Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Пражская группа экспрессионистов и ранняя проза Ф. Кафки. М. Брод и Ф. Кафка.
Особый мир кафкианской прозы: автобиографические мотивы, «я весь состою из литературы», сновидческая реальность (дневники Ф. Кафки как источник толкований и кодов в его произведениях).
Экзистенциальная интерпретация текстов Ф. Кафки. А. Камю о писателе. Профетическая суть романов «Процесс», «Замок». Библейские мотивы: жертвоприношение, новый Иов. Т. Манн о Ф. Кафке.
Художественная литература:
1. Кафка Ф. Превращение. Процесс. Замок.
Практическое занятие № 1. Роман Ф. Кафки «Процесс».
1. Пражская школа экспрессионизма и Франц Кафка.
2. Автобиографические черты прозы Ф. Кафки: образ отца, кодирование имени автора, значение прототипов.
3. Сновидческая природа текстов Ф. Кафки: трансформации пространства, «теневые» (черные) образы,
4. Темы вины, свободы и выбора в романе «Процесс»: сатирическая, религиозная, экзистенциальная интерпретация.
5. Смысл притчи о вратах Закона: смерть как неизбежность пробуждения.
Рекомендуемая критическая литература:
1. Беньямин В., Адорно Т. Из переписки с Теодором В. Адорно // Беньямин В. Франц Кафка = Franz Kafka / Пер. М. Рудницкого. — М.: Ad Marginem, 2000. — 320 с.
2. Бланшо М. От Кафки к Кафке. Пер с фр. / Перевод и послесловие Д. Кротовой. М.: Логос, 1998. (Две статьи из сборника: Чтение Кафки и Кафка и литература)
3. Гулыга А.Ф. Кафка и его роман «Замок». // Кафка Ф. Замок. М., 1990.
4. Набоков В.В. Франц Кафка. // В.В. Набоков. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.
5. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки. // А. Камю. Избранное. Миф о Сизифе. М., 1993.
6. Подорога В. Франц Кафка. Конструкция сновидения. // В. Подорога. Выражение и смысл. М., Ad Marginem, 1995.
7. Брод М. Пражский круг. М., 2007.
8. Брод М. Франц Кафка. Узник абсолюта. М., 2003.
9. Брод М. О Франце Кафке. М., 2000.
10. Пражская немецкая школа. // История всемирной литературы в 8 т. - т.8 - с. 355-359, М., Наука. 1983-1994.
11. Тимошкин А. Феномен и трагедия пражского многоязычия. НЛО. 2004. №68.
12. Карельский À. Лекция о творчестве Кафки // Иностран-
ная литература. 1995.№8. С. 241—248.
Дополнительная тема:
1. Романистика Ф. Кафки в киноискусстве. («Превращение», «Процесс»)
Тема 3. Австрийская литература первой половины ХХ века.
«Национальные приоритеты» австрийской философии, обуславливающие новый психологизм Р. Музиля. Концепция «математического человека» в романе Р. Музиля «Человек без свойств». «Великие духи прошлого» в романе Г. Броха «Смерть Вергилия». Мифологический герметизм в романистике Г. Майринка: «Голем». «Ангел западного окна». Э. Канетти и традиции кафкианской прозы: «Ослепление».
Художественная литература:
1. Музиль Р. Человек без свойств.
2. Брох Г. Смерть Вергилия.
3. Майринк Г. Голем. Ангел западного окна.
4. Канетти Э. Ослепление.
Рекомендуемая критическая литература:
1. Затонский Д.В. Австрийская литература ХХ столетия. М., 1985.
2. Леонова Е.А. Австрийская литература конца ХIХ – начала ХХ века. // Т.В. Ковалева и др. История зарубежной литературы. (Вторая половина ХIХ – начало ХХ века). Минск, Завигар, 1997. С. 199-209.
3. История австрийской литературы. Т.1: Конец ХIХ – середина ХХ века. М., «ИМЛИ РАН», 2009.
4. Канетти Э. Масса и власть. Превращение. // Морис Бланшо, Вернер Зомбарт, Элиас Канетти. Тень парфюмера. М., Алгоритм. 2007.
5. Руднев В. П. Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни. — М.: Прагматика культуры, 2002. — 256 c.
Тема 4. «Интеллектуальный роман» в литературе ХХ столетия.
Романистика А. Жида, Г. Гессе, Т. Манна, У. Фолкнера как новый вид философской прозы. Роман «культуры».
Т. Манн как автор термина «интеллектуальный роман» и создатель жанра. Метафора «волшебной горы». Герой как «искатель Грааля». От Ганса Касторпа к Адриану Леверкюну. «Иосиф и Фауст». Т. Манн о своих романах.
