Два этапа в развитии взглядов:

1. Этап субъективного идеализма. Источник познания – индивидуальное сознание. Беркли исследует активность познающего субъекта: «Что такое вещь?... комплекс моих ощущений. Что такое быть вещью? Быть осязаемой, ощущаемой?» Таким образом, существование вещи является однозначно данным нашим сознанием. Абсурдность ситуации: «Существует ли стол, если я вышел из комнаты и не вижу стола?» Множество вещей существует объективно независимо от нас, как мы можем рассуждать о них если они вне нашего понимания, действия?»

Чтобы смягчить противоречие Беркли утверждает: «я вполне допускаю существование вещей. Которые когда либо видел или ощущал», «единственная вещь, существование которой я отвергаю – то, что философы называют материей или телесной субстанцией.

Значительную роль в субъективно-идеалистической философии Беркли играет понятие «идеи». Этому термину нужно отдавать предпочтение перед термином «вещь». Т.к. 1) под «вещью» обычно понимается то, что существует вне духа; 2) «вещь» имеет слишком широкое значение.

Согласно Беркли вещи, «идеи» объективно не существуют – чувственно воспроизводимые объекты существуют лишь в мысли. Таким образом, Беркли подходит к проблеме, а откуда же тогда они берутся в нашей мысли? Ответ – существование абсолютного духовного принципа – Бога.

2. Этап объективного идеализма. Источник наших знаний – Бог, духовная субстанция, но вовсе не материя, которая косна и инертна.

«Я утверждаю, также как и вы (материалисты), что раз на нас оказывает действие нечто из вне, то мы должны допустить существование сил, находящихся вне нас. Сил, принадлежащих существу отличному от нас. Но здесь мы расходимся по вопросу, какого рода это существо. Я утверждаю, что это дух, вы – что это материя…» Последовательность идеализма Беркли почти абсолютна: он отвергает и само существование материи, как вторичной относительно духовного начала.

Девид Юм (1711-1786гг.). Англия, Шотландия. Основные произведения «Опыт о человеческом разуме». Продолжая принципы сенсуализма Юм, в ответе на вопрос «Что является источником наших ощущений?» отвергает и представления Беркли (источник – Бог, дух) и Локка (источник – реальный внешний мир). Таким образом, он не принимает гипотезу Локка о существовании внешнего мира, как источника наших ощущений, но и не соглашается с попыткой Беркли доказать, что материя, т.е. внешний мир не существует.

Позицию Юма можно определить приблизительно так: существует ли внешний мир – материальная природ. Как источник наших ощущений? – этого доказать мы не можем. Наш разум оперирует лишь с содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает. То, что внешний мир не существует объективно (позиция Беркли) мы тоже не можем доказать. Наше восприятие равно мало говорит как о существовании, так и о не существовании мира.

Философия Юма причислена к агностицизму – отрицание, невозможность познания. Однако постановка Юма более элегантна и тонка: «Насколько точно мы знаем каким образом появляются и существуют общие понятия? Что есть Бог?» Мы не можем абсолютно достоверно воспроизвести теорию и историю этих понятий, мы просто ими пользуемся, они – итог человеческого разума, договора, соглашения».

86. Просвещение как общеевропейский феномен философии и культуры: Вольтер и вольтерьянство, Жан-Жак Руссо, энциклопедисты, Ш.Монтескье.

Просвещение – течение в области культурной и духовной жизни, цель – заменить воззрения, основанные на религиозном или политическом авторитете, вытекающими из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. Просвещение стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, и в первую очередь Европу (17-18вв.):

1) в Англии эпоха Просвещения начинается с 16-го века и носит преимущественно религиозный и политический характер;

2) во Франции начиная с 17-го века выступает с критикой общественных и моральных принципов, в 18 веке, одержав победу, сливается с революцией;

3) в Германии с 18м веке происходит в области немецкой философии и литературы.

Философия Просвещения выступает против всякой метафизики, содействуют развитию рационализма, в науке – естествознания, достижения которого часто используются как доказательства научной обоснованности взглядов и правомерности веры в прогресс. В области морали и педагогики – идеалы гуманности, создание современной (отвечающей запросам времени) системы воспитания молодёжи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни – освобождение человека от несправедливых уз (индивидуализм, либерализм), равенство всех людей перед законом и перед человечеством.

Представители просвещения:

1) в Англии: Фрэнсис Бэкон, Гоббс, Локк, Юм; 2) во Франции – Бойль, Вольтер, энциклопедисты, Руссо, Монтескьё; 3) Германии: Фридрих Великий, Томазий; 4) в России: Новиков, Радищев, Белинский, Чернышевский, Герцен; В США: Джефферсон, Франклин.

