Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Герменевтика как философия понимания и методология гуманитарного познания



Герменевтика – искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с интерпретациями и исследованием классических текстов (напр., Гомера) и развивается в средние вв. и эпоху Возрождения в рамках толкования священного писания (экзегетика). В 19 в. начинается развитие так называемой „свободной" герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. Основоположником этой герменевтики стал Шлейермахер(1768-1834), немецкий протестантский теолог и философ. У него герменевтика мыслится прежде всего как искусство понимания чужой индивидуальности, «другого», выражения воплощенной индивидуальности. В его философии преобладали романтические, антипросветительские тенденции. Религию, нравственность он выводил из внутреннего настроения субъекта. Основу бесконечного бытия, с точки зрения Шлейермахера, образует мировое единство, или бог, в котором примиряются все противоречия и который может открыться непосредственному знанию. Он поставил задачу „вживания" в текст, дабы понять его смысл „лучше, чем сам его автор".

У Дильтея(1833-1911) герменевтика превращается в специфический метод наук о духе, призванный обеспечить реконструкцию духа культур прошлых эпох и „понимание" общественных событий исходя из субъективных намерений деятелей. При этом „понимание" в обществознании противопоставляется „объяснению" в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего закона. Дильтей развивал герменевтику как методологическую основу гуманитарного знания. С его точки зрения герменевтика есть искусство истолкования литературных памятников, понимания письменно зафиксированных проявлений жизни. Центральным для Дильтея было понятие о живом духе, развивающемся в исторических формах. Дильтей отверг познание закономерностей исторического процесса; философия не может быть познанием сверхчувственных сущностей, она может быть лишь „учением о науке". Мир наук Дильтей расчленяет на науки о природе и науки о духе; Философия должна начинать с анализа сознания, так как только он якобы дает средство, отправляясь от непосредственных переживаний „я", достигать сути природной и духовной жизни. Связующее звено между философией и историческими науками образует, по Дильтею, „учение об истолковании", или „герменевтику", которую он понимал как средство воссоздания неповторимых и само замкнутых культурных миров прошлого. Сочинения – "Введение в науки о духе", „Возникновение герменевтики" и др.

В современном словоупотреблении герменевтика – термин греческого происхождения (разъясняю, истолковываю) употребляется в трех основных значениях: 1) теория и практика истолкования текстов; 2) течение в современной философии; 3) как методология «наук о духе», главной задачей которых является понимание – постижение смысла. Феномен понимания и правильного истолкования понятого не является только специальной методологической проблемой гунитарных («наук о духе»), а оно относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом.

Основные формы герменевтики.

1. Теологическая герменевтика возникла из необходимости самозащиты реформационного истолкования Библии от нападок католических теологов. Может быть догматической или критической (например, критика Библии Спинозой).

2. Филологическая герменевтика как теоретически обоснованное и методически выверенное истолкование текстов уже была достаточно разработана в XVIII веке. Пример филологической герменевтики – перевод с одного языка на другой.

3. Юридическая герменевтика, суть которой – толкование правового смысла того или иного действующего закона применительно к конкретным условиям, данному случаю.

4. Универсальная (философская) герменевтика, где проблемой становится понимание как таковое, а сама герменевтика представляет собой универсальный аспект философии, а не просто методологический базис так называемых «наук о духе».

Интерпрета́ция (лат. interpretatio «разъяснение, толкование; перевод»):

интерпретация (методология) — в математике, логике, методологии науки, теории познания: совокупность значений (смыслов), придаваемых тем или иным способом элементам (выражениям, формулам, символам и т. д.) какой-либо естественнонаучной или абстрактно-дедуктивной теории (в тех же случаях, когда такому «осмыслению» подвергаются сами элементы этой теории, то говорят также об интерпретации символов, формул и т. д.).

Понятие интерпретации имеет большое гносеологическое значение: оно играет важную роль при сопоставлении научных теорий с описываемыми ими областями, при описании разных способов построения теории и при характеристике изменения соотношения между ними в ходе развития познания. Поскольку каждая естественнонаучная теория задумана и построена для описания некоторой области реальной действительности, эта действительность служит её (теории) «естественной» интерпретацией. Но такие «подразумеваемые» интерпретации не являются единственно возможными даже для содержательных теорий классической физики и математики; так, из факта изоморфизма механических и электрических колебательных систем, описываемых одними и теми же дифференциальными уравнениями, сразу же следует, что для таких уравнений возможны по меньшей мере две различные интерпретации. В ещё большей степени это относится к абстрактно-дедуктивным логико-математическим теориям, допускающим не только различные, но и не изоморфные интерпретации. Об их «естественных» интерпретациях говорить вообще затруднительно. Абстрактно-дедуктивные теории могут обходиться и без «перевода» своих понятий на «физический язык». Например, независимо от какой бы то ни было физической интерпретации, понятия геометрии Лобачевского могут быть интерпретированы в терминах геометрии Евклида. Открытие возможности взаимной интерпретируемости различных дедуктивных теорий сыграло огромную роль как в развитии самих дедуктивных наук (особенно как орудие доказательства их относительной непротиворечивости), так и в формировании связанных с ними современных теоретико-познавательных концепций.

