Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 9. Новый роман во французской литературе 50-х годов ХХ века



Р.Барт о генезисе нового романа. «Смерть автора». Теоретические манифесты А. Роб-Грийе. Роман «В лабиринте» как иллюстрация поэтики новой романистики: «белое письмо», техника «взгляда», «шозизм».

Проза М. Бютора, Н. Саррот. Отказ от психологизма в творчестве Н. Саррот: «…персонажи меня не интересуют». Учение о «тропизмах».

Художественная литература:

1. А. Роб-Грийе. В лабиринте.

2. М. Бютор. Изменение.

3. Н. Саррот. Тропизмы. Золотые плоды. Вы слышите их? Детство.

Рекомендуемая критическая литература по теме:

1. Барт Р. Литература и метаязык. Смерть автора. От произведения к тексту. // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Р. Барт. М.: «Прогресс», 1989.

2. Интервью с Натали Саррот. М.Климова,"Ex-Libris-НГ" 17.09.1997.

3. Саррот Н. Эра подозрения// Писатели Франции о литературе. М.: Прогресс, 1978.

4. Саррот Н. Тропизмы. Эра подозрения. М., Полинформ-Толбури, 2000.

5. Саррот Н. Откройте. ИЛ №5, 1999.

6. Роб-Грийе А. О нескольких устаревших понятиях. //http://demosfera.by.ru

7. Зонина Л. Тропы времени: Заметки об исканиях французских романистов (60-70 гг.). М., 1984.

8. Зверев А. М. «Новый роман»// Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001, с.665-666.

9. Гапон Л.А. Текст как телесный объект. (Творчество А. Роб-Грийе).// Вестник Омского университета, 1997, Вып. 4. С. 74-76.

10. Андреев Л.Г. Предисловие. // М. Бютор. Изменение. А. Роб-Грийе. В лабиринте. К. Симон. Дороги Фландрии. Н. Саррот. Вы слышите их? М., «Художественная литература», 1983.

Тема 10. Романистика во второй половине ХХ столетия:

Стратегия постмодернизма в европейской литературе 50- 90-х годов ХХ века. «Парабола», «миф» и «притча» как жанровые формы романа. Интертекстуальность как новая эстетика текста: аллюзия, цитирование, реминисценция. Игра с читателем как способ конструирования текста.

-немецкая и швейцарская романистика: Г. Белль, Ф. Дюрренматт, М. Фриш, Г. Грасс;

-французская романистика: Б. Виан, М. Турнье, А. Бошо;

-американская романистика: Дж. Апдайк и Дж. Барт;

- английская романистика: Г. Грин, У. Голдинг, А. Мердок. Дж. Фаулз;

- постмодернизм в романном творчестве: У. Эко, М. Кундера.

Художественная литература:

1. Белль Г. Где ты был, Адам? Бильярд в половине десятого. Долина грохочущих копыт.

2. Дюрренматт Ф. Авария. Поручение, или о наблюдении за наблюдающим за наблюдателями.

3. Фриш М. Homo Faber.

4. Грасс Г. Жестяной барабан.

5. Турнье М. Лесной царь. Пятница. Каспар, Мельхиор и Бальтазар. СПб: Амфора, 2005.

6. Бошо А. Эдип, путник. Антигона.

7. Виан Б. Пена дней. Осень в Пекине.

8. Апдайк Дж. Кентавр.

9. Барт Д. Химера.

10. Грин Г. Тихий американец. Десятый. Комедианты. Монсеньор Кихот.

11. Голдинг У. Повелитель мух. Наследники. Шпиль. Хапуга Мартин. Бог-скорпион.

12. Мердок А. Черный принц. Море, море. Дитя слова.

13. Фаулз Д. Женщина французского лейтенанта. Башня из черного дерева. Волхв.

Практическое занятие № 1. Жанр притчи в литературе ХХ века. У. Голдинг. Повелитель мух. Шпиль. Кобо Абэ. Женщина в песках.

1. Особенности современной притчи.

2. Моделирование действительности в притчах Голдинга и Абэ: модель и метафизика ландшафта.

3. Экзистенциальное сознание как философская основа притчи К. Абэ. Сизиф и Ники Дзюмпей.

4. Библейские аллюзии в притче У. Голдинга. «…темна душа человека».

5. Образ Саймона. Цитирование как способ введения интертекста («зверь появляется из вод», «повелитель мух», «зверь – это мы сами»).

6. Ситуация выбора в притче как проблема обретения свободы («Без угрозы наказания нет радости побега»).

Практическое занятие № 2. Роман А. Мердок «Черный принц».

1. Творческий путь А. Мердок: от философии к литературе.

2. «Черный принц» как роман «парабола»: структура романа, образ издателя, полифония.

3. Шекспировская аллюзия в романе. Б. Пирсон и Д. Баффин.

4. Преображающийся герой в прозе А. Мердок: значение послесловий к роману. Оппозиция: Брэдли Пирсон – Арнольд Баффин.

5. Концепция искусства в романе: кольцевая композиция текста.

6. Философская метапроза – «открытый» диалог А. Мердок.

Практическое занятие № 3. Роман Д. Фаулза «Волхв».

1. Д. Фаулз как представитель постмодернизма в английской литературе ХХ века.

2. Рамочная композиция романа и кодовое значение имени «Алисон».

3. Топонимический ряд: Англия (Оксфорд) – Австралия – Фраксос (Греция).