Вольтер (1694г., Париж – 1778г.), настоящее имя Франсуа Мари Аруэ – знаменитый французский писатель, поэт, романист, историк, философ и идеолог эпохи французского Просвещения. 1750-1752гг. находился при дворе Фридриха 2-го.

Среди его произведений, которые в полном издании Моланда составляют 52тт., наиболее важны в философском понимании: «Философия истории», «Избранные страницы», «Философские повести и рассказы», «Письма», «Эстетика», Философские романы: «Задиг», «Микромегас», «Кандид». Исторические работы: «История Петра Великого», «История Карла XII», «Век Людовика XIV».

Вольтер – олицетворение роста нового 3-го сословия – буржуазии. Предчувствовал и всячески способствовал Французской революции. Признанный вождь философско-социального движения, отличался непримиримостью. Он его соратники требовали свободы мысли, свободы устного и печатного слова. На философские взгляды повлияло английское Просвещение, Англия – идеал государственного устройства, а именно ограничение власти короля, сравнительная веротерпимость. Политическое кредо Вольтера «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам».

Считал, что познание трансцендентного невозможно (напр., при решении вопроса относительно бессмертия души и свободы человеческой воли), особенно рьяно боролся с церковным догматизмом. Призыв: «Осмельтесь мыслить самостоятельно».

В противовес Руссо от всячески подчёркивал ценность культуры, собственно ввёл термин «культура» в научный оборот, изображал историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование. Основное мнение Вольтера – господство общественного мнения, именно оно способствует прогрессу общества.

Основные черты эпохи:

1.Исторический оптимизм, уверенность в том, что мы движемся от менее совершенного к более совершенному.

2. Путь прогресса связан с распространением знаний.

3. Прогресс – это, прежде всего, просвещение народа, отказ от религиозных предрассудгов.

Воззрения Вольтера сначала радикальные постепенно меняются: высказывания в молодости: «раздавите гадину», под гадиной понимается католическая церковь; на склоне лет: «Если бы религии не было, её надо было бы выдумать». Смысл: религия не нужна образованным, просвещённым людям, но необходима – основной массе, так как несёт ограничивающую моральную, образовательную функцию.

Вольтер впервые вводит в науку выражение «философия истории», занимается поиском смысла и направленности в истории, для Вольтера – это научная история, отказавшаяся от религиозных предрассудков, от «теоцентрической картины мира». Его сатирический роман «Кандид» (1759г.) направлен против идеи бессмертия и оптимизма Лейбница, утверждавшего, что «мы живём в лучшем мире». «Кандид» (после землетрясения): «человеческий разум – это и есть отказ от предрассудков» и прогресс общества – это развитие, распространение просвещения.

Несмотря на провозглашение: «Прогресс – это отказ от всякого рода верований», Вольтер и вся эпоха Просвещения непоколебимо верят в Разум, таким образом, подменяя старых богов новыми.

Вольтер состоял в переписке с Екатериной Великой, которая приказала перевести его труды на русский язык. Покровительство императрицы к Вольтеру и просветительской французской литературе создало моду на «вольтерянство», прежде всего, в светских кругах. Но после Французской революции Вольтер был признан опасным для монархии, «иностранным диссидентом».

“Encyclopedie ou dictionnare raisonne des sciences, des arts et des metiers” – наиболее известная в философском смысле энциклопедия, изданная в 1751-1788гг. энциклопедистами Д’аламбером и Дидро при участии Руссо, Вольтера, Грима, Гольбаха и др.

Жан Лерон Д’аламбер (1717г., Париж – 1783г.) – французский естествоиспытатель, вместе с Дидро создавал Энциклопедию, во введении к которой он провозглашает наступление эры естественных наук. Первый представитель Позитивизма. В области математики уделял большое внимание решению дифференциальных уравнений. Согласно положению (1743г.) движение твёрдых тел сводится к движению отдельных частиц массы.

Дени Дидро (1713г. -1784г., Париж) – французский писатель и философ, основатель и издатель «Энциклопедии». Характерная черта политического мировоззрения – остро выраженный демократизм. Помимо энциклопедии создал произведение «Мысли об объяснении природы», «Физиологические очерки», «Письма о слепых в назидание зрячим» и др.

Сначала был верующим христианином, перешёл к скептицизму, на склоне лет согласился с воззрениями Лейбница (пантеизма, видящего божество в законах природы и во всём истинном, прекрасном и добром). «от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума». На вопрос: можно ли предположить, что и камень чувствует? – «Почему бы нет?». Атомы являются носителями ощущений, из которых возникает мышление. Из соприкосновений этих атомов возникает единое сознание человечества и вселенной.