«Повести» (récits) А. Жида «Имморалист», «Пасторальная симфония». Исповедальный конструкт: герой как автор, философский контекст богоискательства (книга Иова, идеи Ф. Ницше, парадигма литературных архетипов).
А. Жид об «опасностях крайнего индивидуализма» в повести «Имморалист»: концепты «восхождения» и «падения». Парадоксы гуманизма: Иов («три друга Иова») и Заратустра («палимпсест»). Метафизика пространства и философия пути в прозе А. Жида. («Имморалист», «Пасторальная симфония», «Тесей»).
Творческий путь Г. Гессе: малая проза писателя, публицистика, роман «культуры». Эссеистика, посвященная религии, философии и культуре Востока. От романа «Сиддхартха» (буддизм) до Лао-цзы («Канон пути и благодати»). «Мои китайские мысли».
«Герман Гессе – Гарри Галлер»: прием автобиографического кода в романистике писателя. Музыка, танец и смех как философские концепты в романе «Степной волк» (Ф. Ницше: «воля к танцам», «лед в смехе их»; «если музыка, то и Ницше»).
Модернистские романы У. Фолкнера «Шум и ярость» и «Свет в августе». Типология героя: Бенджи Компсон – Джо Кристмас. Тема пути, искупления, преображения: обретение голоса – крик, концепт «темного пути» - «колесница Джаггернаута», колесо как мифологема вечности. «Свет в августе» - «новый апокриф». К.Г. Юнг «Ответ Иову».
Художественная литература:
1. Жид А. Имморалист. Пасторальная симфония. Фальшивомонетчики. Тесей.
2. Т. Манн. Волшебная гора. Иосиф и его братья. Доктор Фаустус.
3. Г. Гессе. Степной волк. Игра в бисер.
4. Фолкнер У. Шум и ярость. Свет в августе.
Практическое занятие № 1. Роман Г. Гессе «Степной волк».
1. Мировоззренческие истоки творчества Г. Гессе.
2. Место романа «Степной волк» в творчестве Г. Гессе. Автобиографические мотивы. Гессе и его современники.
3. Композиция романа: эпос, лирика, театр.
4. Эстетика музыкального жанра фуги: полифония. Фуга для пяти голосов (Гарри –Степной волк; Гермина – Пабло – Моцарт).
5. «Моцарт и бессмертие» как основная тема романа. Мотив «ледяного смеха». Эстетика смеха в романе.
6. Движение сюжетной линии «Гермина – Пабло- магический театр». Эстетика танца.
7. Метафизическая характеристика игры в финале романа. («Три метаморфозы духа»).
Практическое занятие № 2. Роман Т. Манна «Доктор Фаустус».
1. Роман «Доктор Фаустус» как духовное завещание писателя.
2. История жизни Адриана Леверкюна – «демоническое в сияющей сфере гения». Роль Серенуса Цейтблома. Мотив Hetaera esmeralda.
3. Музыкальная тема в романе как основная: прием контрапункта. (Глава 22).
4. «Фауст» И. В. Гете как «символический образ человечества»: реальные и литературные прототипы в романе «Доктор Фаустус».
5. «Плач» - музыкальный эпилог романа и его значение.
Практическое занятие № 3. Роман У. Фолкнера «Свет в августе».
1. У. Фолкнер о названии своего романа.
2. «Южная» проблематика в романе и в творчестве У. Фолкнера.
3. Мифологические прототипы основных героев романа Джо Кристмаса и Лины Гроув.
4. Мифологема «страстной недели» в романе и философское осмысление символики «реки» и «дороги».
5. Образ Хайтауэра: символ «колеса» как концепт искупления и преображения в потоке сознания героя.
Рекомендуемая критическая литература по теме:
1. Адмони В., Сильман Т. Томас Манн: Очерк творчества.— Л.: Сов. писатель, I960.
2. Апт С. К. Над страницами Томаса Манна: Очерки.— М.: Сов. писатель, 1980.
3. Апт С. Томас Манн. — М.: Мол. гвардия, 1972. — (Жизнь замечат. людей).
4. Апт С. Послесловие. // Г. Гессе. Избранные произведения. М., 1995.
5. Вильмонт H. H. Шесть плодов о Томасе Манне. // Вильмонт H.H. Великие спутники, М., 1966, с.401—588.
6. Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна: Мировоззрение и жизнь: Пер. с нем. / Предисл. С В. Рожновского. — М.: Прогресс, 1981.
7. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. М., 1977. (о романе культуры)
8. Рассел Д.В. Мефистофель. Дьявол в современном мире. М., 2002.
9. Кургинян М. С. Романы Томаса Манна: Формы и метод. — М.: Худож. лит., 1975.
10. Генрих Манн — Томас Манн: Эпоха, жизнь, творчество: Переписка, статьи / Сост., автор Послесл. и коммент. Г.Н.Знаменская; Пер. С.Апта.— М.: Прогресс, 1988.
