Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 11. Новый латиноамериканский роман



Литература Латинской Америки ХХ века: общая характеристика, проблема своеобразия (европейская модель романа и национальная специфика). Культура стран Латинской Америки: Колумбия, Аргентина, Перу, Эквадор.

Х.Л. Борхес и его модель мира. «Библиотека» Х.Л. Борхеса. Время и пространство – «Сад расходящихся тропок».

«Магический реализм» Г.Г. Маркеса. «Сто лет одиночества» как роман века. Проза Г.Г. Маркеса как явление рубежа веков: мифотворчество и эсхатологизм, смеховая, карнавальная поэтика. Концепты «рода и дома» в романистике Г.Г. Маркеса.

Теория «фигур» в творчестве Х. Кортасара. Философия Игры как способ создания истории. Текст как эстетическая модель Игры: структура романа, диалог автора и читателя, метатекстуальность (текст о тесте).

Художественная литература:

1. Борхес Х.Л. Сад расходящихся тропок. Вавилонская библиотека. Алеф. Четыре истории. Три версии предательства Иуды. Сфера Паскаля. Сон Кольриджа. Книга вымышленных существ.

2. Маркес Г.Г. Сто лет одиночества. Полковнику никто не пишет. Исабель смотрит на дождь в Макондо.

3. Кортасар Х. Выигрыши. Игра в классики.

Практическое занятие № 1. Роман Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества».

1. Новый латиноамериканский роман как специфическое явление литературной классики ХХ века.

2. Г.Г. Маркес о проблеме романического жанра.

3. Истоки мифологем в романе. Мифотворчество писателя.

4. «Сто…» как семейная эпопея. Исторические параллели романа.

5. Образ Мелькиадеса в романе: символика, мифологические аналоги, смысл профетической функции.

6. Темы инцеста, одиночества и любви в романе.

Практическое занятие № 2. Роман Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества».

1. Прием карнавализации в романе: смеховая культура и пародийная стратегия.

2. Проблемы времени и пространства в романе. Роман как развернутый текст притчи о «роде».

3. Манускрипты Мелькиадеса: текст о тексте.

4. Концепты «рода» и «дома» в романе. Значение эсхатологического мифа.

5. «Сто…» как «роман века». Проблема «рубежа веков».

Практическое занятие № 3. Новеллистика Х.Л. Борхеса.

1. Особенности жанра новеллы в творчестве Х.Л. Борхеса.

2. «Борхес и Я»: загадки философских исканий писателя

3. Модель мира в произведениях Х.Л. Борхеса: «Алеф» и «Сад расходящихся тропок». Пространство и время.

4. Мир как текст: «Вавилонская библиотека». Нумерологическая символика в произведениях писателя. Борхес и У. Эко.

5. Мистификации Х.Л. Борхеса: легитимация знания в тексте (письме). «Роза Парацельса». «Три версии предательства Иуды».

6. Универсальность письма: «историй всего четыре».

Рекомендуемая критическая литература:

1. Дубин Б. Хорхе Луис Борхес: Страницы биографии. // Х.Л. Борхес. Собрание сочинений в 4-х т. Том 4. СПб, Амфора, 2001. С. 478-500. или http://ae-lib.org.ua/texts/dubin__borges_biography__ru.htm

2. Ф. Соррентино. Семь бесед с Борхесом. // http://www.borges.su/

3. Кутейщикова В.Н., Осповат Л.С. Новый латиноамериканский роман. М., 1983.

4. Мамонтов С.П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки. М., 1983.

5. Земсков В.Б. Габриэль Гарсия Маркес. М., 1986.

6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., Худож. лит., 1990.

7. Столбов В. Пути и жизни. М., 1985.

8. Киричук Е.В. Хронотоп библиотеки и аллюзия «потерянной книги» в зарубежной прозе ХХ века. Материалы межвузовской конференции, СПб, ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. С.227-231.

9. Орлов В.В. Романтика латиноамериканской прозы. // Орлов В.В. Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. М., «ТЕРРА-Книжный клуб», 2001. // http://lib.ru/PROZA/ORLOW_O/latinp.txt

10. Надъярных М. Ф. Марио Варгас Льоса. // История литератур Латинской Америки. Т. 5. Очерки творчества писателей XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 622—664.

11. История литератур Латинской Америки. Т. 5. Очерки творчества писателей XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2005.

Дополнительные темы:

1. Романистика Х. Кортасара.

2. Варгас Льоса – лауреат Нобелевской премии по литературе 2010.

3. «Магический реализм»: история, представители, поэтика.

Тема 12. Американская литература от 50-х к 90-м годам ХХ века.

Наследие интеллектуальной прозы (У. Фолкнер) в эпоху постмодернизма: Д. Дж. Сэлинджер, Дж. Стейнбек, С. Беллоу. Концепты «поиска» и «становления» в американской романистике.