Душа – продукт единства организма, его целостности. Человек – «есть некое целое, оно едино, и, может быть, это единство – в соединении с памятью – составляет душу, Я, сознание».

Идея «энциклопедии» как культурной и социальной идеи развития человечества, в которой отвергаются религиозные предрассудки; социальный и культурный феномен – издания этой энциклопедии в течении нескольких лет ожидалось во многих странах.

Жан-Жак Руссо (1712г., Женева – 1778г.) – французский писатель и философ. Романтический протест против Просвещения, духовно подготавливал Французскую революцию, оказал огромное влияние на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры.

Основные произведения: «Эмиль, или О воспитании» (1762г.); «Об общественном договоре» (1762г.); «Исповедь» (автобиография: 1781-1788гг.), Избранные сочинения, тт. 1-3. М., 1961.

Регрессивная концепция истории:

49г. работа «Способствует ли развитие науки прогрессу морали?» - главный вывод: не способствует, более того: рука об руку с прогрессом культуры идёт падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облачённые в философско-научную форму, заглушают голос природы и разума. О каком прогрессе может идти речь? Развитие человека подавляет человеческие чувства – ведёт к противоречию между разумом и чувствами – распад человеческой целоствости.

Руссо развивает две категории:

1. Проблема социализации.

2. Проблема отчуждения человека. – Почему человек, рождаясь свободным, умирает в оковах?

Всё является добрым, поскольку выходит из рук Творца, но вырождается под руками человека. Человеческое общество, руководствуясь как будто добрыми мотивами и благими целями приходит к прямо противоположному результату.

Озвучил натуралистический призыв «Назад к природе!». Для Руссо даже культура – это природный феномен, собственно идеал – это сама природа, природный человек – индеец. Руссо недооценивал значение общественных социальных связей и неравенства между людьми. Воспитанию он приписывал устранение всего, что тормозит естественное развитие, и создания для последнего наилучших условий. Религиозное воспитание должно вестись не в духе какого-либо определённого вероисповедования, а в духе деизма. Человек рождается свободным, благодаря молчаливо заключённому общественному договору люди объединяют свои воли в «единую волю». Сила Руссо в постановке проблемы, он опережает время: «Человек в своём развитии преувеличивает его возможности».

Деизм (от лат. Deus – Бог) – форма веры, возникшая в эпоху Просвещения (особенно характерна для Англии, восходит к Герберту Чербери). В основе лежит признание, что хотя Бог и существует в мире, как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия; ни чудеса, ни послание его сына на землю не имеют отношения к миру. Во Франции представителями деизма были Вольтер и Руссо.

87. Философские проблемы бытия. Бытие как материя. Бытие как мышление, Бытие как практическая жизнедеятельность человека. Бытие как культура. Бытии как экзистенция. Бытие как унивёрсум материи и духа.

Бытие – философская категория, обозначающая существование, данное бытие (например: «Я есть»). Необходимо проводить чёткое различие между реальным и идеальным бытием: реальное – существование; идеальное – сущность.

Реальное бытие – то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т.д. их реальность; имеет пространственно-временной характер, индивидуально и неповторимо.

Идеальное бытие – лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; является строго неизменным, застывшим, вечным. (Гартман) Идеальным бытием обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Платон видит в нём истинное. Собственно «реальное» бытие.

От бытия во всеобщем смысле (наличное бытие) отличают определённое бытие.

В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всём. В противоположность «видимости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным.

Согласно элеатам никакого становления нет, есть только бытие – неизменное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе. Для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление.

Для метафизиков «истинное бытие» заключено в транцендентном, в вещи-в-себе.

Бытием называют совокупность всего сущего, мир в целом. В этом случае бытие является: 1) или всеобъемлющим понятием (охватывает любое отдельное бытие), но по своему содержанию беднейшим, поскольку оно не обладает никаким другим признаком, кроме признака «существования»; 2) или совершенно противоположным понятием; в этом случае оно простирается только на одну вещь, всеединство, и его содержание поэтому бесконечно, т.к. обладает всеми признаками, которые только возможны.

В теологическом мышлении Бог является вечным творцом бытия, в метафизически-идеалистическом мышлении – бытием объявляется дух, в материалистическом – материя, в энергетическом – энергия.

Согласно современной онтологии, бытие – это идентичное во всём многообразии сущего. В другом понимании бытие и есть «сущее, поскольку оно является сущим» (Аристотель). Различают два способа бытия – реальность и идеальность, а в них три вида (модуса) бытия – возможность, действительность и необходимость. «5-ть слоёв бытия» по Аристотелю: низший – материя; высший – дух, между ними вещи, живые существа и душа.

Постижение категории бытия неотделимо от истории философии.