11. Русакова A.B. Томас Манн.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975.
12. Федоров А. Томас Манн. // История зарубежной литературы ХХ века: 1917–45, «Просвещение», 1984.
13. Федоров À.À. Томас Манн. Время шедевров. Томас Манн
в период творческого расцвета. М., 1981.
14. Кирнозе З.И. Последний среди классиков, первый среди модернистов. // Кирнозе З.И. Французский роман ХХ века. Горький, 1977.
15. Войцеховская Э., Белоцерковский Ю. Царская свобода и царская несвобода. Андре Жид и его Тезей. // Internet: http://vladivostok.com/speaking_in_tongues/Gigintro
16. Киричук Е.В. Повесть А. Жида «Имморалист» как образец исповедальной прозы. Филологический ежегодник. Вып. 4, ОмГУ, Омск, 2002.с. 219-223.
17. Киричук Е.В. Ландшафт в романе А. Жида «Пасторальная симфония» как интертекстуальный концепт. Вопросы филологии. Вып. 8, СпбГПУ, СПб, 2002. С.143-149.
18. Ржевская Н. Андре Жид. История всемирной литературы, т. 8 // История всемирной литературы в 9 т., М., Наука, 1983-1994. С. 229-231.
19. Анастасьев Н.А. Фолкнер. М., 1976.
20. Сартр Ж.П. О романе «Шум и ярость». Категория времени у Фолкнера. // Ж.П. Сартр. Ситуации. М., 1997.
21. Ионкис Г. Уильям Фолкнер и сотворенный им мир. «Слово». №55.2007.
22. Киричук Е.В. Христианские аллюзии в романе У.Фолкнера «Свет в августе». // Святоотеческие традиции в русской литературе. Сб.н. трудов. Омск. 2003. С.122-126.
23. Каралашвили Р. Мир романа Г. Гессе. Тбилиси, 1984.
24. Хильшер Э. Поэтические картины мира. Генрих Манн,
Томас Манн, Герман Гессе, Роберт Музиль, Лион Фейхтван-
гер. М., 1979.
25. Гессе Г. Магия книги. Сборник эссе, очерков, фельетонов, рассказов и писем о книгах, чтении, писательском труде, библиофильстве, книгоиздательстве и книготорговле. М., Книга, 1990.
26. Гессе Г. Письма по кругу. М., Худ. лит., Прогресс, 1987.
27. Анисова А.А. Жук М.И. Архетип Тени в романе Г. Гессе «Степной волк» с точки зрения теории аналитической психологии К.Г. Юнга. //http://www.hesse.ru
28. Азадовский K. Гессе и Достоевский. //http://www.hesse.ru
29. Мюнстер Е.Г. Цикл работ о Г.Гессе. //http://www.hesse.ru
30. Пожидаева В. Г. Мифологема Эрос - Танатос и мотив инициации
в художественной прозе ХХ века (на материале произведений Г. Гессе, П. Лагерквиста, М. Фриша, Ф. Дюрренматта, А. Нин) // Художественный текст: стиль и смысл. Сборник научных статей. – Омск: Изд-воОмГТУ, 2006. – С. 99 –119.
31. Подорога В. Семиозис тела. // В. Подорога. Выражение и смысл. М., 1995. С.166 («писать – это танцевать»).
32. Манн Т. История создания «Доктора Фаустуса». Доклад: Иосиф и его братья. // Т. Манн. ПСС. Том 9, 1960.
Дополнительные темы:
1. Герман Гессе и живопись.
Герман Гессе: «В моих книгах зачастую не обнаруживается общепринятого респекта перед действительностью, а когда я занимаюсь живописью, у деревьев есть лица, домики смеются, или пляшут, или плачут, но вот какое дерево - груша, а какое - каштан, не часто удается распознать. Этот упрек я принимаю. Должен сознаться, что и собственная моя жизнь весьма часто предстает предо мною точь-в-точь как сказка, по временам я вижу и ощущаю внешний мир в таком согласии, в таком созвучии с моей душой, которое могу назвать только магическим». (Из эссе «Краткое жизнеописание», 1925)
«От тоски, становившейся порой невыносимой, я нашел для себя выход, начав рисовать, чего никогда в жизни не делал, и даже попробовал писать картины. Имеет ли это какую объективную ценность, мне все равно, для меня это новое погружение в утешение искусством, которого не смогло мне практически дать сочинительство. Это как увлечение без страсти желаний, как любовь без претензий». (Из письма к Феликсу Брауну, 1917)
2. Музыка в прозе Т. Манна.
3. Экранизации романов Т. Манна. ( Федор Ермошин. Андрей Тарковский и Томас Манн. // Глава из книги «Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая литература».)
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 2607 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!