Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 15: Поэзия ХХ столетия



Поэтический дискурс модернизма: Т. С. Элиот о новом содержании поэзии. Мифология и мистика в поэзии У. Б. Йейтса. Э. Паунд и английский имажизм. Ф.Г. Лорка и испанская поэзия ХХ века. Г. Аполлинер: поэзия «каллиграмм». Поэзия дадаизма и сюрреализма: А. Бретон, Л. Арагон, Т. Тцара. Ж. Кокто – поэтический образ Орфея.

Художественная литература:

1. Элиот Т. С. Бесплодная земля. Пруфрок и другие наблюдения. Любовная песнь Альфреда Пруфрока.

2. Йейтс У. Б. Книги стихов: Роза. Ветер в камышах. Башня. Дикие лебеди в Куле.

3. Паунд Э. Cantos. (Песни).

4. Лорка Ф.Г. Поэмы о канте хондо. Цыганское романсеро.

5. Бретон А. Безумная любовь. Звезда кануна.

6. Тцара Т. Песенка дадаиста.

7. Г. Аполлинер. Каллиграммы. Алкоголи.

8. Кокто Ж. Ода к Пикассо. Распятие. Сб. стихов: Словарь.

Список рекомендуемой критической литературы:

1. Т. С. Элиот. Назначение поэзии. — Киев: Airland; М.: Совершенство, 1997.

2. Т.С. Элиот. Музыка поэзии. Три голоса поэзии. Социальное назначение поэзии. Йейтс. // Т. С. Элиот. Назначение поэзии. — Киев: Airland; М.: Совершенство, 1997. // http://noblit.ru/content/category/4/66/33/

3. Аствацатуров А. Проблема смерти в поэтической системе Т.С. Элиота. //Фигуры Танатоса: Искусство умирания. Сб. статей / Под ред. А. В. Демичева, М. С. Уварова. СПб.: Издательство СПбГУ, 1998. С.34-50

4. У. Б. Йейтс. Кельтский элемент в литературе. // У. Б. Йейтс. Виддение. М., 2000. С. 25 — 34. http://noblit.ru/content/view/227/33/

5. У. Б. Йейтс. Избранное. М., Радуга, 2001.

6. У.Б. Йейтс. Звездный единорог. М., 2001.

7. У.Б. Йейтс. Роза и Башня. М., Симпозиум, 1999.

8. Эзра Паунд. Стихотворения и избранные Cantos. М, «Владимир Даль», 2003.

9. Эзра Паунд, Т. С. Элиот. Паломничество волхвов. М., Логос - Альтера, 2005.

10. Антология имажизма. М., Прогресс, 2001. (Э. Паунд, Т. Хьюм)

11. Силюнас В. Федерико Гарсия Лорка. Драма поэта. М., Наука. 1989.

12. Осповат Л.С. Федерико Гарсия Лорка. ЖЗЛ. М., Молодая гвардия, 1965.

13. Лорка Франсиско Гарсия. Федерико и его мир. М., 1987.

14. Энциклопедический словарь сюрреализма. М.: ИМЛИ РАН, 2007.

15. Антология французского сюрреализма 20-х годов. (сост., комм. и пер. С.Исаева и Е.Гальцовой) М.: ГИТИС, 2004.

16. Поэзия французского сюрреализма. — СПб.: Амфора, 2003.

17. Шенье-Жандрон Ж. Прометеев подвиг и процесс обобщения. // Шенье-Жандрон Ж. SЮRреализм. / Ж. Шенье-Жандрон. М.: Новое литературное обозрение, 2002.

18. Бретон А. Безумная любовь. М., Текст, 2005.

19. Арагон Л., Батай Ж., Луис П., Жене Ж. Четыре шага в бреду: Французская маргинальная проза первой половины ХХ века. Перев., сост. и предисл. М.Климовой и В.Кондратовича. СПб., Гуманитарный проект, 2002.

20. Сануйе М. Дада в Париже. М., Ладомир, 1999.

21. Альманах Дада. М., Гилея, 2000. Сборник статей.

22. Жан Кокто. Сочинения в 3 томах с рисунками автора. Том 1. Проза. Поэзия. Сценарии. М., Аграф, 2001.

23. Кокто Ж. Орфей. // Кокто Ж. Тяжесть бытия. Азбука-классика. 2003.

24. Пространство другими словами. Французские поэты XX века об образе в искусстве. М., Издательство Ивана Лимбаха, 2005.

(Г. Аполлинер, А. Арто)

Список обязательной критической литературы:

1. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. пособие / Под ред. Л.Г. Андреева. - М.: Высшая школа, 2001.