Под бытием в самом широком смысле слова имеется в виду общее понятие о существовании и о сущем вообще (материальные вещи, физические, химические, биологические, социальные, психические и духовные процессы, их свойства, связи и отношения). Бытие и реальность – синонимы. Антитезой бытия является Ничто. Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга.

В античной древности. Впервые осознание бытия принадлежит Пармениду: среди мыслей – субъективных порождений человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не «мысль о чём то», а мысль как таковую. Воодушевлённые этой идеей философы приняли абстракцию чистого бытия за действительность, причём более действительную, чем бытие определённое. Для них, а затем и для Платона, характерно различие «бытия по мнению» (видимой, внешней реальности) и «истинности бытия» (доступного лишь философскому разуму). Платон: под истинным бытием понимал «царство чистых мыслей и красоты» - нечто умопостигаемое в отличие от мира чувственных вещей. По Аристотелю: бытие – живая субстанция, характеризующаяся: 1. каждая вещь есть самостоятельный факт (принцип материальности или фактической данности вещей) на который мы обращаем своё внимание; 2. каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (концепция активной формы); 3. каждая вещь обязательно указывает на своё происхождение (принцип причинности); каждая вещь имеет своё определённое назначение (принцип цели).

Христианская эпоха. Бытие создано Богом из Ничто посредством Слова.

Возрождение и Новое время разделение философии и естественных наук, опредмечивает бытие – материальный мир, предназначенный для господства разума человека. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа – действующий сам по себе механизм, Вселенная – машина. Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и её акциденции (свойства), производные от субстанции, переходящие и изменяющиеся.

Декарт: рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания, человеческого существования: «Я мыслю, значит я существую» - бытие субъекта познаваемо только в акте самосознания. Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Беркли отрицает существование материи, утверждая «быть – значит быть в восприятии». По Канту «бытие не есть понятие о чём-то таком, что могло бы быть прибавлено к вещи. В логическом применении оно лишь связка в суждении». Прибавляя к понятию характеристику «бытия» мы не прибавляем ничего нового к его содержанию. Для Фихте подлинное бытие – деятельность Я, а материальное бытие – продукт деятельности Я. Гегельчистое бытие тождественно с Ничто: «если, рассматривая весь мир, мы говорим: всё есть и не говорим ничего больше, то мы опускаем всё определённое, и мы имеем, следовательно, вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту». Дильтей: подлинное бытие – целостная жизнь. Хайдеггер критикует подход к бытию как к чему-то извне данному и противоположному субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований человеческой жизни. Самым важным выражением человеческого бытия является страх перед ничто. Анализ бытия надо начинать с нас самих. Тот, кто ставит вопрос о бытии, в первую очередь сам есть наличное бытие. Он имеет понимание своего бытия. Это и есть экзистенция. Объективное бытие и Я-бытие – разные виды бытия. Признание только одного объективного бытия равносильно самозабвению.

В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и материальное слито в одно целое – это одухотворённое бытие, главное в нём – сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянный страх перед последней возможностью – возможностью не быть, а значит, сознание бесценности своей личности.

Достоевский: «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие» - на грани небытия, смерти, уничтожения личности возникают острые переживания бытия, они совмещаются с проблемами этическими, моральным выбором на грани жизни и смерти, который должен сделать человек.

Бертран Рассел: попытка снять противоречие объективного и субъективного существования в понятии «существование вообще». Существует только один «реальный мир», а воображение Шекспира – его часть; аналогично – реальны мысли, которые возникали у него, когда он писал «Гамлета». Точно также реальны наши мысли, когда мы читаем эту трагедию. Это скорее лежит в русле традиционно-рационалистическом, чем философия «экзистенции», но выражает ту же тенденцию – преодоление ограничений идущих от Нового времени.

Бытие-в-себе – в учении о познании независимость сущего от субъекта, в особенности от познания его со стороны субъекта. Между тем, сущему как предмету свойственно бытие-для-меня, т.к. предмет может мыслиться только внутри отношения к познающему субъекту. Но наряду с бытием-для-меня сущее сохраняет бытие-в-себе, поскольку оно недоступно Познанию. С точки зрения онтологии этого различия не существует, напротив сущее-в-себе и сущее-для-меня снимаются в сущем как таковом.

В экзистенциализме Сартра бытие-в-себе характеризует само бытие: «Бытие есть то, что оно есть». Это бытие-в-себе (вещей) присуще всему, за исключением человека. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны. «Человеческое бытие, бытие-для-себя есть страдающее бытие, в бытии образовалась трещина, в которую незаметно прокралось ничто. Поэтому появление человеческого существования означает, что … бытие ставиться под сомнение и, следовательно, торжествует ничто».