95. Категории как формы мышления и универсальное определение предметного мира. Основные философские категории: сущность и явление, необходимость и случайность, форма и содержание, возможность и действительность, количество и качество, противоречие, возражение и другие.

Все, что человек знает об окружающем мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории суть понятия, но не все понятия – категории. Без понятий, категорий невозможны мышление, познание свойств предметов, их связей с другими предметами, их развитие. Если мы, воспринимая объекты, не подводим их под какие-либо категории, понятия. То мы вообще обречены на то, чтобы бессмысленно смотреть на вещи. О мире в целом, об отношениях человека к миру мы мыслим категориями, т.е. предельно общими понятиями.

Категории – это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Два аспекта в понимании категорий как форм мышления.

1. Гносеологический. Категории – формы знания, в которых отражается объективная реальность, аккумулируется объективное знание о реальности.

2. Логико-методологический. Категории служат инструментами, орудиями, средствами, обеспечивающими дальнейшее познание и освоение реальной действительности.

Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления очень устойчива. Но и вместе с тем изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание категорий. Категории формировались в сознании человека по мере того, как он миллиарды раз сталкивался и учитывал реальные причинно-следственные, пространственно-временные отношения вещей, их качественную и количественную сторону. Логические категории являются формами мысли и определения бытия.

Являясь результатом отражения объективного мира в процессе его практического преобразования. Категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и глубокого преобразования. Они играют очень большую методологическую роль в науке. Без них невозможно научное мышление ни в одной области знания.

Исходной философской категорией является категория бытия. Все остальные категории с различных сторон характеризуют содержание, всевозможные проявления свойств, отношения, развитие сущего. Все категории являются историческими, так что не существует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системы категорий, данной раз и навсегда. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории (например, информация), а старые категории наполняются новым содержанием.

Кратко о категориях:

Каждый объект как-то оформлен, структурно организован, содержателен. Содержание – это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т.е. структура. Структура – это не только способ распределения элементов объекта в пространстве, но и строение определенного процесса во времени, это определенная последовательность и ритм изменения процесса. Это единство содержания и формы. Форма – это способ выражения и существования содержания. Форма и содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы, лишенной содержания. Их единство выражается в том, что определенное содержание облачается в определенную форму. Ведущей стороной является содержание: форма организации зависит от того, что организуется. И изменение начинается с содержания, а затем только меняется форма. Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль по отношению к содержанию. Это выражается, в частности, в том, что одно и то же содержание может облекаться в различные формы.

Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому – к сущности. Сущность – это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Это нечто лежащее за пределами непосредственных восприятий. Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. Оно лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. сущности. В явлении существенное связано с несущественным. Явление может соответствовать своей сущности или не соответствовать ей.

Категория видимости (или кажимости) выражает, прежде всего, факт несоответствия сущности и ее внешнего обнаружения.

В окружающем мире и в жизни людей совершаются и необходимые и случайные события. Случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе. Необходимость – это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внешних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений. Если случайное имеет причины в другом – в пересечении различных причинно-следственных связей, то необходимое имеет причину в самом себе. Диалектика необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Учет диалектики необходимости и случайности – важное условие правильной практической и творческой деятельности.

Действительность – это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Под действительностью разумеют творческий итог действия всех реальных сил мира. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности. Возможность – это будущее в настоящем, это то чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Бытие возможности связано с изменением, развитием. Во времени возможность предшествует действительности. Но при этом, действительность является исходным пунктом дальнейшего развития. Вероятность – это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данных закономерностях.

Противоречия делятся на: Диалектическое противоречие – это наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Антагонистические противоречия – это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Внутренние противоречия – это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта. Внешние противоречия – это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам.

Познание мира начинается с выделения из бесконечного многообразия действительности какой-либо предмет, объект. Выделение этого предмета возможно потому, что любой объект объективно отграничен от всего остального: границы могут быть пространственными, временными, количественными или качественными. Качество – это целостная характеристика функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия, а так же сходства с другими объектами. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Свойство – это способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Количество – это внешнее, формальное отношение предметов или их частей, а так же свойств, связей.

Подходы к анализу универсальных связей:

Горизонтальный: «единичное - общее», «качество - количество», «часть - целое», «конечное - бесконечное», «простое - сложное»...

Вертикальный: «явление - сущность», «причина - следствие», «случайность - необходимость», «возможность - действительность».





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 814 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...