2. Зарубежная литература XX века. / Под ред. Л.Г. Андреева; Изд. 2-е. - М.: Высшая школа, 2000.
3. Андреев Л.Г. Художественный синтез и постмодернизм. //Вопросы литературы. - М., 2001. - №1-2.
4. Андреев Л.Г. Уважение к человеку! Вот пробный камень. //Сент-Экзюпери А. де. Военные записки. / Изд. 2-е. - М., 2001.
5. Андреев Л.Г. Предисловие. //Сартр Ж.-П. Преодоление абсурда. - М.: Панорама, 2000.
6. Андреев Л.Г. От "Заката Европы" к "Концу истории". //На границах литературных эпох: Зарубежная литература от Средневековья до современности. / Под ред. Л.Г. Андреева. - М., 2000.

7. Андреев Л.Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия? (Художественный синтез и постмодернизм.)
Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. Учеб. пособие / Под ред. Л. Г. Андреева. - М.: Высшая школа, 2001. С. 292-334.

8. Андреев Л.Г. Философия существования. Военные воспоминания. — М.: Гелеос, 2005.
9. Андреев Л.Г. Импрессионизм = Impressionnisme: Видеть. Чувствовать. Выражать. — М.: Гелеос, 2005.
10. Андреев Л.Г. Сюрреализм./Изд.3-е. М.: Гелеос, 2004.
11. Толмачёв В. М. Где искать XX век? // Зарубежная литература XX века / Под ред. В.М.Толмачёва. М., 2003.

12. Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине ХIХ века. / А.А. Аникст. М.: Наука, 1988.

13. Антонен Арто и современная культура. / Материалы международной конференции. СПб, 1996, 131 с.

14. Антология французского сюрреализма. 20-е годы. / М.: ГИТИС, 1994, 390 с.

15.Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Р. Барт. М.: «Прогресс», 1989, 616 с.

16.Бланшо М. Пространство литературы. / М. Бланшо. М.: Логос, 2002, 288 с.

17.Бретон А. Антология черного юмора. / А. Бретон. М.: Carte Blache, 1999, 543 c.

18.Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ века./ Б.И. Зингерман. М.: Наука, 1979, 392с.

19. Злобин Г.П. По ту сторону мечты. / Г.П. Злобин. М.: Худ. Лит., 1985, 335с.

20.Иллюстрированная история мирового театра. / Под ред. Дж. Рассела Брауна. М.: БММ, 1999, 581с.

21.Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. / И.П. Ильин. М.: Интрада, 1998, 255с.

22. Как всегда об авангарде. Антология французского театрального авангарда. / Вступительная статья, составление, перевод и комментарии С. Исаева. М.: ТПФ «Союзтеатр», издательство «ГИТИС»,1992, 342с.

23. Карасев Л.В. Философия смеха. / Л.В. Карасев. М.: РГГУ,1996, 221с.

24.Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. / Ж-Ф. Лиотар. М.-СПб.: Алетейя, 1998, 159с.

25.Литературная энциклопедия терминов и понятий. / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2003, 1596 с.

26. Луков В.А. Зарубежная литература от истоков до наших дней. / В.А.Луков. М.: Academia, 2003, 510 с.

27. Михальская Н.П. Зарубежная литература ХХ века. / Н.П. Михальская. М.: Дрофа, 2003, 464с.

28.Постмодернизм. Энциклопедия. / Составители и научные редакторы Грицанов А.А., Можейко М.А. Минск: Интерсервис, Книжный дом, 2001, 1037 с.

29. Шенье-Жандрон Ж. SЮRреализм. / Ж. Шенье-Жандрон. М.: Новое литературное обозрение, 2002, 412с.

30. Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. М.: Наука, 1966, 156 с.

31.Эстетика. Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др., М.: Политиздат, 1989, 447 с.

32. Руднев В.С. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., Аграф, 2009, 544с.

33. Руднев В. П. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». — М., 1996.

36. Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ веков. М., 1987.

37. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.

38. Писатели США о литературе. В 2 т., 1982.

39. Бреннер Ж. Моя история французской литературы. М., 1994.

40. Французская литература 1945-1990 гг. / Под ред. Н.И. Балашова. М., 1995.

41. Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма. М., Республика. 2003.

Вопросы к экзамену по истории зарубежной литературы первой половины ХХ века: темы 1 – 6.

1. Общая характеристика философских учений, повлиявших на развитие литературного процесса в начале ХХ века.

2. Общая характеристика литературных направлений начала ХХ века.

3. Модернизм в творчестве Д. Джойса: роман «Улисс», его структура, особенности повествования, философия пространства.

4. Тема отца и сына в романе Д. Джойса «Улисс».

5. А. Ахматова и В. Набоков о проблемной сути романа Д. Джойса «Улисс».

6. «Поток сознания» в романе М. Пруста «В сторону Свана».

7. Проблема времени в романе М. Пруста «В сторону Свана».

8. Повествователь, его значение для осмысления романа М. Пруста «В сторону Свана».

9. М. Мамардашвили о цикле романов М. Пруста «В поисках утраченного времени».