88. Сознание как социокультурный феномен. Концепции сознания в истории философии и современной философии. Сознание и концепции происхождения человека. Материальное и идеальное. Сознание: чувства. Разум, воля. Сознание и язык. Сознательное, несознательное, полусознательное. Сознание и самосознание.

Основоположники марксизма, решительно отвергнув идеалистический подход к сознанию как проявлению особого духовного начала, а также ограниченность метафизического и механистического материализма, его созерцательность и порождаемые им упрощенные представления об отношении материи и сознания(сознание сводилось к пассивно-созерцательному отражению мира без учета его социально-исторической сущности, не учитывая его связь с практикой), впервые дали последовательно материалистическое и вместе с тем диалектическое объяснение сущности сознания и его происхождения, вскрыв социально-исторический, специфически человеческий уровень детерминации явлений психики, сознания. Исходным пунктом марксистского понимания сознания является научная трактовка сущности и социально-исторической роли общественной практики, рассмотрение человека как продукта его собственного труда и общественных отношений. Изменяя внешнюю природу и свои общественные отношения, человек в то же время формировал, развивал и свою собственную природу и свое сознание. Нет и не может быть сознания вне общества, вне накопленных историей человечества знаний и выработанных им специфически человеческих способов деятельности. Сознание это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании я самоконтролировании поведения человека.

Сознание это субъективная реальность, тогда как материя – объективная.

В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а так же переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Мы осознаем далеко не все последствия наших поступков. Не все внешние впечатления достигают фокуса сознания. Многие действия носят машинальный характер. Сознание находится в сложном соотношении с различными формами неосознанных явлений духа.

Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранее осознаваемые действия. Так многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется автоматически. По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций и сознание освобождается от «забот» о них.

Сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не уделяя, однако, пристального внимания всему, что совершается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание может взять под контроль привычные действия. Однако не все в бессознательном является ранее автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознания. Бессознательное проявляется многообразно, в виде информации, которая накапливается в качестве неосознанного опыта и оседает в памяти человека, например, в виде сновидений, инстинктов и пр. Но человек – это сознательное существо. Не только его мышление, но и эмоции пронизаны сознанием.

Сознание это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании я самоконтролировании поведения человека.

Язык так же древен, как и сознание. Мимико-жестикуляторные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда по необходимости способствовало тесному сплочению членов общества. У людей явилась потребность что-то сказать друг другу. Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Мысль невозможно воспринять органами чувств. Язык участвует в процессе мыслительной деятельности как ее орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком органическая и их нельзя отделить друг от друга. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями.

В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового бытия. Но единство – это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли.

Сознание отдельных людей, благодаря языку становится достоянием всего общества. В результате формируется общественное сознание как некий коллективный Разум в различных его формах – религия, искусство, мораль. Изменяя внешнюю природу и свои общественные отношения, человек в то же время формировал, развивал и свою собственную природу и свое сознание. Нет и не может быть сознания вне общества, вне накопленных историей человечества знаний и выработанных им специфически человеческих способов деятельности.

Общественное сознание представляет собой сложное по структуре, многокачественное образование. Структураобщественного сознания – это его строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними.

Деление общественного сознания на отдельные элементы может быть осуществлено по разным основаниям. «Во-первых, с точки зрения носителя, субъекта выделяют индивидуальное, групповое (классовое, национальное и т.д.), общественное, общечеловеческое сознание. Во-вторых, с точки зрения конкретно-исторического подхода – мифологическое, религиозное, философское; по эпохам – античное, средневековое и т.д. В-третьих, исходя из различных форм деятельности, в процессе которых оно вырабатывается, или сфер деятельности, в рамках которых оно складывается, – экологическое, экономическое, правовое, политическое, нравственное, религиозное, философское, эстетическое, научное. В-четвертых, по уровню и глубине проникновения в деятельность – обыденное и теоретическое».

Из этого следует, что в общественном сознании выделяются такие различные элементы как уровни, сферы, формы; все они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. И поэтому сознание не только дифференцировано, но и целостно.

Уровнями общественного сознания являются обыденное и теоретическое сознание. Им соответствуют такие сферы общественного сознания как общественная психология и идеология.

Обыденное сознание – это повседневное, практическое сознание, оно представляет собой функцию непосредственно практической деятельности людей и чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не его сущностных глубинных связей.

Обыденное сознание имеет также формы: житейско-эмпирического сознания (складывается в процессии познания) и общественной психологии (формируется в ходе оценочного отражения действительности).

Общественная психология – это совокупность чувств, настроений, эмоций, а также иллюзий, суеверий, традиций, которые формируются стихийно под влиянием непосредственных условий социальной жизни людей на основе жизненного опыта и личных наблюдений.