4. Вилла Кончиса – центр композиции романа (театральная сцена).

5. История Кончиса – смысл притчи о свободе («Элефтерия!»). Философия игры в романе.

6. Значение шекспировской аллюзии («Буря», «Отелло»).

Практическое занятие № 4. Роман Г. Белля «Бильярд в половине десятого».

1. «Литература развалин» и раннее творчество Г. Белля.

2. Концепция времени в романе Г. Белля «Бильярд в половине десятого» (Историческое время, миф, биографическое время).

3. Приемы цитирования и аллюзии в романе. («Паси агнцев моих…», «маленький Давид», «Сострадая, сердце всевышнего остается твердым»).

4. Выстрел как мотив разрешения духовного кризиса в романистике Г. Белля («Долина грохочущих копыт», «Бильярд…»).

5. Женские образы в романистике Г. Белля.

Рекомендуемая критическая литература:

1. Чамеев А. Уильям Голдинг — сочинитель притч // Голдинг У. Бог-скорпион. СПб, 2001. С. 5—29.

2. Воробьева Е. Заметки о малых прозаических жанрах. Парабола как явление постлитературы. НЛО, №38,1999. С. 289-300.

3. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб, РГГУ, 2005.

4. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., РОССПЭН, 2004.

5. Кристева Ю. Бахтин. Слово. Диалог. Роман. // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., РОССПЭН, 2004.

6. Мелетинский Е. Поэтика мифа. 3-е изд., М., 2000.

7. Рожновский С. Генрих Белль. М., 1965.

8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

9. Белль Г. Франкфуртские лекции. // Вопросы литературы. № 5, М., 1988. С. 169-214.

10. Ильина Э.А. Романы Г.Белля (вопросы поэтики). АКД. Н. Новгород, 1994.

11. Вирина Г.Л., Липинская А.А. Система хронотопов в романах Г. Белля «Бильярд в половине десятого» и «Женщины у берега Рейна». // http:// aseminar.narod.ru/bell.htm

12. Ефимова Д. А. Библейские аллюзии и образ Саймона в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух» // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 5 — Филология.

13. Ивашева В. Патриарх из Солсбери. // Ивашева В. Английские диалоги. М., 1971.

14. Скороденко В. Притчи Уильяма Голдинга. // Голдинг У. Шпиль и другие повести. М., 1981.

15. Голдинг У. Избранное. М., 1996

16. Львофф Б. «Черный принц» Айрис Мердок и «Женщина французского лейтенанта» Джона Фаулза. // http://proza.ru

17. Толкачев С.П. Художественный мир А. Мердок. Реферат дисс…к.ф.н., М., 1999//http://dissertation1.narod.ru

18. Делез Ж. М. Турнье или мир без Другого. // Турнье М. Пятница или тихоокеанский лимб. СПб, 1999. С. 282-302.

19. Костюкович Е. Орбиты У. Эко. // Эко У. Заметки на полях «Имени розы». /www.gramotey.com/books/131140169095.htm

20. Лотман Ю. Выход из лабиринта. // Эко У. Заметки на полях «Имени розы». //www.gramotey.com/books/131140169095.htm

21. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». М., Симпозиум, 2007.

22. Кундера М. Нарушенные завещания. М., Азбука-классика, 2004.

23. Кундера М. Нарушенные завещания. // webreading.ru/.../milan-kundera-narushennie-zaveschaniya.html

24. Невская Л. Мир-лабиринт «Альпийского затворника». М., Молодая гвардия, 1990. //http://lib.ru/INPROZ/DURENMATT/durenmatt0_1.txt#0

25. Переписка: Макс Фриш — Фридрих Дюрренматт // Иностранная литература. — 2002. — № 9.

26. Фриш М. Homo Faber. Монток. Человек появляется в эпоху голоцена. Из дневников. Опросные листы. Судья и его палач. Подозрение. Ав. М.: АСТ, 2004

27. Хлебников Б. Феномен Грасса. Иностранная литература, №1, 2007.

28. Грасс Г. Продолжение следует… Нобелевская лекция. Иностранная литература, №5, 2000.

29. Воронцова Т. И. «Письма» Джона Барта как постмодернистский роман. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение.», №5,2008.

30. Мельников Н. Чудовищная проза Джона Барта. Иностранная литература. №4, 2003.

31. Дэвид Лодж. Разные жизни Грэма Грина. //http://newafrica.ru/library/modern_green_sut.htm

32. Мень А. Трудный путь к диалогу. О романе Грэма Грина «Монсеньор Кихот». // А. Мень. Трудный путь к диалогу. М., Радуга, 1992.

33. Шекспир Н. Грэм Грин. Иностранная литература. №7,1992.

34. Ивашева В.В. Английские диалоги. М., 1971.

35. Аннинская М. Человек, который опередил время и его эпоха. // Борис Виан. Полдник генералов. Харьков, «Феникс»,1998. // http://www.frmusique.ru/artists/vian/vian1.htm

Дополнительные темы:

1. Литература Швейцарии: от Г. Гессе к прозе М. Фриша и Ф. Дюрренматта.

2. М. Кундера: концепция современного романа. («Нарушенные завещания»)

3. А. Жид и А. Бошо о загадке Эдипа. («Тесей» и «Эдип, путник»)

4. «Патафизический мир» в романах Б. Виана.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1911 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...