Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 7. Фантастика ХХ столетия: антиутопия и роман-предупреждение



Современная цивилизация как технократическая: Е. Замятин, Н. Бердяев об опасностях «машинной цивилизации». Парадоксы настоящего и будущего времени в фантастическом романе: «В уродливых образах жестокого зеркала Уэллсовской фантазии - мы опять узнаем себя, наше время, последствия все тех же болезней старой европейской цивилизации». Е. Замятин. («Герберт Уэллс»)

Дж. Оруэлл о «подавлении литературы» как проявлении тоталитарного сознания, о причинах появления тоталитаризма в «Рецензии на роман Е. Замятина «Мы».

Два жанра современной фантастики: антиутопия и роман-предупреждение.

Художественная литература:

1. Д. Оруэлл. 1984.

2. О. Хаксли. О, дивный новый мир.

3. Р. Брэдбери. Марсианские хроники. 451̊̊̊ по Фаренгейту.

4. Р. Мерль. Малльвилль. Остров.

5. С. Кинг. Мертвая зона.

6. К. Воннегут. Бойня номер пять. Сирены Титана.

Практическое занятие № 1. Англо-американская фантастика ХХ века.

1. Жанр антиутопии в английской литературе ХХ века.

2. Дж. Оруэлл о проблеме тоталитаризма.

3. Двоемыслие и мыслепреступление как факторы формирования социального сознания в романе Дж. Оруэлла «1984».

4. Типология героя антиутопии: Уинстон Смит («1984») и Гай Монтег («451̊ по Фаренгейту»).

5. Парадоксы времени в фантастике ХХ века: совмещение настоящего и будущего.

6. Моделирование действительности в романах Оруэлла и Брэдбери. Социальная и пространственная модели.

7. Антиутопия как пародийный жанр: романистика К. Воннегута.

8. Роман – предупреждение в творчестве С. Кинга и Р. Мерля.

Рекомендуемая критическая литература по теме:

1. Оруэлл Дж. Подавление литературы. Литература и тоталитаризм. Рецензия на роман Е. Замятина «Мы». // Дж. Оруэлл. 1984 и эссе разных лет. М., 1987.

2. Замятин Е. Герберт Уэллс. СПб, Эпоха, 1922. http://az.lib.ru

3. Бердяев Н. Учение о прогрессе и конец истории. //Смысл истории. М.. Мысль, 1990.

4. Бердяев Н. Русская литература ХIХ века и ее пророчества. // Истоки и смысл русского коммунизма. М., Наука, 1990.

5. Антиутопии ХХ века. Антология. М., 1989.

6. Мэмфорд М. Невидимая машина. //Утопия и утопическое мышление. М., 1990.

7. Морсон Г. Границы жанра. Антиутопия как пародийный жанр. // Утопия и утопическое мышление. М., 1990.

8. Мищенко В. Г. Страшные притчи Стивена Кинга // Кинг С. Воспламеняющая взглядом. Минск, 1992. С. 351;

9. Аствацатуров А. Поэтика и насилие. (О романе Курта Воннегута «Бойня номер пять»). НЛО, №58, 2002.

10. Райт-Ковалева Р. «Канарейка в шахте», или мой друг Курт Воннегут. //

http://vonnegut.ru/stat/stat.htm

Дополнительные темы:

1. Фантастический мир К. Воннегута: пространство и время.

2. Будущее в романистике Д. Лондона, Г. Уэллса, Ж. Верна.

3. Отечественная фантастика: И.А. Ефремов, А. Н. и Б. Н. Стругацкие.

4. Антиутопия в современном кинематографе.

5. Антиутопия в русской литературе ХХ –ХХI века.

6. Утопия и антиутопия: философские истоки.

Тема 8. Экзистенциальная философия и западноевропейская литература 40-50-х годов ХХ века.

Философские труды Ж.-П. Сартра и А. Камю. Проблема выбора и свободы. Экзистенциальное учение о ситуации. Концепция человека. А. Камю о героях Абсурда в «Мифе о Сизифе».

«Посторонний» А. Камю как самый полемический роман ХХ века. Ж.-П. Сартр о произведении А. Камю. Парадоксы авторского «я»: иллюзия отсутствия. «Нулевой градус письма» Р. Барт.

Творчество как способ преодоления абсурда: два романа Ж.П. Сартра «Тошнота» и «Слова». «Да, я был Рокантеном…». Ж.П. Сартр о процессе письма. («Я разворачивался навстречу маленьким рейтарам- словам…»)

Драматургия литературного экзистенциализма во французском театре ХХ века.

Художественная литература:

1. Ж.П. Сартр. Тошнота. Мухи. Слова.

2. А. Камю. Калигула. Посторонний. Миф о Сизифе. Чума.

Практическое занятие № 1.

1. Философские истоки литературы экзистенциализма.

2. Эссеистика Ж.-П. Сартра и А. Камю.

3. Теория ситуации и концепция человека в творчестве Ж.-П. Сартра и А. Камю.

4. Тема смерти в повести А. Камю «Посторонний». Три ситуации смерти. Метафизика ландшафта и символика цвета. Философский интертекст.

5. Значение ситуации в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота»: концепция приключения, совершенных мгновений.

6. Искусство в исканиях смысла А. Рокантеном. Рокантен и Сартр.

Рекомендуемая критическая литература:

1. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. //Ж.П. Сартр. Тошнота. М., 1994.

2. Сартр Ж.П. Объяснение «Постороннего». // Называть вещи своими именами. М., 1986.

3. Камю А. Человек Абсурда. Миф о Сизифе. // А. Камю. Избранное. М., 1994.

4. Камю А. За пределами пятой заповеди. // Новое время. №9, 1993.

5. Котельников В.А. Блудный сын Достоевского. // Вопросы философии. №2, 1994.

6. Маньковская Н.Б. Счастливая смерть постороннего. // Вестник МГУ. Серия 8. Философия. №2.

7. Великовский С. Грани несчастного сознания. М., 1973.

8. Кирнозе З.И. Французский роман ХХ века. Горький, 1977.

9. Фокин С.П. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПб, 1999.

10. Юровская Э.П. Жан-Поль Сартр. Жизнь. Философия. Творчество. СПб, Петрополис, 2006.

11. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. — М.: Гелеос, 2004.

Дополнительные темы:

1. Ф.М. Достоевский в эссеистике А. Камю.

2. Драматургия экзистенциализма в 40-е годы ХХ века.

3. Ранняя проза А. Камю.

4. Ж.П. Сартр как журналист и общественный деятель.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...