Теоретическое сознаниевключает в себя науку и идеологию. На уровне теории знание представлено в виде четкой, иерархической системы принципов, законов, категорий, программ практического преобразования реальности.

Особое место на теоретическом уровне общественного сознания отводится идеологии. Идеология – это система взглядов, идей, теорий, принципов, отражающих общественное бытие через призму интересов, идеалов, целей, социальных групп, классов, наций, общества.

Рассматривая соотношение общественного бытия и общественного сознания, К.Маркс открыл основные закономерности развития общественного сознания. Первая закономерность заключается в том, что общественное сознание зависит от общественного бытия, определяется материальными условиями жизни общества. Зависимость общественного сознания от общественного бытия прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. При этом гносеологический аспект означает, что общественное сознание – это духовное психическое отражение общественного бытия в разнообразных социальных чувствах, настроениях, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в конкретно-исторических обществах у большинства людей. Социологический аспект означает, что роль общественного сознания определяется общественным бытием.

Общественное сознание порождается материальными условиями жизни людей, в системе которых главную роль играет способ производства материальных благ. Оно возникло на основе трудовой деятельности и направлено на обслуживание этой деятельности. Как отмечали основоположники марксизма, «люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание».

Отражение общественного бытия – сложный, нередко опосредованный процесс. На него оказывают влияние экономическое состояние общества, классовые и другие социальные отношения и т.д. В классовом обществе этот закон проявляется и в классовом характере общественного сознания, поскольку общественное, в том числе экономическое, положение (бытие) разных классов неодинаково. Следует обратить внимание также и на то, что общественное бытие влияет на общественное сознание не механически, а через материальные и духовные потребности (личные и общественные), которые возникают в процессе жизни людей, осознаются ими и порождают личные и общественные интересы, т.е. стремление удовлетворить эти интересы (скрытые за практическими потребностями). Именно этим люди руководствуются в своей практической деятельности, а не только мыслями, идеями, как они сами привыкли объяснять. Деятельность людей определяется потребностями, которые осмысливаются как личностные, корпоративные, классовые интересы.

Второй закономерностью функционирования общественного сознания выступает его относительная самостоятельность от общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания – это его способность отрываться от бытия общества и, следуя внутренней логике собственного бытия, развиваться по свойственным ему специфическим законам в пределах конечной и общей зависимости общественного сознания от общественного бытия.

Возникает вопрос: чем обусловлена относительная самостоятельность общественного сознания? В гносеологическом аспекте – природой самого сознания как отражения бытия, его активным, творческим характером. Сознание не только копирует действительность, а стремится познать, проникнуть в ее сущность, как бы «идеально» преобразовать. В социологическом аспекте – отделением умственного труда от физического, в результате чего духовное производство в некоторой степени «обособляется» от материального, хотя в конечном итоге, они находятся в органическом единстве. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется: в преемственности духовного развития человечества; в том, что общественное сознание способно опережать общественное бытие; в том, что общественное сознание можетотставать от общественного бытия; в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воли, иначе говоря, общественное сознание обладает способностью активного, обратного воздействия на общественное бытие; во взаимодействии различных форм общественного сознания; политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное сознание взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм может быть приоритетной или даже монопольной в духовной жизни конкретного общества - политическое сознание доминирует в тоталитарном обществе. Таким образом, указанные закономерности позволяют рассматривать общественное сознание как целостный духовный феномен в его динамическом состоянии.

Сознание – это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах.

Общественно-историческая сущность сознания определяется через его взаимодействие с языком, трудом и т.д. Нередко сознание определяют как знание человека об окружающем мире и самом себе, которое с помощью слов, математических символов, художественных образов может быть передано другим людям, в том числе другим поколениям и другим эпохам в виде памятников культуры. По мнению лингвистов, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием ее реализации. Люди постигают мысль уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся в жесты, мимику. Сознательное – это событие, обработанное и оформленное средствами языка. Язык человека качественно отличается от «языка» животных (жестов, звуков), выражающего их эмоциональное состояние, желания, потребности. «Язык» животных – это замкнутая система, строго ограниченная приспособленческим отношением к природе. Язык человека – открытая саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его свойства и отношения, а также отношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем. Конечно, свои мысли и чувства человек может выразить и другими, достаточно разнообразными средствами. Например, мысли и чувства музыканта выражаются в звуках, художника – в рисунках и красках, скульптора – в формах, конструктора – в чертежах, математика - в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли и чувства могут быть выражены в действиях, поступках человека. Но надо иметь в виду следующее: какими бы средствами не выражались мысли, они в конечном счете переводятся на словесный (вербальный) язык – универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем. Это особое свойство языка вызвано его связью с мышлением. Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к таковому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. Вспомним народную мудрость: «Кто ясно думает, тот ясно говорит». Сущность языка выражается в основных его функциях: номинативной (способность языка называть вещи, явления - «давать имена»); познавательной (участие в процессе познания: мы не только говорим так, как мыслим, но и «мыслим так, как говорим» (Ли Уорф)); информативной (способность хранить, передавать, воспроизводить информацию); коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях). Язык - такой же необходимый искусственный посредник в отношении человека к миру, как и орудие его преобразования – техника. Родившийся человек пока не овладеет этими двумя основными посредниками – орудием труда и языком – не становится человеком в полном смысле этого слова. В то же время сознание не исчерпывается тем, что может быть выражено в языке, рационально усвоено. Отметим, что коммуникативное происхождение сознания обусловливает способность мысленного диалога с самим собой, т.е. ведет к появлению самосознания (рефлексии).