10. Романы Ф. Кафки – «своеобразный слепок действительности» («Процесс», «Замок»).

11. Проблема «отчуждения личности» в творчестве Ф. Кафки («Превращение»).

12. Своеобразие поэзии Т. С. Элиота и его влияние на мировую литературу.

13. Модернистский роман в творчестве В. Вулф. («Миссис Дэллоуэй»).

14. Цикл романов У. Фолкнера о Йокнапатофе: смысл и значение этого понятия.

15. Особенности повествования в романах У. Фолкнера «Шум и ярость» и «Свет в августе».

16. Библейские аллюзии в романах У. Фолкнера «Шум и ярость» и «Свет в августе».

17. «Интеллектуальный роман» как жанр философской прозы: особенности художественной формы.

18. Роман-миф Т. Манна «Иосиф и его братья»: переосмысление библейской притчи. Иосиф и Фауст.

19. Т. Манн о своих романах «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус».

20. Тема «болезни» и мифология «искателей Грааля» в романистике Т. Манна («Волшебная гора», «Доктор Фаустус»).

21. Особенности композиции романа Г. Гессе «Степной волк».

22. Герой и автор в романе Г. Гессе «Степной волк».

23. Проблема выбора пути и идея служения в романе Г. Гессе «Игра в бисер».

24. Философские притчи А. Жида «Имморалист» и «Тесей».

25. Тема «потерянного поколения» в западноевропейской литературе первой половины ХХ века. (Э. Хэмингуэй, Э.М. Ремарк, Р. Олдингтон)

26. «Биография» поколения в романах Э.М. Ремарка.

27. Повесть-притча Э. Хэмингуэя «Старик и море».

28. А. де Сент-Экзюпери: от документальной прозы к философской притче.

29. Социально-психологический роман в творчестве Ф.С. Фицджеральда.

30. Национальное своеобразие поэзии Ф. Г. Лорки.

31. Эпический театр Б. Брехта.

32. Драматургия Ю. ОʼНила.

33. Новеллистика Р. Акутагавы.

34. Австрийская литература первой половины ХХ века: концепция, философия, представители.

Вопросы к экзамену по истории зарубежной литературы второй половины ХХ века: темы 6 – 15.

1. Экзистенциализм во французской литературе 50-х годов. Философская эссеистика Ж.П. Сартра и А. Камю.

2. Ситуация «приключения» в повести Ж.П. Сартра «Тошнота».

3. Герой Абсурда в прозе А. Камю. (повесть «Посторонний»)

4. Орест и Калигула – экзистенциальная интерпретация мифа («Мухи» Ж.П. Сартра, «Калигула» А. Камю)

5. Генезис нового романа по Р. Барту.

6. Нарратива в прозе А. Роб-Грийе. («В лабиринте»)

7. Диалог двух «Я» в повести Н. Саррот «Детство».

8. Французский театр абсурда как театр авангарда.

9. «Трагедия слов» в пьесе Э. Ионеско «Лысая певица».

10. «Бесчеловечная реальность» в пьесах Э. Ионеско и С. Беккета.

11. Жанры социальной фантастики: антиутопия и роман-предупреждение.

12. Антиутопия в творчестве Дж. Оруэлла, О. Хаксли.

13. Антиутопия в творчестве Р. Брэдбери.

14. Роман – предупреждение в прозе Р. Мерля и С. Кинга.

15. Фантастический мир К. Воннегута.

16. Своеобразие японской прозы К. Абэ и Ю. Мисимы.

17. Роман-миф Дж. Апдайка «Кентавр».

18. Притчи У. Голдинга («Повелитель мух», «Наследники», Шпиль»).

19. Американская литература второй половины ХХ века: общая характеристика.

20. Дж. Сэлинджер, Дж. Стейнбек: традиция интеллектуальной прозы в американской литературе второй половины ХХ века. («Над пропастью во ржи», «Зима тревоги нашей»)

21. Человек и время в романе Г. Белля «Бильярд в половине десятого».

22. Ситуация нравственного выбора и концепция человека в романистике Г. Грина.

23. История семьи Буэндиа в романе Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества».

24. Жанр и поэтика романа Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества».

25. Тема искусства в романе А. Мердок «Черный принц».

26. Постмодернистская проза Дж. Фаулза («Дэниел Мартин», «Волхв»).

27. Предупреждение в прозе Ф. Дюрренматта, М. Фриша.

28. У. Эко о загадках своего романа «Имя розы».

29. «Апокалипсис» как основа конструкции романа У. Эко «Имя розы».

30. Новеллистика Х.Л. Борхеса.

31. Своеобразие романистики Х. Кортасара.

32. Миф в драматургии Т. Уильямса.

33. Ранняя драматургия Т. Уильямса.

34. Человек и мир в романе С. Беллоу «Герзаг».

35. Драматургия Э. Олби.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 943 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...