«Литература факта» или «новая журналистика»: Т. Капоте, Н. Мейлер. «Контркультура» и литература: Дж. Керуак, А. Гинзберг, У. Берроуз.

Художественная литература:

1. Сэлинджер Д. Над пропастью во ржи.

2. Стейнбек Д. Зима тревоги нашей. Путешествие с Чарли в поисках Америки.

3. Беллоу С. Герзаг.

4. Капоте Т. Хладнокровное убийство. Завтрак у Тиффани.

5. Мейлер Н. Нагие и мертвые. Вечера в древности. Евангелие от сына божия.

6. Керуак Д. В дороге.

Рекомендуемая критическая литература:

1. Староверова Е.В. Американская литература. Саратов, «Лицей», 2005.

2. Антология поэзии битников. Пер. с англ. - М.: Ультра. Культура, 2004.

3. Писатели США о литературе. Т.1,2. М., 1982.

4. Аствацатуров А. Феноменология текста: игра и репрессия. М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 288 с.

5. Галинская И. Л. Загадка Сэлинджера // Галинская И. Л. Загадки известных книг. — М.: Наука, 1986. — С. 9-64.

6. Борисенко А. Дж. Д. Сэлинджер: классик и современник// Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи: Роман. Повести. Рассказы. — М.: Эксмо, 2007. — с.16

7. Керуак Д. Разбитое поколение. //http://www.chewbakka.com/brains/beat/

8. Норман Мейлер. Белый негр. Беглые размышления о хипстере. // Вопросы философии. № 9, 1992, с. 131—145.

9. Беллоу С. Писатели, интеллектуалы, политики: воспоминания о главном. ИЛ. №12,2005.

10. Зверев А. Быть человечным, только и всего. Послесловие к «Герцогу» Сола Беллоу. М., «Панорама», 1992.

11. Ленчук А. Памяти Сола Беллоу. ИЛ, №12, 2005.

12. Зверев А. Одинокие мечтатели Трумена Капоте. // Capote T. The Grass Harp. Breakfast Tiffany s. – M., Progress publishes, 1974. C.3-21.

13. Феклюнина В.С. Образ художника в романе Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и повести Т. Капоте «Завтрак у Тиффани». // Филологические этюды. Саратов, 2001. Вып.4, С. 60-62.

14. Зверев А. Через зону пустоты. – Иностранная литература, 1974, № 3.

15. Мейлер Н. Бой. – Иностранная литература, 1978, № 10.

16. Мейлер Н. Портрет Пикассо в юности. Иностранная литература,1997, № 4.

 
   
 
 

Тема 13. Драма во второй половине ХХ века:

Театр абсурда во французской литературе: антипьесы и трагифарсы Э. Ионеско. Традиция А. Жарри. Драматургия Б. Виана, Ж. Одиберти, Р. Вайнгартена, М. де Гельдерода.

Трагические «клоунады» С. Беккета. Театр без актера: «Сцены для театра» и «Дыхание» С. Беккета. Интертекст как способ «чтения» драмы театра авангарда.

Театр авангарда и американская драма: драматургия Э. Олби, концепция пластического театра Т. Уильямса.

Художественная литература:

1. Ионеско Э. Лысая певица. Стулья. Жажда и голод.

2. Виан Б. Живодерня для всех. Строители Империи.

3. Беккет С. В ожидании Годо. Сцены для театра. Дыхание.

4. Гельдерод М. де. Смерть доктора Фауста. Эскориал. Школа шутов.

5. Олби Э. Что случилось в зоопарке? Кто боится Вирджинии Вулф?

6. Уильямс Т. Трамвай «Желание». Стеклянный зверинец. Орфей опускается в ад.

Рекомендуемая критическая литература:

1. Проскурникова Т.Б. Театр Франции. Судьбы и образы. Очерки по истории французского театра II-ой половины ХХ века. / Т.Б. Проскурникова. СПб: Алетейя, 2002, 471 с.

2. Проскурникова Т. Б. Французская антидрама. / Т.Б. Проскурникова. М.: Высшая школа, 1968, 104 с.

3. Строев А.Ф. Ионеско. / А.Ф. Строев. // Французская литература. 1945-1990. Ред. коллегия: Н.И. Балашов, Т.В. Балашова, С.Н. Зенкин и др., М.: «Наследие», 1995. с. 541-552.

4. Киричук Е.В. Комическое в драматургии Б. Виана. Омск, ОмГУ, 2007.

5. Киричук Е.В. Поэтика комического в театре М. де Гельдерода. // Комическое в драматургии А. Жарри и М. де Гельдерода. Омск. ОмГУ, 2004.

6. Токарев Д. Курс на худшее: абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М.: Новое литературное объединение, 2002.- 336 с.

7. Крэг Э. Г. Актер и сверхмарионетка. // Крэг Э.Г. Воспоминания, статьи, письма. / Э.Г. Крэг. М.: Искусство, 1988.

8. Шамина В. Б. Миф и американская драма. Л., 1979.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1585 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...