Самосознание – это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия – это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего внутреннего духовного мира (например, изживает дурные привычки и т.п.). Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким он был прежде.

89. Истина как гносеологическая проблема. Истина как соответствие мысли и действительности. Ступени достижения истины: чувства, рассудок, разум. Интеллектуальное созерцание. Интуиция. «Истины веры» и «Истины знания». Программы «очищения разума» как условия познания истины. Истина как процесс. Абсолютная и относительная истина. Научные критерии истинного знания. Проблема «верификации», «фальсификации».

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту (Аристотель).

Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина существует как субъективная реальность в ее информационных и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предметом отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла?

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее.

В глубокой древности египетские мудрецы в знак непогрешимости мудрости носили золотую цепь с драгоценным камнем, называвшимся истиной. В мифологическом образе истина – прекрасная, гордая и благородная женщина; иногда это богиня любви и красоты Афродита в колеснице, влекомой голубями – вечными символами мира.

Стремление к истине и красоте как к высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность.

Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. «До тех пор пока человечество стремится вперед, оно блуждает», - говорил Гете.

Гораздо сложнее все в общественных науках в частности в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин абсолютное применим и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного. Новые н теории явления более полными и глубокими по сравнению с предыдущими.

Но высшим критерием истины было и остается объективное бытие, «действительность», как целое; из этого следует, что каждая единичная «истина» может претендовать только на относительную ценность, т.е. она не совершенна и имеет значение только в данный момент, что не является всей истиной.

Что дает людям гарантию истинности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - критерий истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой критерий истины, как общезнанчимость: истино то, что соответствует мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Существует и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те, которые хорошо работают (полезные). Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представление о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинным». Согласно Хайдеггеру, истина (греч. «нескрытность») является откровенностью бытия.

Интуиция (лат. «взгляд, вид») – рассматривание, видение, созерцание, а также (с древних времён) духовное видение, вроде вдохновения, понимание, приобретённое непосредственно, а не эмпирически или путём размышления (рефлексии), непосредственное переживание действительности; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гёте). Интуитивное знание: понимание сути предмета, полученное благодаря интуиции, непосредственному постижению сущности вещей.

Кант различает дискурсивную(логическую) ясность, полученную с помощью образования понятий и интуитивную (эстетическую, т.е. чувственную) ясность, приобретённую с помощью видения. Немецкие идеалисты, особенно Шеллинг, определяли ту разновидность познания, которая позже была названа интуицией, как интеллектуальное созерцание. Интеллектуальное созерцание – способ познания, благодаря которому метафизический абсолют постигается непосредственно, наглядно. Кант понимал под интеллектуальным созерцанием интуицию, которая постигает вещи в их абсолютной реальности, «которая присуща, по-видимому, только первосуществу, но не свойственна нам, и возможность которой не может быть усмотрена нами». У Гёте – это «созерцающая сила суждения», «созерцание внутренней творческой природы», которое приводит к возникновению «прообразного, типического». Как источник философского познания этот источник рассматривается прежде всего Фихте и Шеллингом, Шопенгауэр отрицает только слово, но не его существо.

У Бергсона интуиция – «одновременно и общее, и внутреннее видение результатов анализа, но не доаналитическое положение вещей. Философия не должна … ни конструировать реальность … ни довольствоваться фактическим состоянием естественного мировоззрения и … науки… она должна реконструировать вселенную с помощью интуиции тем, что она в возростающей степени приобретает с нею непосредственный жизненный контакт, а равно и благодаря тому, что она разрушает те или иные формы и схемы, которые придают вселенной характер чисто человеческий среды».

90. Истина как социокультурная проблема. Позиции обоснования и оправдания истины. Убеждения, знания, вера и истина. Истина как правда и справедливость. Истина как диалог. Истина как мудрость, добро, благо, прекрасное. Истина как свобода. Проблема социальных критериев истины: марксизм, прагматизм, конвенционализм, инструментализм. Скептицизм и релятивизм.

Убеждения – … Знание – … Прекрасное – …

Вера – принятие чего либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.

Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинным». Согласно Хайдеггеру, истина (греч. «нескрытность») является откровенностью бытия.

Мудрость – «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающее каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью; «этическая духовность»». (Гартман, Этика)

Добро – основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе.

Благо – то, что имеет ценность, является предпосылкой нравственных ценностей. Например: честность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (не только вещи), которые нужно уважать как владение других; правдивость – ценность истинного высказывания.

Прагматизм – философское воззрение, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике (прагматизм как философия успеха). Название ведёт происхождение от американского философа Пирса. Сравни инструментализму у Дьюи (т.к. мышление – инструмент действия), гуманизму (Шиллер), функция, персонализм. В наиболее полной форме прагматизм был развит американским философом Уильямом Джеймсом: прагматическое понятие истины – «в качестве истины, которая может быть принята, прагматизм признаёт лишь одно то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позволяет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта». Прагматизм развивался преимущественно в США, близок к позитивизму.

Инструментализм – взгляд (защищавшийся Джоном Дьюи) согласно которому ум и интеллект (логические, этические и др. формы) точно так же являются средством (инструментом) приспособления к изменяющимся условиям, как части тела и зубы.

Конвенционализм – философское направление, подчеркивающее, что характер понятий, определений, аксиом, гипотез покоится на число целесообразном соглашении учёных.

Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм предшествующих школ представлен Пирроном, средней и новой академиями (Аркесилай, Карнеад) и поздним скептицизмом (Энезидий, Секст Эмпирик). Энезидий – десять принципов (троп) скептицизма: первые шесть – различия живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений; расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре – смешанное бытие воспринимаемого объекта с другими объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов. В Новейшее время обращается внимание на то, что в каждом «чисто» научном знании большую роль играет вера: например, в соответствие категорий бытия и познания. В обыденном смысле скептицизм – психологическое состояние неуверенности, сомнения в чём-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Релятивизм – 1) то же самое что и реляционизм; 2) философская гносеологическая точка зрения, впервые отчётливо представленная софистом Горгием, согласно которой все знания рассматриваются лишь как относительно правильные, ибо они обуславливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий, особенно в зависимости от его индивидуального телесно-душевного состояния. Для этического релятивизма, который в крайней форме уничтожает все нравственные мерила, различие между добром и злом становиться относительным.

Реляционализм – философское, гносеологическое воззрение, согласно которому возможно только познание отношений между вещами и между понятиями (Кант, Бергсон). Более того, действительность ограничена областью логических отношений (марбургская школа). Рассматриваемая с математической точки зрения и, следовательно, в сфере чистых понятий логистика является чистым реляционизмом.

Марксизм – …

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах.

Ценность знания определена мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

Но заблуждения следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.

Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.

Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.

Гораздо сложнее все в общественных науках, в частности в истории. Тут и доступность источников, и их достоверность, и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины — всего лишь призрак.

Любой объект познания — неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т д. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена если не известны условия места, времени, в которых они сформулированы.

Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражен в термине реализуемость. Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания.

Но нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. «Атом неделим» — так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постоянно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

Релятивизм культурный - подход к другим культурам, согласно которому члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете собственной культуры.

Сознание и познание. Субъект и объект познания. Типы знания и познания. Наука как познавательная деятельность, социальный институт и феномен культуры. Особенности математического, природно-научного, экономического и социогуманитарного познания.

Сознание это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании я самоконтролировании поведения человека.

Сознание это субъективная реальность, тогда как материя – объективная. Сознание – это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах.

Сознание представляет собой фундаментальную научную, философскую и, в целом, мировоззренческую проблему. Это обусловлено, прежде всего, тем, что сознание неразрывно связано с такой ключевой категорией любого мировоззрения как человек. Отсюда следует, что конструктивное решение проблемы сознания играет определяющую роль в постижении проблемы человека. Мир существует лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Понятия «субъект» и «объект» соотносительны.

Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. Высший производитель знания и мудрости – все человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности. По крупицам, из века в век, накапливает он сведения о явлениях природы, о животных и т.д. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, чертами характера, таланта. Если же субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п. Но часто под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания. Он не просто вещь, а такая вещь, которая, попав в поле сознания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Объект в его отношении к субъекту – это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, то есть такая, которая стала фактом сознания – сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума. С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта.

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет же – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику человека, его поведение, медицина – его недуги и способы их лечения и т. д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, то есть он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 383 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.038 с)...